Описание метода проектов
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлёк в начале XX-го века, а в 1931 году был запрещён из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащимся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение пользоваться методом проектов свидетельствует о высокой квалификации преподавателя.
Метод проектов может быть индивидуальным и групповым, но, если это метод, то он предполагает "определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”.
Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов может быть использован на уроках иностранного языка в рамках программного материала практически по любой теме. Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой урока.
Перечислим основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Методика работы над проектом
- Выбрать тему проекта, тип, количество участников.
- Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
- Распределить задачи по малым группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.
- Начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, групповым заданиям.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения заданий.
- Защита проекта, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.
При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:
- качество предоставленного материала, композиция;
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- межпредметные связи;
- активность каждого участника проекта;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи в группе;
- умение аргументировать, делать выводы;
- культура речи;
- использование наглядных средств;
- эстетика оформления результатов проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Цели занятия:
- Практическая – стимулировать интерес учащихся к данной теме, активизируя использование изученного лексического материала, и через проектную деятельность, предусматривающую решение конкретно поставленной задачи, показать практическое применение полученных знаний.
- Воспитательная – научить учащихся работать в микрогруппах, уважая мнение соучастников проекта, проявляя интерес к выполняемой работе, и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
- Развивающая – способствовать развитию памяти, воображения, процессов мыслительной деятельности, творческого мышления и подхода к выполнению поставленной задачи.
- Образовательная – ознакомить учащихся с особенностями приготовления национальных блюд, с обычаями и традициями стран мира через область кулинарии.
Задачи урока:
- повторить лексический материал по теме”Meal in an English Family” (“Еда в английской семье”);
- добиться от учащихся правильного произношения перечисленных слов и выражений по теме;
- организовать и провести работу по созданию проекта “Cookery book” (“Кулинарная книга”);
- обеспечить необходимые условия для продуктивной работы учащихся;
- осуществить защиту подготовленных проектов;
- подвести итог занятия, обсудить “плюсы” и “минусы” работы на уроке.
Тип занятия: комбинированное.
Предлагаемое занятие состоит из четырёх взаимосвязанных этапов:
1 этап: повторение.
Время: 20 минут.
Формы работы: парная, фронтальная.
Содержание: повторение изученного лексического материала при помощи выполнения разнообразных заданий.
2 этап: создание проектов.
Время: 40 минут.
Форма работы: групповая.
Содержание: составление определённого участка проекта по заданной теме.
3 этап: защита проектов.
Время: 20 минут.
Формы работы: групповая, коллективная.
Содержание: осуществление защиты своей части работы, входящей в составление общего проекта по теме; каждый участник может задавать вопросы выступающим.
4 этап: подведение итогов.
Время: 10 минут.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Содержание: проведение беседы о проделанной работе, выявление положительных и отрицательных сторон работы над созданием проектов; определение наиболее понравившейся защиты проекта.
Домашнее задание: составить единый проект под названием “Cookery book” из готовых глав.
Оборудование:
- классная доска,
- англо-русские и русско-английские словари,
- копии со словами и выражениями по теме,
- альбомные листы формата А-4,
- схема составления проекта,
- компьютеры.
Пердлагаемые задания для работы на первом этапе
На доске написаны наиболее трудные (с точки зрения произношения) слова. Несколько раз все учащиеся произносят их хором за учителем, а затем учитель просит одного из учеников прочитать все слова, стирая с доски по одному слову, начиная с первого. Учащиеся читают слова, произнося и то слово, которого на доске уже нет. Таким образом, последний ученик произносит все слова по памяти.
Учащиеся закрывают свои книжки и по одному выходят к доске. Их товарищи на русском языке спрашивают перевод различных слов по данной теме. Если стоящий у доски затрудняется с переводом слов, перевести слово должен сам спрашивающий.
Класс делится на две команды. Учитель называет слова на русском языке. По очереди участники обеих команд подходят к доске и записывают перевод слова на английский язык. Если предыдущий участник допустил ошибку при переводе слова, то только следующий за ним может исправить его ошибку, а затем записывает своё слово. Та команда, участники которой допустили наименьшее количество ошибок, считается победившей.
Лексический материал по теме “Еда”
Meal — еда (трапеза)
Delicious (= tasty) — вкусный
Dish — блюдо Recipe— рецепт
Fish dish — рыбное блюдо
Green peas — зелёный горошек
Boiled egg — вареное яйцо
Rice — рис
Beer — пиво
Porridge — овсяная каша
Tongue — язык
Cornflakes — кукурузные хлопья
Sausage — колбаса
Noodle soup — суп из лапши
Ham — ветчина, окорок
Oven — духовой шкаф
Mutton chop — баранья котлета
Vegetables – овощи
Roast meat — жареное мясо
Poultry – домашняя птица
Fried fish — жареная рыба
Pudding – пуддинг
Roast beef – ростбиф
Plate — тарелка
Sour cream — сметана
To consist of — состоять из
Course — блюдо
Soup — суп
Chicken broth — куриный бульон
Pie — пирог
The first course — первое
Dessert (= sweet dish) — десерт
Stewed fruit- компот
Bacon- бекон
Biscuits- печенье Fruit juice- фруктовый сок
Marmalade- мармелад
Taste — вкус
Hard-boiled eggs – яйца (вкрутую)
Soft-boiled eggs – яйца (всмятку)
Scrambled eggs – яичница
Buckwheat – гречка
Semolina – манка
Strawberries – клубника
Raspberries – малина
Gooseberries – крыжовник
Currants – смородина
Apricots – абрикосы
Nourishing food – питательная еда
To fry – жарить
To roast – жарить (на открытом огне)
To stew – тушить
To boil – варить
Olives – оливки
Fowl – птица
Goose – гусь
Turkey – индейка
Chicken – цыплёнок
По типологии данный проект можно отнести к:
- практико-ориентировочному (по доминирующей в проекте деятельности)
- моно проект (в рамках одного предмета);
- международный (рецепты народов мира);
- групповой;
- краткосрочный (в пределах одного учебного занятия).
Учащимися было решено включить в книгу следующие главы:
- First courses (Первые блюда);
- Second courses (Вторые блюда);
- Salads (Салаты);
- Snacks (Закуски);
- Cakes (Выпечка);
- Drinks (Напитки).