Цель: развивать умение проверять безударные гласные в словах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: енот, беда, ежиха, ведро.
— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается во всех этих словах и может разделить их на две группы. (Мы будем писать букву е. Она встречается во всех этих словах. Но в словах енот и ежиха она обозначает два звука: [й`], [э] это первая группа, а в словах беда и ведро один звук: [э] — это вторая группа.)
ера ерб ерв ...
— Определите последовательность букв в этом ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.)
III. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными в корне: месяц, горох, пенал, тетрадь, молоко, одежда, мороз, работа, платок, ветер, заяц, береза.
— Почему написание этих слов нужно запомнить? (Безударные гласные нельзя проверить.)
IV. Стихи-загадки.
— Я загадаю, а вы отгадайте.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка.)
Полюбуйся, посмотри —
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда там эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
— Как проверим безударные гласные в середине слова? (Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным.)
Снежинка — снег
Холодильник — холод
Физкультминутка
— Встаньте, пожалуйста. Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная е, то вы похлопаете в ладоши, если безударная гласная и, то вы сделаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и.
Учитель называет слова: спина, река, ведро, зерно, лицо, стена, село, листы, звезда, слеза, стрела, зима, число.
V. Работа над предложениями.
— Составьте из данных слов предложения:
широко, р..ка, разлилась, Волга
красивые, ст..ят, г..рода, на, б..регах, ее
цв..тут, в, с..ды, в..сной, селах
хороша, Волга, в, любое, года, время
Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.
IV. Работа по вариантам.
Вариант I.
М..лчать, м..сной, охр..нять, уд..влять, гр..знуля, пл..сать.
Вариант II.
По..вился, г..рчица, сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, нар..дить.
— Спишите. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
V. Итог урока.
— Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.
VI. Домашнее задание.