Тема урока. « Отвечаем на вопрос : «почему?»»
Цель урока: научить детей задавать вопросы, начинающиеся с «почему», вводить в объяснительную часть рассуждения правило, примеры, рассказ о конкретном случае; подбирать верные объяснения, строить элементарные рассуждения по структурной схеме.
Оборудование урока: карточки для индивидуальной работы учащихся, таблица-схема для построения правильного рассуждения, таблица подведения итогов урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
У. Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Но сначала нам предстоит определить главное понятие урока.
П | К | М | Е | Н |
Р | Л | О | Ж | И |
Е | Д | П | А | Е |
1. | 8. | 9. | ||
2. | 5. | 6. | 7. | 10. |
3. | 4. | 11 |
У. Что такое предложение?
Д. Предложение-это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства.
У. Какие бывают предложения по цели высказывания?
У. Давайте вспомним, когда и какие знаки препинания мы ставим в конце предложения?
Д. Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.
Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас-
Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет все в порядке!
У. Какие слова помогают составлять вопросительные предложения?
У.Определите ключевое слово- вопрос данного урока.
лоджжпочемузщшгн
У. Мы с Вами живем в интересном и замечательном мире и постоянно сталкиваемся с огромным количеством «почему?», стремясь понять этот мир. Есть загадочные «почему»: почему птицы летают? Почему летом идет дождь, а зимой снег? Есть сердитые «почему»: почему ты не приготовил уроки? Есть внимательные «почему»: почему ты такой грустный сегодня? Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я не прав? А ну докажи?
Вот какие разные «почему»- и все требуют ответа. А ответить - объяснить и доказать - нелегко.
И на нашем уроке мы должны научиться формулировать, а главное правильно отвечать на вопрос: почему?
Предъявление схемы.
То, что объясняется, слово-мостик объяснение,
доказывается. потому что доказательство
У. Как же правильно ответить на этот вопрос? В разговоре для быстроты мы, конечно, начинаем ответ с потому что, но в деловой речи это не принято.
У. Давайте попытаемся найти ответ на вопрос: почему в одних сказках заяц серый, а в других - белый?
Д. В одних сказках заяц белый, а в других серый, потому что действие сказки происходит в разное время года.
У. Мы нашли краткий ответ на этот вопрос. Более подробно узнать, почему же это происходит можно из книги. « Почемучка».
У. Используя схему-подсказку, составьте ответ-доказательство.
В одних сказках за.ц белый, в других -серый, потому что..
У. Почему в данной записи я использовала письмо с «окошками».
Д. Вы использовали письмо с окошками, потому что в этой записи можно сделать ошибку.
У. В написании, каких слов вы сомневаетесь? Как проверить? Как проверить написание слова заяц?
( По ходу ответу учитель записывает ответ на доску).
У. Готовясь к этому уроку, я посчитала, что девочки задали мне вопрос с «почему» 8 раз, а мальчики 7. Кто в нашем классе более любознательный?
У. Сегодня я вам приготовила ряд вопросов по русскому языку, но каждого спросить не удастся. Помогите мне, работая в паре, учитель-ученик.
- Почему безударным гласным звукам при письме нельзя доверять?
- Почему в слове мороз слышится звук «с», а пишется буква з?
- Почему в слове ночка не пишется ь знак?
- Почему в слове вода мы пишем безударную гласную о?
У. С этим заданием вы справились. Ребята из нашего класса подготовили для всех специальное задание. Послушайте стихотворение. Какой вопрос с «почему» вы можете задать героям этого произведения?
С.Михалков.Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Ме-е, ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
У. Можно начать так:
Это случилось потому…
У. Сегодня на уроке мы учились задавать и отвечать на вопросы «Почему?».
Но вот незадача, вопросы и ответы для следующего задания у меня спутались.
Помогите мне. Соедините карточки вопрос-ответ. Правильность своего ответа Вы можете проверить.
( У каждого ребенка на парте лежит карточка с вопросом или ответом, ориентируясь на суть вопроса необходимо найти пару- ответ. ) Для облегчения работы, пары карточек соединяются по цвету.
Почему птицы улетают на юг?
Птицы улетают на юг, потому что зимой птицам
голодно и холодно.
Почему ноябрь называют предзимьем?
Ноябрь называют предзимьем, потому что он бывает
перед началом зимы.
Почему нельзя рвать ландыши?
Ландыши рвать нельзя, потому что они занесены в
Красную книгу.
Почему морская вода полезна?
Морская вода полезна, потому что в ней содержится
много йода, а он необходим человеку.
У. Найдите вопрос о последнем месяце осени. Запишите в тетрадь ответ-рассуждение.
У. Наш урок подходит к концу. Но мне кажется много разных вопросов так и не нашли своего ответа. Придумайте свой вопрос с «почему», запишите его, положите в конверт, а конверт подпишите.
Итог урока
У. Сегодня на уроке мы работали над вопросительным предложением. Кто-то работал хорошо, у кого-то, что-то не получилось, у кого-то все складывалось отлично. Найдите на индивидуальных листах страничку «Итоги» и нарисуйте свое настроение на уроке.