Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По разработанным программам, высококвалифицированными специалистами осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, по воле судьбы попавших в учреждение интернатного типа. Но тем не менее . при проведении более глубокого анализа работы, очевидным остаётся тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и практически не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Это говорит о том, что система интернатного сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите, устарела. Абсолютно актуальным и предельно понятным стало то, что нужно изменять условия проживания и сопровождения таких детей. Наиболее эффективной является форма семейного воспитания, т.е. помещение ребёнка в приёмную семью, поскольку только семья может оказать на него то влияние, которое не заменят никакие искусственно созданные условия.
Администрация муниципального образования города Мегиона дала возможность нашему учреждению начать осуществление перехода к семейным формам сопровождения детей, для чего и была разработана эта программа. Но поскольку , помещение детей в семейную группу, это пока ещё инновация, и используется в России не во многих регионах, испытываются трудности в отсутствии нормативной базы, необходимой для обеспечения работы в данном направлении. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, обеспечивающий качественный и эффективный переход к воспитанию детей в семейных группах.
1.Паспорт программы:
1.Наименование программы:“Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”.
2. Основания для разработки программы: изменение специфики работы учреждения в связи с изменением статуса учреждения.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ( с изменениями от 10,25 ноября 2002 года, 10 января 2003 года).
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 25 “Об утверждении рекомендаций, об организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации ( с изменениями от 23 января 2004 года).
- Федеральный Закон от 24 июня 1999 года 120–ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” ( с изменениями от 13 января 2001 года).
- Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( с изменениями т 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 года).
- Постановление Министерства Труда РФ от 30 января 1997 года №4 “ Об утверждении порядка приёма, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
3. Заказчик программы: администрация муниципального образования города Мегиона.
4. Основные разработчики программы: заместитель директора по воспитательной работе Ирина Анатольевна Келлер.
5. Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
6. Задачи программы:
- обеспечить детям условия проживания, максимально приближенные к домашним.
- оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;
- создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
- создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
- формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя таким образом подготовку к будущей семейной жизни;
- развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
- осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;
- осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите;
- формировать и закреплять навыки ведения собственного подсобного хозяйства.
7. Сроки реализации программы: 2004 – 2009 года.
8. Перечень основных подпрограмм:
- программа коррекционно-логопедического обучения;
- программа психолого-социального становления ребёнка в изменённых социальных условиях посредством коррекции самовосприятия, самоотношения и отношения к окружающим “Самопознание”;
- программа психологической помощи младшим школьникам с эмоциональными нарушениями и отклонениями в поведении;
- программа психологической помощи подросткам с нарушениями эмоциональной сферы и отклонениями в поведении;
- примерная программа коррекционно - развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в обучении, поведении и общении;
- программа психологического обеспечения семейных групп;
- программа профилактики приобщения и зависимости от ПАВ;
- программа тренинга для детей и взрослых, организующих семейную группу;
- программа работы социальных педагогов.
9. Перечень разделов программы:
- Социальная защита и воспитание детей
- Коррекционно - развивающая и оздоровительная работа.
- Методическая работа.
- Взаимосвязь с учреждениями и предприятиям города.
- Предполагаемый результат.
- Приложения.
10.Исполнитель программы: администрация и педагогический состав МУСО “Наш дом”
11. Источник финансирования программы: бюджет муниципального образования города Мегиона
12.Система организации контроля за исполнением программы:
внутриучрежденческий контроль, контроль со стороны Департамента труда и социальной защиты населения, а также администрации муниципального образования города Мегиона.
13. Предполагаемый результат:
снижение уровня беспризорности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; успешная их социализация и интеграция в общество; полный переход в сопровождении и воспитании таких детей от учреждения интернатного типа к семейным группам.
