Урок "Мы и окружающий мир"в 1-м классе по теме: "Животные леса и водоемов зимой (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания детей о том, как проводят зиму дикие животные и водоплавающие, рыбы.
  • Воспитывать чувства, эмоции, пробудить желание стать другом природы.
  • Развивать мышление, речь, смекалку детей.

Оборудование: Листы–панно (зимний лес), фигурки зверей, живая рыба, учебник, клей, кисточки.

1. Организационный момент.

Ход урока.

2. Чтение с доски учащимися:

« Мы любим лес в любое время года,
 Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.»

     Учитель: О чем эти строки?
                  ( Дети отвечают)
     Учитель: А что относим к природе?
                  ( Дети отвечают)
     УчительВы хотите  побывать в зимнем лесу? Тогда одевайте лыжи (зачем?)
      /имитируют/, прихватите с собой альбомные листы, книги, смекалку, сообразительность,
     ведь мы не только будем гулять, но и  наблюдать, рисовать картину зимнего леса.  

3. Учитель: Во время путешествия вас поджидают много хитрых ловушек, будьте    внимательны, не попадитесь в них.
Итак, мы входим в зимний лес. Вокруг стоят величественные сосны, шелестят листвой зеленые березки и осинки.
(Ловушка, дети заметили )
А почему лиственные деревья сбросили листву?
(Ответы детей)
Мы внимательно всматриваемся и вдруг, кого это мы видим? (Появляется учащийся в маске зайца.)
Ученик рассказывает о зайце, как он зимует.
Учащиеся дополняют.

    Учитель: Куда же мы поместим зайца на нашей картине зимы? (Дети оформляют на альбомном листе, зайца рисуют под кустиком или у пенька).

4. Загадка.

    Учитель: За деревьями, кустами
                  Промелькнуло быстро пламя.
                  Промелькнуло, пробежало
                 Нет ни дыма, ни пожара.
                                                   
(Лиса)

      Что вы можете рассказать о лисе, как она проводит зиму?
       А кто еще проводит зиму так же, как и лиса, заяц
(Волк)
       А как называют лису и волка? (Хищники)

Рассказ о пользе, которую все же приносят волк и лиса. (Поедают падаль)
Обобщение.

5. Учитель: Идем дальше. Что это за снежный домик? А из трубы дым валит? Что это за добрый хозяин топит печь?
Рассказ о медведях.
Все ли медведи ложатся в спячку? (Шатун)
А какой рассказ читали об этом? («Приспособился» В. Бианки)
А кто из вас видел маленьких, только что родившихся медвежат? Я вот видела.
 (Дети оспаривают, увидеть их нельзя, т.к. они рождаются зимой в берлоге).
А какие еще животные проводят зиму в спячке? ( Еж, змея, бурундук, барсук, летучие мыши, хомяки).
А здесь побывал какой–то интересный зверек, шелухи под деревьями целые кучи.
 
( Белка)
      Рассказ детей. Оформляют на листе.

6. Учитель: Идем по лесу, и вдруг…. Словно зеркало заблестело что – то, да это же лед   на лесной речушке. Как вы думаете, спят ли рыбы зимой? ( Показ живых рыб)
      Оформляют на листе.
 А это кто? ( Выхухоль, ондатра, бобр).
Рассказ о них. Чтение в учебнике стр. 90.

7. Игра « Птица, рыба, зверь»

8. Учитель: А вот на деревьях лесные телефоны. Позвоните от имени каких – либо
       зверей, а мы будем узнавать кто это.
( Дети звонят и сообщают просьбу от       зверей).
        Учитель: Путешествие наше закончилось. Возвращаемся в класс. Оно понравилось
           вам? Что нового узнали?
( Дети отвечают)
          А люди могут помочь чем–либо зверям и рыбам?
Работа над словами: лесничий, выхухоль, ондатра, мышкует.

Домашнее задание. Найти загадки о птичках, иллюстрации птиц, рассказы о зимующих птицах.

Поощрения дети выбирают сами себе.