Театрализованное занятие на тему "Суд над информацией"

Разделы: Информатика


Действующие лица

  • Ведущий
  • Судья
  • Обвинитель
  • Защитник
  • Свидетели обвинения:
    • Луна
    • Амеба
  • Свидетели защиты:
    • Мартышка
    • Человек
  • Обвиняемая (Информация)
  • Присяжные заседатели
    • Старшина присяжных заседателей
    • Присяжные (11 человек)
  • Помощник судьи

 Задачи действующих лиц

Ведущий (В) – преподаватель, он говорит вступительное слово, помогает ведению процесса, поддерживает организацию в зале. Все остальные роли исполняют ученики.

Судья (С) – ведет заседание, разъясняет присяжным их задачи, поясняет решение присяжных, выносит приговор.

Обвинитель (О) – ученик, произносит обвинительное заключение, ведет допрос свидетелей, говорит речь перед присяжными.

Защитник (З) – ученик, ведет защиту, допрашивает свидетелей, выдвигает доводы защиты, произносит речь перед присяжными.

Свидетели обвинения

Луна (Л) – ученик, выступает с заявлением свидетеля, отвечает на вопросы соревнующихся сторон.

Амеба (А) – ученик, выступает с заявлением свидетеля, отвечает на вопросы соревнующихся сторон.

Свидетели защиты

Мартышка (М) – ученик, выступает с заявлением свидетеля, отвечает на вопросы соревнующихся сторон.

Человек (Ч) – ученик, выступает с заявлением свидетеля, отвечает на вопросы соревнующихся сторон, активно поддерживает точку зрения адвоката.

Обвиняемая (Информация) – ученик, все время угрюмо молчит. Говорит краткое последнее слово.

Присяжные заседатели

Старшина присяжных заседателей (СП) – ученик, во время заседания подсказывает присяжным возможное решение, записывает текст решения, произносит его перед судьей.

Присяжные (11 человек) (ПЗ) – учащиеся из зала, обсуждают услышанное и формируют “глас народа”.

Судебный пристав (ПС) – ученик, объявляет “Встать, Суд идет”, ведет протокол судебного заседания, выполняет указания судьи.

 Ход занятия

Картина первая.

На сцене – обстановка судебной комнаты: стол судьи с колокольчиком и колотушкой на нем. Для создания зловещего вида судье надо дать подсветку снизу, поставив на стол яркую настольную лампу с непрозрачным колпаком, а на столе положить белую бумагу. два столика для О и З, кафедра, за которой будут выступать свидетели, столик для ПС, скамья обвиняемых.