2.Пояснительная записка:
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Наше учреждение было организовано решением администрации г.Мегиона в 1993 году как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус основания – детский дом. 23 марта 2004 года решением Главы муниципального образования детский дом был перепрофилирован в муниципальное учреждение социального обслуживания “Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей” За время существования нашего учреждения через него прошли 109 воспитанников. Из них: 46 выпускников. Шесть воспитанников возвращены к родителям, как временно помещённые; 7 детей возвращены к родителям, восстановленным в родительских правах; 10 – ушли под опеку и 4 воспитанника усыновлены. На 01.08. 2004 года в Центре воспитывается 36 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Это дети, оставшиеся без родителей по причине их смерти, болезни, лишения родительских прав, нахождения в местах лишения свободы.
Структура МУСО состоит из управленческого аппарата, отделения социальной реабилитации со стационаром и оказанием социально-правовой помощи, где находятся дети , поступившие в детский дом несколько лет назад и не достигшие совершеннолетия, и семейных групп – открытых сравнительно недавно. . Готовится к открытию группа дневного пребывания для детей, проживающих в биологических семьях, но не имеющих нормальных жизненных условий. Это депривированные дети, страдающие отсутствием заботы, любви, ласки со стороны самых близких и родных людей. В семейных группах проживают дети младшего и среднего возрастов. У нас их две, по 6 воспитанников в каждой. Работают с детьми и одновременно проживают с ними в специально приобретённых муниципальным образованием города домах, семейные пары, прошедшие процедуру отбора в воспитатели семейной группы.
СВЯЗЬ МУСО “НАШ ДОМ” С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ Г. МЕГИОНА (Приложение 1)
В МУСОШ №7 обучается – 9 воспитанников – 25%;
В МОУ СОШ №6 – 6 воспитанников – 16,6%;
В СШ № 8 – 6 воспитанников – 16,6%;
Вечерняя школа- 4 воспитанника – 11%;
Профессиональный лицей- 4 воспитанника – 11%;
Нижневартовский социально-гуманитарный колледж- 1 воспитанник – 2,3%;
Музыкальная школа – 1 воспитанник – 2,3 %;
Учебно-производственный комбинат – 5 воспитанников- 13,8%.
Вышеприведённая информация может быть выражена в диаграмме “Занятость воспитанников в учебных заведениях” (Рисунок 1)
Из 46 выпускников, вышедших из стен нашего учреждения, почти все получили средне-специальное образование, за небольшим исключением. К сожалению, есть воспитанники, которые по определённым причинам не работают и не обучаются после окончания
средней школы ( инвалидность, бродяжничество, безработица, УСН). Процент таких детей небольшой. Почти все они состоят на учете в службе занятости и получают пособие по безработице. Данная информация выражена в диаграмме (Рисунок 2)
Сопровождение воспитанников осуществляют 78 работников учреждения, 33 из которых –педагогический состав Центра.
Педагоги учреждения постоянно повышают уровень своей профессиональной компетентности посещая курсы повышения квалификации, обмениваясь опытом работы с учреждениями аналогичного профиля городов Нижневартовск, Лангепас, Мегион и др.
К 2005 году полностью все педагоги учреждения будут иметь профессиональную категорию, с наиболее высоким порядковым номером по сравнению с сегодняшним днём ( поданы заявления на аттестацию: на высшую категорию – 3 человека; на первую – 5 человек; на вторую – 3 человека) Уровень профессиональной компетентности педагогов выражен в диаграммах (Рисунок 3 и рисунок 4)
Координатором педагогического процесса является заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе.
В учреждении непосредственно с детьми кроме педагогов-воспитателей и социальных работников работают: педагог-организатор, педагог дополнительного образования, физинструктор, 2 инструктора по труду, логопед, психолог, социальные педагоги, библиотекарь, дежурные по режиму.
