Урок русского языка по теме: "Ударные и безударные гласные"

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умение проверять безударные гласные в словах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: енот, беда, ежиха, ведро.

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается во всех этих словах и может разделить их на две группы. (Мы будем писать букву е. Она встречается во всех этих словах. Но в словах енот и ежиха она обозначает два звука: [й`], [э] это первая группа, а в словах беда и ведро один звук: [э] — это вторая группа.)

ера ерб ерв ...

— Определите последовательность букв в этом ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.)

III. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.

Учитель называет слова с непроверяемыми гласными в корне: месяц, горох, пенал, тетрадь, молоко, одежда, мороз, работа, платок, ветер, заяц, береза.

— Почему написание этих слов нужно запомнить? (Безударные гласные нельзя проверить.)

IV. Стихи-загадки.

— Я загадаю, а вы отгадайте.

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка.)

Полюбуйся, посмотри —
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда там эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)

— Как проверим безударные гласные в середине слова? (Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным.)

Снежинка — снег
Холодильник — холод

Физкультминутка

— Встаньте, пожалуйста. Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная е, то вы похлопаете в ладоши, если безударная гласная и, то вы сделаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и.

Учитель называет слова: спина, река, ведро, зерно, лицо, стена, село, листы, звезда, слеза, стрела, зима, число.

V. Работа над предложениями.

— Составьте из данных слов предложения:

широко, р..ка, разлилась, Волга
красивые, ст..ят, г..рода, на, б..регах, ее
цв..тут, в, с..ды, в..сной, селах
хороша, Волга, в, любое, года, время

Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.

IV. Работа по вариантам.

Вариант I.

М..лчать, м..сной, охр..нять, уд..влять, гр..знуля, пл..сать.

Вариант II.

По..вился, г..рчица, сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, нар..дить.

— Спишите. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

V. Итог урока.

— Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.

VI. Домашнее задание.