В: Сегодня здесь состоится весьма необычное событие. Перед вами пройдет суд. Суду подвергается не человек, не случай, не событие. Судебное следствие потребовалось для того, чтобы выяснить, существует ли подсудимая в действительности, или слухи об ее существовании выдуманы и распространяются для того, чтобы было легче шпынять учеников, ставить им неудовлетворительные оценки, заставлять их учить малоинтересные и не очень-то понятные определения. Думаю, что все здесь присутствующие заинтересованы в выяснении истины по делу (с пафосом) “УЧАЩИЕСЯ ПРОТИВ ИНФОРМАЦИИ”! Судебное заседание НАЧИНАЕТСЯ!
ПС: Встать! Суд идет!
Все встают. Входит судья.
С: (В сторону ПС) Пригласите стороны
ПС: В заседание приглашаются: (по мере объявления на сцену выходят действующие лица) обвинитель, защитник. Для выполнения обязанностей присяжных заседателей требуется 12 человек. Кто из присутствующих в зале может взять на себя ответственность решить судьбу обвиняемой? (Вызываются из зала. Обязательно среди вызвавшихся должен быть ученик, играющий роль ПС. СП проводит их на места в первом ряду зала и рассаживает). Введите обвиняемую. (СП вводит обвиняемую и усаживает ее на скамью)
С: (К присяжным) Господа присяжные заседатели. Ваша роль в данном заседании заключается в том, что вы будете внимательно выслушивать выступающих. После прений сторон вы удалитесь в совещательную комнату и вынесете свое решение. Ваше решение должно быть кратким: виновна или не виновна. Вы можете высказать свое особое мнение, если не придете к полному согласию, однако, это мнение не обязательно будет учтено судом.
(к залу) Итак, заседание начинается. Слово обвинителю. (к О) Можете начать допрос свидетелей.
О: Я вызываю первого свидетеля обвинения – небесное тело.
ПС вводит на сцену Луну. Луна – это большой, надутый гелием воздушный шар, раскрашенный под Луну. ПС привязывает веревочку от шара к кафедре. Когда Луна говорит, ее речь представляет собой довольно музыкальные звуки, исполняемые на синтезаторе. От лица Луны говорит переводчик. Выход Луны сопровождает торжественная музыка. Подойдет из саундтрека к фильму “Одиссея 2001”. Эта музыка очень тихо сопровождает все время пребывания Луны на сцене.
С: (С почтением) Представьтесь, пожалуйста, небесное тело, назовите ваше имя, время рождения, общественное положение.
Л: Я самое близкое к вам небесное тело. Имен у меня много. Некоторые зовут меня Луной, также известна под именами Селена, Moon, у меня много имен. Почти в каждом народе я почиталась и почитаюсь как божество. У некоторых народов я считалась более могущественной, чем солнце, потому что появляюсь и днем и ночью. У египтян я звалась Тот и считалась богом учения и мудрости, создателем письменности. Время моего рождения… Это большая тайна. Насколько я знаю, я несколько моложе вашей планеты, хотя и ненамного.
С: Надеюсь, вы предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний?
Л: (Важно с достоинством) Вообще-то да, но я хотела бы увидеть того, кто приложит ко мне эту ответственность. Не забывайте о тяготении…
О: Что вы можете сказать по рассматриваемому сейчас делу?
Л: пафосом, несколько наигранным) Я говорю от лица всех миллионов тонн пылинок, которые 4 миллиарда лет назад были совершенно свободными и летали в космосе вокруг нашего общего светила – Солнца. Всего лишь под влиянием тяготения и электрических сил мы слиплись в небольшое небесное тело. Никакой такой цели и желания слипаться у нас не было. Да и какие такие цели и желания могут быть у пылинок?.. Ну слиплись… А потом как начали по нам бить метеоритами. Все лицо изуродовали, посмотрите, какая картинка получилась. Раньше-то я была гладенькая, как пасхальное яичко. И не поверите, на мне появилась даже надпись. “Здесь был Олдрин”. ( поворачивается не видимой сначала стороной и на ней действительно надпись и отпечаток кроссовки) Кто такой Олдрин, я не представляю. Наверно, воспользовался тем, что я по полмесяца в темноте, и написал.
О: Итак, вы утверждаете, что движение пылинок и ваше собственное не имеет никакой конкретной цели и происходит только под действием сил природы, включая тяготение, электрические и магнитные силы?
Л: Да.
О: Благодарю вас, достопочтенная Луна за помощь в нашем деле. Вы можете заняться своими прямыми обязанностями (Луна уходит под крещендо, внезапно обрывающееся, когда она скрывается за кулисами).
О: Прошу занести это высказывание в протокол. (Судье) Ваша честь, мы заслушали неодушевленное тело, относящееся к мертвой природе, так сказать, Теперь мы заслушаем другого свидетеля, относящегося к живой природе. В зал вызывается Амеба. (к СП) Введите, простите, внесите, нет, пусть затекает.
А вползает, перекатываясь через свою третью ногу, крутясь, под струящуюся музыку (Запись Ж.М. Жарра)
С: (С неприязнью и брезгливостью) Займите свое место и присягните говорить правду. Представьтесь, назовите свое место и время рождения, род занятий.
А: (Быстро) Корненожка Амеба, ваша честь. Вы меня еще называете Амеба Протей. Родилась одной из первых на этой планете. Занимаюсь… да ничем особенным, ем, питаюсь, то есть. Иногда могу вызвать серьезную болезнь, если меня разозлить.
С: Вы предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