Учреждение работает в режиме круглосуточного функционирования, поскольку основной контингент воспитанников проживает здесь постоянно. С 1993 года учреждение строит свою работу по типу семейного проживания разновозрастных групп, в которых объединяются дети по психофизиологической совместимости. Это семейно-воспитательные группы. В настоящее время на территории Центра в отдельных корпусах проживают 3 такие группы, по 7-10 воспитанников в каждой. Условия проживания максимально приближены к домашним.. Организовывают работу с детьми в этих группах 5 воспитателей. В каждой группе созданы условия для социальной адаптации ребёнка в повседневной жизни: есть гостиные, кухни, спальные комнаты, санузлы. Для социальной и психологической реабилитации детей в учреждении имеются: музыкальный зал, библиотека, функционирует досуговый клуб занятий по интересам, работает швейная мастерская и оборудуется столярная мастерская. Закуплено оборудование для открытия физ.кабинета в медицинском блоке.
На сегодняшний день материальная база учреждения способствует развитию воспитательного процесса и реабилитационной работы с детьми группы риска, проживающими как в Центре, так и за его пределами.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Конечной целью учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По четко разработанным программам осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, попавших по воле судьбы в учреждение интернатного типа.
С ними работают группы высококвалифицированных специалистов и педагогов, используются всевозможные методы и приёмы работы, разрабатываются и внедряются различные инновации для эффективного достижения поставленных целей и задач. Учреждение , подобное нашему, становится для воспитанников, находящихся в его стенах, основной и единственной моделью социального мира. Но тем не менее, при проведении более глубокого анализа остаётся очевидным тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и , практически, не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к дальнейшей, самостоятельной жизни.
Отслеживая жизнедеятельность выпускников интернатных учреждений , мы убеждаемся в том, что у наших бывших подопечных
- не сформированы некоторые необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка;
- есть существенные трудности в общении с окружающими;
- проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям;
- имеются затруднения в построении собственной семьи и личной жизни;
- присутствует неумение дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье;
- отсутствуют навыки взаимопомощи.
Отмеченные выше недостатки говорят о том, что система интернатного сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, устарела. Возникла необходимость внесения педагогических корректив в сопровождение детей группы риска.
Конвенция ООН о правах ребёнка декларирует”… ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством”. Наиболее эффективной эта помощь будет считаться при помещении ребёнка в приёмную семью.
Семья оказывает то влияние на ребёнка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специально искусственно созданные условия.
Абсолютно актуальным и предельно понятным на данном этапе работы нашего учреждения стало то, что необходимо осуществлять плавный переход к системе семейного сопровождения детей, находящихся в Центре. В апреле 2004 года была открыта первая семейная группа для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.. Дети в количестве 6 человек воспитываются семейной парой, прошедшей тщательную процедуру отбора в воспитатели, и проживают в отдельном капитальном доме, приобретённом для этой цели муниципальным образованием города Мегиона. Приусадебный участок купленного дома составляет 1572 кв. метра, что дает возможность приобщать детей к сельскохозяйственному труду. За 6 месяцев существования этой семейной группы уже виден колоссальный социальный эффект в личностном становлении каждого ребенка. В сентябре 2004 года открыта вторая группа на тех же условиях
( закуплен еще один дом в том же месте). Здесь проживают воспитанники средней возрастной группы в количестве 7 человек. В перспективе покупка ещё одного дома. Таким образом конечной целью нашего учреждения является помещение воспитанников , находящихся в отделении социальной реабилитации со стационаром ( т.е. бывших воспитанников детского дома) в семейные группы.
Семейные группы курируют и сопровождают социальная и психологическая службы
учреждения.
Все приобретённые для наших воспитанников дома расположены в одном месте, рядышком друг с другом. Поэтому созданная маленькая “детская деревенька” позволит детям беспрепятственно общаться , развивать общие интересы, поддерживать дружеские отношения, совместно проводить время при всём при том, что дети будут проживать в разных семьях.
