Космическое путешествие

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Подготовка к празднику:

  1. Класс заранее делится на 5-6 команд. Можно тянуть жетоны  с изображением  небесных светил.
  2. Каждая команда выбирает название ракеты.
  3. Выбирается командир корабля, медсестра, радист, зоолог.
  4. До  праздника каждой команде выдаются вопросы для подготовки. (Приложение 1).
  5. Команды готовят эмблему с названием своего экипажа.
  6. Стихи о планетах  (Приложение 2) можно выучить наизусть, а можно читать выразительно.

Ход праздника.

...Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды, только звезды, россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятных размеров лоскутом черного бархата, усеянном миллионами звезд. Вся их жизнь была наполнена сказкой... Сказкой, которой нет конца, ибо все бесконечно. И каждый день в одно и тоже время тускнели алмазы, скрываясь под пеленой Нового Дня. Темные краски Ночи сменялись переливающейся симфонией пламени, пришествие Дня ознаменовывалось появлением яркого огня. "Бог Огня вернулся..." - говорили древние. Огонь... Люди поклонялись Ему вечно, со времен своего появления на этой земле. Он дал нам жизнь, пищу, все вокруг. Он дал нам Землю, на которой мы живем. Да будет Он вечен...

Огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему, Солнцу. Захватив из внешней среды газово-пылевое облако, Солнце обладает достаточной гравитационной силой, чтобы удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще восемь планет и пояс астероидов. Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией. Все это вместе: Солнце, планеты, астероиды, кометы - в совокупности образует Солнечную систему.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Солнечной системе и проверим, есть ли еще где жизнь.

Что нам для этого нужно? Ну, конечно, ракета. Сейчас каждая команда соберет для себя ракету. Готовы?

Межпланетный корабль.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Его с кораблем межпланетным сравни:
Хватает деталей? Подходят они?
Все надо заметить, все надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?

Жюри  отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Наибольший балл 7.
Корабли готовы, молодцы, ребята. Теперь можно лететь.
Экипажи к старту готовы?

I. Солнце

Чтец 1 (Приложение 2):

1 задание.

Что взять с собой в космос?

С
П
У
Т

Н
И
К
Написать необходимые вещи, начинающиеся на буквы, входящие в слово "спутник" и устно доказать необходимость этих вещей в космосе.

Жюри собирает листочки с ответами. Правильность ответов команды доказывают по очереди. За правильность составления списка максимально - 5 очков, за умение доказать - 5 очков.

2 задание.

Состязание на внимание (для капитанов).

   На подносе лежит 15-20 предметов (накрытых). Капитанам показывают содержимое подноса 30-40 секунд, затем они записывают то, что запомнили. Жюри за каждый правильный ответ дает одно очко.
Другой вариант: убирают 2 предмета. Что изменилось? Запишите.  Жюри оценивает по 5 баллов.

Чтец 2:

II. Меркурий и Венера.

Чтец 3:

Чтобы попасть на Венеру, командам нужно разгадать кроссворд.

Кроссворд:

1 Ю П И Т Е Р
2 Л Е О Н О В
3 Г А Г А Р И Н
С О Л Н Ц Е
5 Т Е Р Е Ш К О В А
6 С А Т У Р Н
7 С К А Ф А Н Д Р

Вопросы к кроссворду:

  1. Самая большая планета?
  2. Кто первым вышел в открытый космос?
  3. Первый космонавт?
  4. Источник жизни на Земле?
  5. Первая женщина космонавт?
  6. У какой из планет есть кольца?
  7. Одежда космонавта?
  8. По-гречески "блуждающая звезда", а по-русски?

Жюри оценивает по 7 баллов.

Планета Венера

Чтец 4:
III.  Земля и ее спутник Луна.
Планета Земля

Чтец 5:
1. Шифровка.
Ответственные за этот конкурс - радисты.
Командам выдается азбука Морзе (Приложение 3). При помощи азбуки командам нужно зашифровать фамилию Циолковский. 
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович
(1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.
Подсказка для жюри:

Ц И О Л К О В С К И Й
-.-. .. --- .-.. -.- --- .-- ... -.- .. . ---

Оценивают по 7 баллов.

Чтец 6:
2. "Узнай Луну".
Естественный спутник Земли - Луна

Чтец 7:
Подпишите фазы Луны.

1. 2. 3. 4.

Ответы: 1. Растущая Луна (молодой месяц).   2. Полнолуние.   3. Убывающая Луна (стареющая).  4. Новолуние.   Жюри оценивает по 5 баллов.

Чтец 8:

IV. Марс
Планета Марс

Чтец 9:

  1. "Узнай созвездия".

А) Разминка.   Ответственные зоологи. 
-          Есть ли на небе зверинец?
От каждой команды выходят по одному человеку (зоолог). Они должны  по очереди назвать созвездия "Животных".
(Лебедь, Б. Медведица, М. Медведица, Рак, Бык, Козерог, Змея, Скорпион, Рыбы, Дельфин, Ворон, Волк, Малый Пес, Заяц, Орел, Голубь, Кит, Лев ...)
Командам можно помогать. Жюри оценивает по 5 баллов.
Б) Узнай созвездия.   Играет вся команда.
Прошу к таблице!
В строчках надо
Распутать спутанную нить!
Скажите, слова какого ряда
Ваш ум смог бы прояснить?
Примечание:  из букв в каждом ряду можно, если расставить буквы в другом порядке, получить название какого-нибудь созвездия-"животного". Жюри оценивает это задание по 7 баллов.
Если после разгадывания команда сможет показать созвездие на карте звездного неба, то ей присуждается дополнительное очко.

ьбулог Голубь
кинопорс Скорпион
цадивемед Медведица
дьебле Лебедь
норво Ворон
яцаз Заяц

Чтец 10:

V. Планеты-гиганты (Юпитер и Сатурн).
Планета Юпитер

Чтец 11:

Конкурс-отдых. Отгадывать командам  можно хором. Жюри не оценивает.

ЗАГАДКИ ИЗ НЕБЕСНОЙ ТЕТРАДКИ
Автор загадок - Тамара Маршалова
(Отгадки написаны задом наперед)

1.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем...
(Ецнлос)

2.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ...
(Анул)

3.  

- Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи?
(Ыдзёвз)

4.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект...
(Йотемок)

5.

Это что за невидимка                                   
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой на ветках...
Ну, конечно, это - ...
(Ретев)

6.      

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки.
(Акалбо)

7.

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной.
(Агудар)          

Планета Сатурн

Чтец 12:

VI. Ледяные планеты.
Уран, Нептун, Плутон

Чтец 13:

А) Расставить планеты в порядке удаления от Солнца.

Дети расставляют только четыре планеты: Марс, Венера, Меркурий и Земля.

        5.Юпитер 6.Сатурн 7.Уран 8.Нептун 9.Плутон

Жюри оценивает по 5 баллов.

Б) Шуточный конкурс для медсестер.

Так как на этих планетах очень холодно, то у нас появились обмороженные космонавты.
Задание: обмотать бинтом (туалетная бумага) космонавта с ног до головы.
Побеждает та медсестра, которая сделает это быстрее и качественнее. 
Жюри оценивает по 5 баллов.

Чтец 14:

Литература:

  1. Ж. Парамонова "Забавная астрономия".
  2. Т. Маршалова "Загадки из небесной тетрадки".
  3. Детские журналы.
  4. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков "Мы и окружающий мир" - учебник для 2 класса.