А: (Быстро и ехидно) Пугають, всю жизнь пугали. Помню, еще динозавры меня пугали. Где они теперь-то? Крокодилами стали… Не без моего участия, знаете ли…
О: Расскажите, что вы знаете об Информации?
А: (Визгливо, быстро тараторит как на базаре торговка) Да ничего я не знаю об этой инфамации. Об инфузориях – знаю, об инфекциях – знаю, даже (гордо) об инфлюэнце знаю, а об инфамации – не ведаю, слыхом не слыхивала, у нас в пруду ее и не было никогда…
О: А как же о цели вашего движения?
А: Какая-такая цель? никакой цели. Да просто есть хочу – двигаюсь, вредность окружать начинает – убегаю. Из простых мы, даже простейших, какая там инфамация…
З: Ваша честь, у меня есть вопрос к свидетелю.
С: Спрашивайте
З: Госпожа Амеба, скажите, а если вам грозит опасность, как вы об этом узнаёте?
А: (В замешательстве) Ну-у, я просто ее чувствую, ощущаю всей цитоплазмой.
З: И что вы делаете в это время?
А: Стараюсь определить, с какой стороны она приближается, и утекаю в противоположную сторону.
З: Вопросов больше нет, ваша честь.
С: (Брезгливо) Амеба, вы можете уйти, утечь, ну как у вас это называется там… Обвинитель, у вас есть еще свидетели?
О: Нет, ваша честь, хотя я мог бы привести еще множество свидетельств, однако они были бы похожи на приведенные как две капли воды.
С: Защитник, теперь ваша очередь. Посмотрим, какие у вас свидетели.
З: Пригласите в зал свидетеля Мартышку
М входит, стараясь (но не слишком) быть похожей на человека. Музыка – какая-нибудь веселая, но нестандартная. Может быть – запись на мандолине – например Лес Пол.
С: (С улыбкой и без почтения) Свидетель, назовитесь, ваш возраст и род занятий?
М: (Стараясь удерживаться в медленном темпе, но все время срываясь на быстрый) Мартышка, из приматов я. Живу на Земле почти столько же, сколько и человек (быстро) даже, пожалуй, чуть постарше вас буду. (опять медленно) Кочую по лесам со своим стадом.
С: Вы предупреждаетесь об ответственности за дачу ложных показаний.
М: Предупреждаюсь, предупреждаюсь, у меня для этого в стаде самец-вожак специальный есть. Он всегда меня предупреждает. Крикливый – ужас!
З: Мартышка, скажите, а как ваш вожак узнаёт, что надо предупредить вас?
М: Да он просто, встает на ноги и оглядывается. Увидит что-то неприятное и кричит, чтобы мы убежать успели.
З: Как вы узнаёте, куда бежать надо?
М: (Важно, довольная, что может поправить человека) Не куда, а откуда. Вожак нам в сторону опасности показывает, мы и бежим от неё.
З: А если вы далеко от вожака и не видите его?
М: Ну, тогда мы бежим от вожака, слушаем, куда бегут остальные и бежим с ними.
З: Ваша честь, у меня нет больше вопросов.
С: Обвинитель, у вас есть вопросы?
О: Нет, ваша честь
С: Мартышка, вы можете идти. (Мартышка упрыгивает под ту же музыку)
З: Следующий наш свидетель – Человек. Прошу пригласить его в зал.
СП вводит в зал Человека. Музыка играет что-то веселое
С: Свидетель, назовите себя, ваш возраст и основное занятие
Ч: (Серьезно, так что аж надувает щеки, ведь он самый молодой из всех свидетелей) Человек, Homo Sapiens Sapiens, возраст – около миллиона лет, основное занятие – развитие себя и природы. Да, забыл, еще – познание.
С: Человек, вы предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Ч: Разумеется, разумеется.
З: Человек как Вы думаете, информация существует или нет? Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.
Ч: Я не только думаю, что информация существует, но и знаю, т.к. я сам содержу в себе очень много информации. И т.к. я человек разумный, то я могу видеть информацию и получать её.
З: Вы можете сказать, что такое информация?
Ч: О. Информация — это власть над природой!!! Как сказал Фрэнсис Бэкон “Знание — власть”
З: Человек скажите нам, как Вы получаете информацию?
Ч: Человечество на протяжение всего существования получало, получает и будет получать информацию. Т.к. мы не представляем жизнь без информации. Наша жизнь заключается в том, что мы получаем информацию, обрабатываем её и храним для передачи другим.
З: Расскажите нам подробней, откуда Вы получаете информацию.
Ч: О, мы получаем информацию отовсюду. Например: из физики, биологии, кибернетики.
З: Вы сказали, что содержите в себе очень много информации. Вы имели в виду свое биологическое строение?
Ч: Я хочу сказать, что гены содержат информацию о строении живых организмов и информация связана с целесообразным поведением живых организмов на основе получения и использования информации из внешней среды. Также я получаю информацию извне связанную с религией. Большую долю информации я получаю из книг, но также я знаю вещи, которые мне раньше никто не говорил, но эта информация хранится у меня в мозге.
З: Т.е. Вы хотите сказать, что информация существует, и Вы всегда это знали, и будете получать информацию.
Ч: Да. Я утверждаю, что информация существует. Т.к. человек не может стоять на месте, мы должны двигаться вперед. Даже эта информация заложена в нас, то, что мы должны идти к прогрессу.
С: (К О) Огласите обвинительное заключение.
О: Обвинительное заключение. Я обвиняю информацию в том, что она возникает только в результате сознательной деятельности человека. Человек в процессе познания и практической деятельности приписывает объектам, с которыми он имеет дело, некоторый смысл, т.е. объявляет их “имеющими” некоторую информацию. Информация субъективна и существует только в человеческом сознании.

(Примечание: далее обвинитель выступает с речью, которую готовит сам актер)

С: (К З): Защитник, вы можете выступить с заявлением.
З: Мы слышали здесь свидетельство Луны и то как она говорила о том, что у её пылинок не было никакой цели. Да. Мы не можем сказать, что тянуло пылинки к соединению в Луну? Но если мы задумаемся, к чему иному могло привести пылинки их движение — можем увидеть второй вариант разбеганию по всей Галактике. Это было бы повышением Хаоса, т.е. ростом энтротопии. Мы же наблюдаем Луну, т.е. Хаос уменьшился, пылинки самоорганизовались в Небесное Тело, что во много раз более упорядоченно, энтротопия уменьшилась, а следовательно увеличилась информация. Более того, процесс Луны продолжается! Свидетельница сама сообщила нам, что на ней появляются какие-то надписи, она подвергается бомбардировкам метеоритами, следовательно, увеличивает свою массу и уменьшает Хаос во вселенной. Она копит информацию!!!

По свидетельству амебы мы видим, что она получает информацию и обрабатывает её, т.е. как она говорила, она как-то узнает, что ей грозит опасность и утекает прочь, т.е. она доказывает этим существование информации, при этом, не зная про нее ничего.

По опросу мартышки и человека я могу сказать, что они осознают информацию (особенно последний). Как мы слышали, Человек не может жить без информации, и он признаёт информацию всеобщим свойством материального вида и то, что информация является свойством, задающим направление движения в самом общем смысле.

С: (К присяжным) Господа присяжные заседатели. Вы выслушали речи обвинителя, защитника и допросы свидетелей. Теперь ваша задача обсудить их и вынести свое решение. Оно должно содержать лишь одно утверждение – виновна или не виновна подсудимая.
ПС: (К залу) Встать, Суд уходит.

Судья выходит со сцены, за пим выходят все, кроме присяжных.

Картина вторая

На сцене – обстановка заседательской комнаты. За столом сидят присяжные и обсуждают решение. Старшина присяжных направляет обсуждение и следит за тем, чтобы разговор не выходил за рамки темы. Ход второго действия не определен заранее.
По окончании обсуждения начинается

Картина третья

ПС: (К залу) Встать, суд идет.
Входит судья, обвиняемая
С: (К присяжным) Господа присяжные заседатели. Вы обсудили ваше решение?
СП: Да, ваша честь
С: Огласите его
Вариант 1 (виновна)
СП: Виновна
С: В соответствии с решением присяжных заседателей суд выносит приговор. (Ударяет колотушкой) Информация в ходе судебного заседания признается виновной в том, что она в действительности не существует, т.е. практически является самозванкой, узурпировавшей роль базового понятия философии. В соответствии с этим, суд приговаривает информацию к покаянию и рекомендует авторам учебников более ясно выявлять эту сторону информации.
Вариант 2 (не виновна)
СП: Не виновна
С: В соответствии с решением присяжных заседателей суд выносит приговор. (Ударяет колотушкой) Информация, признанная не виновной в ходе судебного заседания может быть освобождена от ответственности за не доказанностью преступления. Одновременно суд выносит частное определение в адрес авторов учебников по информатике, в котором требует от них более ясного изложения этого неоднозначного вопроса.
ПС: Встать. Суд уходит

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5