Для достижения выше поставленных целей в МУСО “Наш дом” разработана программа
“ Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”
3.КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
23 апреля 2004 года детский дом “Наш дом” приобрёл новый статус муниципального учреждения социального обслуживания и стал “Центром помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом”. Отличительными чертами реорганизации учреждения были преемственность, укрепление позиций специалистов, усиление социальной значимости Центра уже как специализированного учреждения в системе социальной защиты. Потребовали пересмотра программы учреждения. Приоритетным направлением дальнейшей работы стало жизнеобеспечение детей , попавших в трудную жизненную ситуацию, по инновационным методам. Предпочтение было отдано воспитанию в семейных группах, поскольку наравне с огромным социальным эффектом в воспитании детей мы имеем и материальную выгоду. Переход на такую форму работы повлечет за собой изменение штатной структуры учреждения, что значительно сократит расход на одного ребёнка. Кроме детей, находящихся сегодня в Центре, администрация МУСО несёт ответственность и за детей, нуждающихся в государственной защите и проживающих в биологических семьях на территории посёлка Высокий. Специалисты учреждения уже приступили к изучению детей этой категории и в ближайшее время будет составлен банк данных, что значительно облегчит работу в этом направлении. Семейная группа – это одна из форм патронатного воспитания. В основе её деятельности лежит идея разделения ответственности за ребёнка между Администрацией Центра и воспитателями семейной группы. Администрация берёт на себя ответственность за решение социальных проблем , обеспечение потребности в образовании, медицинской и психологической помощи воспитанников. Воспитатели отвечают за жизнь, развитие и воспитание. Воспитателями в обязательном порядке являются семейные пары, работающие в Центре по трудовому договору (контракту). Организация жизнедеятельности детей в семейной группе основывается на совокупности принципов информированности, психологической поддержки, диалогичности в общении и взаимодействии, принципе сочетания свободы и ответственности. Помещение ребёнка в семейную группу – это инновация, как уже говорилось выше. Проблема на сегодняшний день заключается в обеспечении работы по данному направлению нормативной базой. Данный опыт уже используется в России во многих учреждениях для детей- сирот и детей, нуждающихся в государственной защите, но на условиях эксперимента. В своей работе мы широко используем опыт этих учреждений. При открытии семейных групп в МУСО были использованы ключевые и основополагающие моменты международного проекта “ТАСИС”, опыт работы Московского детского дома №19, Лангепаского Реабилитационного Центра . Огромную роль в формировании системы взглядов на новую форму сопровождения детей группы риска сыграли Католиковские чтения , ежегодно проводимые в Москве, а также курсы при Институте по Защите прав человека. Воспитание в семейных группах - наиболее эффективное и перспективное направление в работе с детьми, нуждающимися в помощи. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, позволяющий проводить работу в данном направлении более качественно и целенаправленно
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений
ЗАДАЧИ
- обеспечить детей питанием, одеждой; создать нормальные условия проживания;
- оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;
- создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
- создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
- формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
- развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
- осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;
- осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите;
- формировать и закреплять навыки ведения собственного подсобного хозяйства.
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основные формы деятельности учреждения:
Муниципальное учреждение социального обслуживания “ Центр помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом” рассматривает несколько основных форм деятельности:
- ребёнок временно находится в Центре до момента достижения совершеннолетия;
- ребёнок помещается в семейную группу;
- дети, проживающие в биологических семьях и нуждающиеся в государственной защите, временно помещаются в группу дневного пребывания;
- ребёнка оформляют под опеку, на усыновление или возвращают в кровную семью, если появляется такая возможность ( при содействии органов опеки и попечительства)
Основные направления программы:
Социальная защита и воспитание детей.
Наиболее эффективной является семейная форма устройства детей, что является конечной целью нашего учреждения. Комплексная реабилитационная работа по каждому направлению реализации программы имеет 5 этапов.
1 ЭТАП. (личностно-ориентированный)
ЦЕЛЬ: первоначальное знакомство с детьми, прибывшими в “Центр помощи” и выбор направления деятельности относительно каждого ребёнка
Длится до полной адаптации прибывших детей в “Центре помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей”
Предполагает:
- создание атмосферы доверия, уважения со стороны педагогов и сотрудников Центра;
- безусловное принятие детей такими , как они есть;
- создание условий для устранения тревожности , озлобленности, недоверия со стороны детей;
- проведение доверительных бесед с целью сближения с детьми;
- стабилизацию эмоционального фона , способствующая полному раскрепощению прибывших детей через общение с воспитанниками Центра;
- установку на сознательное выполнение основных режимных моментов;
2 ЭТАП ( основополагающий)
ЦЕЛЬ: формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития.
Предполагает:
- изучение детьми своих прав и обязанностей;
- четкость, последовательность в работе и требовательность со стороны взрослых;
- закладка основ позитивного мировоззрения воспитанников;
- изучение понятий нравственности, справедливости;
- выработка первоначальных навыков общения с социумом;
- формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям русской семьи, формирование понятия о благополучной семье.
Второй этап может считаться успешно завершённым только пи соблюдении всех условий первого. Это период “ близкого знакомства”, период трудностей, когда взрослый и ребёнок должны найти точки соприкосновения и воздействия друг на друга.
3 ЭТАП ( самопознание).
ЦЕЛЬ: формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого
преодоления жизненных трудностей.
Предполагает:
- выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;
- совершенствование навыков самообслуживания;
- выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;
- познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;
- развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;
- формирование основных понятий об этике и психологии семейной жизни;
- погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности.
Третий этап представляет собой период осознанных действий. Воспитанник берёт на себя все больше и больше самостоятельности.
4 ЭТАП ( культурно-развивающий)
ЦЕЛЬ: формирование мотивации достижения и успеха.
Предполагает:
- развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;
- создание условий для разнообразной деятельности ( клубы, кружки, походы, спорт);
- включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;
- оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях.
5 ЭТАП ( заключительный)
ЦЕЛЬ: формирование социальной позиции личности, личностного и профессионального самоопределения.
Предполагает:
- ориентацию на закон, гражданские права и личную ответственность;
- выработку умения самостоятельного обеспечения себя за счет своего труда;
- конструктивный стиль общения и правовые формы защиты себя;
- саморуководство, необходимость выбора жизненного пути и персональную ответственность за него;
- оказание помощи в правильном выборе профессии:
- подготовку к будущей семейной жизни.
Это заключительный этап, на котором ребёнок не может получить должного развития, если он не получил его на предыдущих этапах.
Поэтапное осуществление работы с детьми зависит от контингента самих детей.
Дети, находящиеся в отделении социальной реабилитации со стационаром, уже пребывают в учреждении от 3-х до 8 лет ( ранее был детский дом). Естественно, что первоначальные этапы они прошли и работу с ними нужно начинать с 4-го , 5-го этапов.
Дети, находящиеся в семейных группах, в зависимости от возраста, проходят все 5 этапов; для ребят, находящихся в группе дневного пребывания достаточно первых 2-х.
1 НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ
В ЦЕНТРЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЗАЩИТА И
ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.
Направление “ Социальная защита и воспитание детей” предполагает развитие личности ребёнка до уровня достаточной адаптированности в социуме при полной защите прав и законных интересов этого ребёнка со стороны учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Эффективность воспитательной работы определяется чёткостью поставленных целей и задач, умением правильно выбрать методы и приёмы работы с каждым ребёнком, умением осуществлять индивидуальный подход к воспитанию, а также преемственностью в работе всех специалистов учреждения. В целях оказания помощи социально дезадаптированным воспитанникам в учреждении работает гибкая система воспитательной работы, позволяющая детям освоить и приобрести навыки самообслуживания, культуры поведения до полного уровня их сформированности.
