Цели урока:
- Обобщить знания детей о том, как проводят зиму дикие животные и водоплавающие, рыбы.
- Воспитывать чувства, эмоции, пробудить желание стать другом природы.
- Развивать мышление, речь, смекалку детей.
Оборудование: Листы–панно (зимний лес), фигурки зверей, живая рыба, учебник, клей, кисточки.
1. Организационный момент.
Ход урока.
2. Чтение с доски учащимися:
« Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.»
Учитель: О чем эти строки?
( Дети отвечают)
Учитель: А что относим к
природе?
( Дети отвечают)
Учитель: Вы хотите
побывать в зимнем лесу? Тогда одевайте лыжи
(зачем?)
/имитируют/, прихватите с собой
альбомные листы, книги,
смекалку, сообразительность,
ведь мы не только будем гулять, но
и наблюдать, рисовать картину зимнего
леса.
3. Учитель: Во время путешествия вас
поджидают много хитрых ловушек, будьте
внимательны, не попадитесь в них.
Итак, мы входим в зимний лес. Вокруг стоят
величественные сосны, шелестят листвой зеленые
березки и осинки. (Ловушка, дети заметили )
А почему лиственные деревья сбросили листву? (Ответы
детей)
Мы внимательно всматриваемся и вдруг, кого это
мы видим? (Появляется учащийся в маске зайца.)
Ученик рассказывает о зайце, как он зимует.
Учащиеся дополняют.
Учитель: Куда же мы поместим зайца на нашей картине зимы? (Дети оформляют на альбомном листе, зайца рисуют под кустиком или у пенька).
4. Загадка.
Учитель: За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Что вы можете рассказать о
лисе, как она проводит зиму?
А кто еще проводит зиму так
же, как и лиса, заяц (Волк)
А как называют лису и волка?
(Хищники)
Рассказ о пользе, которую все же приносят волк и
лиса. (Поедают падаль)
Обобщение.
5. Учитель: Идем дальше. Что это за снежный
домик? А из трубы дым валит? Что это за
добрый хозяин топит печь?
Рассказ о медведях.
Все ли медведи ложатся в спячку? (Шатун)
А какой рассказ читали об этом?
(«Приспособился» В. Бианки)
А кто из вас видел маленьких, только что
родившихся медвежат? Я вот видела.
(Дети оспаривают, увидеть их нельзя, т.к. они
рождаются зимой в берлоге).
А какие еще животные проводят зиму в спячке? (
Еж, змея, бурундук, барсук, летучие мыши, хомяки).
А здесь побывал какой–то интересный зверек,
шелухи под деревьями целые кучи.
( Белка)
Рассказ детей. Оформляют на
листе.
6. Учитель: Идем по лесу, и вдруг…. Словно
зеркало заблестело что – то, да это же лед
на лесной речушке. Как вы думаете, спят ли рыбы
зимой? ( Показ живых рыб)
Оформляют на листе.
А это кто? ( Выхухоль, ондатра, бобр).
Рассказ о них. Чтение в учебнике стр. 90.
7. Игра « Птица, рыба, зверь»
8. Учитель: А вот на деревьях лесные
телефоны. Позвоните от имени каких – либо
зверей, а мы будем узнавать
кто это. ( Дети звонят и сообщают просьбу от
зверей).
Учитель: Путешествие
наше закончилось. Возвращаемся в класс. Оно
понравилось
вам? Что нового
узнали? ( Дети отвечают)
А люди могут
помочь чем–либо зверям и рыбам?
Работа над словами: лесничий, выхухоль,
ондатра, мышкует.
Домашнее задание. Найти загадки о птичках, иллюстрации птиц, рассказы о зимующих птицах.
Поощрения дети выбирают сами себе.