Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому учреждению

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время невостребованные в 90-х гг. ясли переживают настоящий “бэби бум”. Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. В наш детский сад с января 2004 г. записалось более 100 детей при плановой наполняемости 50 человек.

Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

Но при организации этой работы мы испытываем некоторые трудности:

  1. Одним из факторов, осложняющих адаптацию, является неблагоприятный возрастной период. Труднее всего переносят изменение условий жизни дети с 10-11 месяцев до 1,5 лет. Это в полной мере подтверждается фактами: в этом году у детей в возрасте до 10 месяцев адаптация легко протекала у 63 %, а у 37%- средняя тяжесть. В то же время у детей с 10 месяцев до 1,5 лет легкая степень адаптации -36 %, средняя -57%, тяжелая-7%.
  2. Не все родители готовят детей к детскому саду: многие дети приходят с вредными привычками, неприученные к нашему режиму дня .
  3. Отсутствие в штате психолога затрудняет процесс обследования детей.
  4. Иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу.
  5. Осложнен процесс адаптации у детей с аллергодерматозами. В этом году нет ни одного ребенка с легкой адаптацией, 1 ребенок с тяжелой, остальные со средней.

Это происходит потому, что все дети имеют сочетанную патологию: все абсолютно состоят на учете у дерматолога и невропатолога, а многие и у других специалистов, практически все они являются длительно и часто болеющими.

Но несмотря на все выше перечисленные трудности, у нас сложилась определенная система работы по данному направлению, которая дает положительные результаты.

Так легкую адаптацию в течение нескольких лет проходят более 50% наших воспитанников. В этом году процент детей с тяжелой адаптацией снизился на 4,2%, а средняя адаптация увеличилась с 39% до 43,2% . Все это стало возможным, благодаря совместным усилиям администрации, медицинского, педагогического персонала и родителей.

Для достижения оптимального результата мы опираемся на основополагающие нормативно-правовые документы федерального значения. Это:

-“Конвенция о правах ребенка”,
- Федеральный закон “Об образовании” ст. с 13 по 18, ст.52,
- Типовое положение о ДОУ,
- Концепция дошкольного воспитания от16.06.89г. №7/1,
- Письмо Минообразования РФ от 17.06.94г. №58 “О реализации прав детей при приеме в ДОУ”
- Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ,
- Сан ПиН 2.4.1.1249-03 (санитарные правила)
- Приказ Главного Управления Образования и Науки Челябинской области №01-856/257 от 27.12.2002г. “О системе взаимодействия муниципальных органов образования и здравоохранения по раннему выявлению детей с патологией в развитии”, и другие.

Локальные нормативные документы:

- устав ДОУ;
- лицензия на право ведения образовательной деятельности;
- перспективные, календарные планы, план работы по облегчению адаптации детей в трудных случаях;
- различные положения;
- правила для родителей в период адаптации;
- приказы “Об укомплектовании детей”, “Об определении программы”, “Назначение ответственных за одевание детей на прогулку”, и т. д.;
- инструкция по распределению обязанностей сотрудников группы;
- листы адаптации, календарь адаптации, карты нервно-психического развития;
- должностные обязанности воспитателей группы для детей с АД;
- график адаптации;
- тетрадь движения;
- сигнальная карта заболеваемости;
- решение медико-педагогического совещания по анализу адаптации.

Все эти документы способствуют правильной организации персонала в период адаптации.

Работа по организации адаптации начинается у нас задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно мы составляем отдельный план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволяет учесть социальный заказ жителей микрорайона и города, укомплектование детьми, познакомить родителей с опытом работы нашего учреждения.

В этом плане мы предусматриваем проведение мониторинговых исследований потребностей родителей, оформление: паспорта микрорайона, рекламных щитов в детской поликлинике, приглашение родителей с детьми на Дни здоровья, Дни открытых дверей и другие мероприятия; работу мини-школы для родителей по подготовке к поступлению в ДОУ, которая включает в себя знакомство с правилами для родителей, режимом дня д/с, психолого-педагогическими рекомендациям и по оптимизации процесса адаптации и т.д.