Организационно-методическое руководство воспитательной работой в учреждении осуществляется руководителем учреждения , заместителем директора по воспитательно-реабилитационной работе и методистом. Ответственными за качество воспитания детей являются воспитатели групп. В начале учебного года каждый воспитатель составляет свой перспективный план работы по тому направлению деятельности, которое выбрал. А именно, чтобы всесторонне добиться поставленных целей в воспитательном и реабилитационном процессах, работа с детьми ведётся одновременно по таким направлениям : правовое воспитание, развитие социально-бытовых навыков, подготовка воспитанников к семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности и профилактика здорового образа жизни, правила хорошего тона, общение.
Примерная тематика занятий по вышеперечисленным направлениям расписана в Приложении 6.
Методические рекомендации к проведению занятий разрабатывает методист учреждения.
Количество занятий по каждому направлению, разнообразие методов и форм работы определяет сам воспитатель ( но не более 2-х занятий в неделю по одному направлению)
Тема занятий ежегодно может повторяться, но значительно увеличивается объем информации и расширяется её диапазон в зависимости от этапов реализации программы.
Уровень воспитательной работы на каждом этапе можно проследить в таблице
“Уровень воспитательной работы на каждом этапе” (Приложение 2)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- Беседа ( разговор, обмен мнениями).
- Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет).
- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
- Семейные посиделки ( семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми)
- Экономические уроки ( занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
- Моделирование проблемных ситуаций ( занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения ).
- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора ( предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
- Игра ( тот или иной способ развлечения).
- Метод сотворчества ( совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого)
- Метод психологической адаптации.
- Праздничные массовые мероприятия.
- Вечера тихого чтения.
- Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы)
- Метод творческих возможностей. ( предоставление ребёнку показать свои возможности и способности)
- Соревнование ( форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание условий для успешного укрепления физического и социального здоровья детей. Оказание помощи в получении знаний о своих законных правах и умении защитить себя.
Задачи:
- создать среду для формирования нравственно-правовых знаний и соответствующего социально-нормативного поведения;
- организовать работу по профориентации детей; формировать и закреплять у воспитанников понятия “долг”, “право”, “ обязанность”, “ ответственность”;
- формировать детское правосознание;
- знакомить детей с основами права (семейное, уголовное, гражданское, жилищное, административное)
Ниже предлагается программное содержание деятельности социального педагога (Приложение 3)
ЗАЩИТА И ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.
Цель: обеспечить полную социальную защищённость детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
МУСО “Наш дом” несёт ответственность за:
- восстановление жизненно-важных документов ребёнка;
- контроль поступления денежных средств на счета воспитанников учреждения;
- участие в решении вопросов по предоставлению жилья воспитанникам Центра;
- контроль состояния жилья детей, на которое имеются охранные документы;
- регистрацию детей по месту жительства, контроль своевременного получения паспортов, гражданства;
- оформление пенсий и доплат;
- оформление пенсий по инвалидности;
- ведение наследственных дел с оформлением документов;
- участие в судебных процессах в роли защитника прав ребёнка;
- оформление пакета документов в государственный банк данных о детях, нуждающихся в государственной защите;
- устройство выпускников на учебу и работу;
- оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов в пользу ребёнка;
- оказание помощи в решении бытовых проблем.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений и вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.
Примерная тематика профилактических бесед ( Приложение 4)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Цель: отследить динамику социогенеза личности каждого ребёнка. Определить причины его нарушения .
Подробное описание социально – педагогической диагностики на каждом этапе в Приложении 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
- ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – соответствие педагогического влияния природе ребёнка;
- СОЦИОСООБРАЗНОСТИ – создание или компенсация приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребёнка;
- АМБИВАЛЕНТНОСТИ - организация педагогического влияния , согласованного с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями;
- ПРИНЦИП ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ – отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного эмоционального взаимодействия;
- ПРИНЦИП ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – активизация собственных внутренних усилий ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УСПЕХОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.