В итоге многолетней педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида сложилось концептуальное представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии.
Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а так же их тесная межпредметная связь.
Одной из основных задач в комплексном логопедическом, педагогическом, оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой деятельности.
Педагоги-дефектологи в своей работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.
О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали многие ученые. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также о воздействии на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Четкая организация логопедических и музыкально- двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.
Основу занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления.
Первое-развитие неречевых процессов: слухового внимания , слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.
Второе-развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.
Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние. Пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.
Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.
Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала.
Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями.
Различные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.
Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят
- элементы логоритмики,
- пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
- артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата,
- дидактические игры на развитие сенсомоторики.
Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств.
Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт).
Оздоровительные мероприятия:
- массаж,
- самомассаж,
- дыхательная гимнастика.
Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.
Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.
Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков.
Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.
Для достижения наибольшей эффективности педагог опирается на определенные принципы при планировании своих занятий.
Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала, он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадящее-оздоровительному режиму.
Повторение позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания.
Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком, а также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек.
Принцип доступности предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий двигательных, музыкальных, логопедических.
Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
Принцип всестороннего воздействия обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма.
Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных и шумовых инструментах).
С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает результативность межпредметной связи коррекционных занятий – музыки, ритмики и логопедии.
Приложение№1
Музыкально-логопедическое занятие
“Сказка о весёлом язычке”
Цель: Развитие речи и коррекция речевых нарушений с применением элементов ритмики и музыки.
Задачи:
1.Разучивание основных упражнений для языка.
2.Развитие подвижности артикуляционного
аппарата.
3.Воспитание чувства ритма.
Оборудование:
Наглядные пособия, карточки для пропевания вокализов, карточки с мимическими упражнениями, зеркало, игрушка-лягушка с подвижным язычком (язычок одевается на руку преподавателя), музыкальное оформление.
Ход занятия. 1.Вход детей 2.Приветствие 3.Введение в тему
Артикуляционная гимнастика: Губы улыбаются, язычок лежит на нижней губе, верхние зубы видны. |
-За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом-зубками. |
Зевнуть, руки развести в стороны. | -Каждое утро он просыпался. |
Раскрыть рот, верхние и нижние зубы хорошо видны. | -Широко открывал окошко. |
Вытянуть язык к подбородку. | -И выглядывал посмотреть, какая погода на улице. Язычок посмотрел на землю. |
Кисть руки делает волнообразные движения. | -И увидел что, вся земля покрыта белым снегом. |
Язычок посмотрел на небо, на землю, налево, направо и захотел узнать; “А который сейчас час?” | |
Упражнение_”Часы” | |
Артикуляционная гимнастика: | Улыбнуться, зубки хорошо видны. Вытянуть узкий язычок (он будет часовой стрелкой, а зубки-цифрами) и четко, не спеша передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой, слева – направо. |
-Тик-так, часики идут, тик-так, песенку поют. |
|
Упражнение для развития силы голоса и автоматизации звуков. | Пропевание вокализов. БИ-И-И-И-ИМ, БО-о-Оо-Оом БИ-И-ИМ, БО-О-ОМ. |
-Пора делать утреннюю гимнастику | |
Симуляция речедвигательного аппарата. | Мимические упражнения. Повторить мимические упражнения на индивидуальных карточках (приложение №2) |
-Надо, надо заниматься По утрам и вечерам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам! |
|
-Лёг язычок на нижнюю губку и поднимает свой кончик вверх, опускает вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Молодец очень хорошо занимался! Пора умываться! | |
Дыхательная гимнастика. Улыбнуться, зубки видны, вдох и “открыть водичку” - выпустит воздух целенаправленной струёй сквозь зубы, подставив под струю сомкнутые ладони. Слышится песенка водички. С-с-с-с-с-с-с-с. |
|
Выполняется поглаживающий самомассаж лица и шеи. | -Водичка, водичка Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
Артикуляционная гимнастика: Кончиком языка чистим зубки сначала с наружи потом внутри. |
Упражнение “Чистим зубки” -Чисти зубы, чисти зубы И с наружи и внутри Чисти зубы, чисти зубы Не болели, чтоб они. -Ну что зубки мы почистили, а теперь надо привести себя в порядок. Физкультминутка Игровой самомассаж выполняется стоя. |
Хлопают в ладоши. Топают ногами. | -Я в ладоши хлопаю И ногами топаю. |
Растирание ладоней. | Ручки разотру, тепло сохраню. |
Ладонью противоположной руки поглаживают предплечья и плечи. | Ладошки, ладошки, Утюжки-недотрожки. Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше. |
Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. | Вы погладьте ножки, Чтобы бегали по дорожке. |
-Ну, вот пора завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. |
|
Дыхательная гимнастика с использованием тактильно вибрационного контроля. | Упражнение “Подуем на чай” -Подуть на широкий кончик языка, просунутый между губами, что способствует выработке сильной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для произношения свистящих звуков. Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. |
Произнести на выдохе. | -Ах, какой душистый чай. |
Широкий кончик языка лежит спокойно на нижней губе. | -А к чаю у язычка были блины с вареньем. |
Широким языком закрыть верхнюю губу и облизнуть её с верху вниз. | Упражнение “Оближи варенье” -Наелся язычок блинов, напился чаю, посмотрел на себя в зеркало и увидел, что его губы выпачканы вареньем. |
Имитируется ходьба двух человечков с помощью указательного и средних пальцев, остальные пальцы прижаты к ладони. | -После завтрака язычок пошел гулять. Раз, два, три, четыре, пять- Язычок пошел гулять Маленькие ножки Пошли по дорожке Шли, шли, шли, шли И к ладошке подошли. |
Пальчиковая гимнастика | |
Пальцами одной руки проводят по другой. | По дорожке белой гладкой |
Пальчики скачут по руке. | Скачут пальцы как лошадки |
Поменять руки. | Цок, цок, цок Цок, цок, цок- Скачет резвый табунок. Ехали, ехали, и домой приехали. |
Подуть сквозь сомкнутые губы, вызывая их вибрацию. | Язычок остановил лошадку. “Тп-р-р-ру” |
4.Подведение итогов. | Вот и закончилась утренняя прогулка
язычка, а с ней и наше занятие. -Что нового вы сегодня узнали? -Что вам понравилось? -Что не понравилось? |