Каждый родитель, который записывает к нам своего ребенка, получает памятку “Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение ”.

Одной из эффективных форм работы по подготовке детей к детскому саду считаем клуб “Малышкина школа”, который функционирует с 2000 года. Разработано положение о клубе, накоплен богатый практический материал.

Основные задачи клуба:

- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;
- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение и другие.

Занятия клуба проводятся 1 раз в квартал в соответствии с годовым планом.

Энтузиаст этого начинания Н.Г.Марчук выступила с данным опытом в прошлом учебном году на профессиональном объединении воспитателей групп раннего возраста, а в 2004 году представила его на фестивале педагогических идей “Открытый урок” и получила диплом фестиваля.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем со средствами массовой информации в том числе и по данному вопросу: газета “Озерский вестник” напечатала 2 наших статьи с рекомендациями для родителей.

Следующий этап работы – подготовительный. Алгоритм данной деятельности следующий:

1. Заключение Родительского договора, где подробно оговариваются все аспекты взаимоотношений.
2. Консультирование родителей специалистами ДОУ. Основное внимание предлагаем родителям уделять здоровью ребенка, убеждаем их в том, что из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка, этот самый важный.
3. Анкетирование родителей является хорошим подспорьем при знакомстве с семьями будущих воспитанников. Здесь мы осуществляем сбор информации о состоянии здоровья и нервно-психическом развитии ребенка, семейных традициях, любимых занятиях малыша.
4. Прогноз вероятной степени адаптации является одним из средств, направленных на облегчение состояния детей, которое помогает предвидеть тяжелую адаптацию и вовремя принять соответствующие меры.
В этом году прогноз оправдался и даже изменился в сторону улучшения. Так, легкую степень адаптации мы прогнозировали у 6 детей, на деле получилось у 11, средняя – 11 человек, по факту – 9, тяжелая – 2, у нас – 1.
5. Календарь адаптации помогает распределить поступление детей равномерно в соответствии с инструкцией по приему и обслуживанию детей в яслях в период адаптации, т.е. не более 1 – 2 малышей в неделю.

Следующий этап – этап наблюдений, когда ребенок уже пришел в группу. На этом этапе реализуется система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

Эта работа отражена в годовом плане детского учреждения и календарных планах воспитателей. Практикуем мы и планирование комплекса мероприятий по смягчению адаптации у отдельных детей в случае тяжелого привыкания.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая помогает снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Мы приветствуем, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку или тарелочку, которой привыкли пользоваться дома, семейные фотографии.

Очень важным моментом является расстановка и четкая и слаженная работа персонала на группе, где адаптируются дети и всего коллектива в целом. Консультации и индивидуальные беседы с сотрудниками помогают своевременно предупредить негативные моменты и убедить их в том, что все проблемы ребенка становятся нашими профессиональными проблемами и нельзя перекладывать вину на родителей, даже если они не сумели соответствующим образом подготовить ребенка к детскому саду.

Все наблюдения за ребенком оформляются в листах адаптации, которые по окончании подшиваются в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашаем сначала на прогулку или во 2-ой половине дня.

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно, также постепенно новичка приучаем к системе требований детского сада.

При взаимодействии с семьями воспитанников учитываем типы семейных отношений, стремимся сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

Важную роль в организации работы по обеспечению благоприятных условий играет контроль со стороны руководителя и медицинских работников.В этом году прошла тематическая проверка хода адаптации. Регулярно осуществляется оперативный контроль за течением адаптации, организацией педпроцесса, взаимодействием взрослых с ребенком.

Система информационного обеспечения, разработанная в детском саду в 2001 году, позволяет своевременно собрать и проанализировать информацию о состоянии и результатах протекания адаптации в тот или иной период.

Последний завершающий этап – этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. Медико-педагогическое совещание, которое, как правило, проходит в октябре-ноябре, позволяет подвести окончательные итоги данной работы и внести изменения в существующую модель деятельности ДОУ.

Четкая, профессионально слаженная и продуктивная работа педагогов, медицинских работников, участие родителей и благоприятный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста.