Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - астрономии, географии, истории, экологии,
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы,
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей,
- развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.
Оборудование: Физическая карта мира; предметы старины; кроссворд; раздаточный материал для каждого этапа урока; мультимедийный проектор с компьютером для проверки.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения. (5 мин.)
Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня на уроке мы обобщим основные сведения об окружающем мире. А зачем нам необходимы все эти знания, в чем они могут быть полезны для нас?
(От нас зависит каким этот мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о мире нас окружающем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь этот мир, чтобы сохранить его для будущих поколений.)
Для работы мы разделились на группы: 4 группы по 6-7 человек.
Сегодня урок будет состоять из 4 основных этапов:
1- вопросы на знание изученных терминов;
2- практические задания;
3- кроссворд;
4- подведение итогов уроков и оценка своей работы.
Прежде чем приступим к заданиям, возьмите, пожалуйста, листок для оценок и поставьте себе ту отметку, которая, по вашему мнению, отражает ваши знания по пройденным разделам: астрономия, география, история и экология. (Приложение № 1)
В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше?
Для работы нам понадобится еще одна табличка для записи баллов, переверните первую табличку. (Приложение № 1) Сюда вы будете заносить те баллы, которые заработаете на уроке. Если команда будет работать дружно и слаженно, и вы закончите выполнять задания быстрее других групп, то можете решать дополнительные задания, которые есть в специальном конверте. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. (В конверте различные загадки и ребусы по теме урока)
ЭТАП 1. «Термины». (5 мин.)
За время изучения этой большой и интересной темы, нам встретилось много новых научных слов, давайте вспомним, что они значат.
(Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, затем ответы сверяются, выбирается правильное решение. Ответ озвучивает представитель группы. Максимальный балл - 4)
Задания для каждой группы:
Группа № 1 | Группа № 2 | |
Соедините линией слово и его лексическое значение |
Запишите одним словом выражение | |
Наука, изучающая небесные тела | История 1б. | Запись событий год за годом ____________________________________1б. |
Наука, изучающая прошлое | Астрономия 1б. | Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. _________________________________1б. |
Хранилище документов | Красная книга 1б. | Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать. Все это________________________________ ____________________________________2б. |
Книга, в которую внесены редкие, исчезающие животные | Архив 1б. | |
Группа № 3 | Группа № 4 | |
Продолжите выражения: | Отгадайте загадку | |
От вращения Земли вокруг своей оси зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. От вращения Земли вокруг Солнца зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. | Дорога есть - ехать нельзя, Земля есть - пахать нельзя. Луга есть - косить нельзя, В реках и морях воды нет. 2б. Вставьте правильно недостающее слово: _________________ показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. 2б. |
ЭТАП 2. Практическая работа (с последующей проверкой каждого задания). (20 мин.)
Задание № 1.
Группа 1
Соберите модель Солнечной системы.
Расположите планеты по порядку и подпишите их. (4
б.)
Задание № 1.
Группа 2.
Подпишите созвездия, выбрав названия из списка:
Орион, Малая Медведица, Кассиопея, Телец, Большой
Пес. (2б.)
Подпиши самую яркую звезду созвездия. (2б.)
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.
Задание № 1.
Группа 3.
1. Укажите стрелками, какая звезда, какому созвездию принадлежит. (1б.)
Сириус Телец
Полярная звезда Большой Пес
Альдебаран Малая Медведица.
2. Ответьте на вопросы:
Какое небесное тело само светится?__________________________
1б.
Как называется естественный спутник
Земли?___________________ 1б.
Как называется пространство, окружающее Землю,
включающее звезды и
планеты?___________________________________ 1б.
Задание № 1.
Группа 4.
По тексту узнайте, о какой планете идет речь. Дополните свой ответ дополнительными знаниями о планете.
Это ближайшая к Солнцу планета. Она получила свое название в честь римского бога торговли. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. ___________________ 1б
Эта планета, названа в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Она меньше Земли, но у нее есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).___________________ 1б.
Эта планета самая большая. Состоит главным образом из газов, имеет цветастую атмосферу, в ней постоянно бушуют мощные ураганы.______________________ 1б.
Эта планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой».Она окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты.___________________ 1б.
Практическая работа
Задание № 2.
Группа 1.
Соберите карту полушарий. Приклейте материки, подпишите океаны.
Подпишите западное и восточное полушария. (5б.)
Задание № 2.
Группа 2.
Обозначьте на контурной карте буквами: (5б.)
|
Задание № 2.
Группа 3.
Закрасьте на контурной карте: (5б.)
|
Задание № 2.
Группа 4.
Восстановите текст: (5б.)
Модель Земли называют _______________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют __________________. Существует много видов географических карт, например, __________________________________________. На физической карте синим цветом обозначена ____________, коричневым ____________, зеленым _____________________, а белым ___________. Каждая карта имеет свой ________________.
Практическая работа.
Задание № 3:
Группа 1.
Выберите среди предметов исторические источники. Вспомните их названия и расскажите, для чего их использовали.
Задание № 3:
Группа 2.
Заполните пропуски на «ленте времени».
годы | 1-100 | 201-300 | 301-400 | 401-500 | 501-600 | 601-700 | 701-800 | 801- 900 | 901-1000 | |
века | I | II | III | IV | VI | VII | VIII | IX | ||
1001-1100 | 1101-1200 | 1301-1400 | 1401-1500 | 1501-1600 | 1601-1700 | 1701-1800 | 1901-2000 | 2001-2100 | ||
XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XXI |
Задание № 3:
Группа 3.
Найдите правильный ответ и соедините линией с вопросом.
Как называются древние записи, которые велись год за годом? | Архив |
Кунсткамера | |
Хранилище документов? | Музей |
Где бережно хранятся предметы старины? | Летоисчисление |
Книга | |
Как назывался первый музей в России? | Летопись |
Задание № 3:
Группа 4.
По году определите историческое событие, подпишите век. Подберите иллюстрации к этому событию на открытках и расскажите о нем.
ВЕК | ГОД | СОБЫТИЕ |
1147 | Великая Отечественная война | |
1812 | Первое упоминание о Москве | |
1941-1945 | Отечественная война с войсками Наполеона |
Практическая работа.
Задание №4.
Группа 1.
Распределите на карте полушарий объекты природного и культурного наследия: водопад Виктория, Большой Барьерный риф, Мемфис, Московский Кремль, водопад Игуасу, статуя Свободы. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Рисунок 10.
Задание №4.
Группа 2.
Приведи примеры объектов Всемирного наследия.
Всемирное природное наследие _______________________________________
______________________________________________________________________
Всемирное культурное наследие: ______________________________________
______________________________________________________________________
Дорисуйте эмблему Всемирного наследия.
Рисунок 11.
Задание №4.
Группа 3.
Подпишите названия животных из международной Красной книги.
Рисунок 12. Рисунок 13.
Задание №4.
Группа 4.
Попробуйте ответить на данные вопросы:
О какой экологической проблеме говорится в этом тексте?
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходы различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефти гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. (1 б.)
_____________________________________________________________________________
О каких мерах защиты океана вы знаете? (2б.) _________________________
_____________________________________________________________________________
Какие международные экологические организации вы знаете? Назовите их. (2б.) _________________________________________________________________________
Этап 3. Разгадайте кроссворд.
(Каждая группа получает свои вопросы.) Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Группа 1.
1- Самый большой по площади материк
5 - Планета, на которой есть жизнь
10 - Модель Земли
11 - Хранилище документов
Группа 2.
4 - Половина земного шара
6 - Древние записи о событиях, которые велись год за годом
8 - Небесное тело, которое само светится
16 - Изображение земной поверхности на плоскости
Группа 3.
7 - Десять веков
15 - Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное …
17 - Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и Южное полушария
18 - Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
Группа 4.
2 - Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому.
12 - Планета, названная в честь бога торговли (самая «быстрая» планета)
13 - Счет лет называется…
14 - Небесное тело, вращающееся вокруг звезды
(Проверка кроссворда идет с помощью мультимедийного проектора и компьютера. Команды по очереди называют свои ответы. Два слова из кроссворда, Кремль и Байкал, дети отгадывают все вместе, т.к. вопросов 18.)
В итоге должна получиться тема урока «Земля и человечество»
Этап 4. Подведение итогов
Вот и подходит к концу наш урок. Все хорошо потрудились, повторяли, применяли знания на практике. А зачем же нам так много нужно знать о Земле и человечестве? (Размышления детей.)
Давайте подсчитаем те баллы, которые вы сегодня заработали. (Дети подсчитывают баллы за урок, определяют свою отметку за урок)
А теперь мы снова вернемся к нашей первой табличке, где вы еще раз оцените свое знание и понимание изученной темы. (Сравнение результатов начала урока и конца, рефлексия.)
Домашнее задание будет для вас творческое на выбор. На тему: «Какой бы я хотел видеть Землю в будущем» нужно нарисовать плакат или написать сочинение. Лучшие работы будут переданы в общешкольную копилку творческих работ, и их увидит вся школа.