Открытый урок математики в 10-м классе: "Модульные неравенства"

Разделы: Математика


1. Вступительное слово учителя.

Французский писатель однажды заменил: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом ". Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, поглощать знания будем с большим желанием…

Вы сегодня выступите на уроке в роли исследователей.

2. Повторение понятия модуля, свойств модуля, геометрическая интерпретация модуля (фронтальное обсуждение)

1. Дать определение модуля: (курсивом выделены вопросы учителя; а ниже помещено примерное изложение ответов учащихся ).

Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а). Из определения модуля следует:

2. Перечислить и записать свойства модуля.

а) | x | = | –x |,
б) | xy | = | x | . | y |,
в) | x/y | = | x |/| y |,
г) | x + y | < | x | + | y |,
д) |x|2 = x2,
e) | x + y | = | x | + | y |, x . y > 0
ж) | x | + | y | = x + y, тогда и т. т. x > 0 и y < 0

3.  Используя геометрическую интерпретацию модуля, объяснить

| –2,5 | > | 1 |

4. Изобразить на числовой оси точки x, удовлетворяющие неравенству

| x | < 3

5. Показать множество решений неравенства

6. Что значит решить систему неравенств?

{

f(x) > a,
g(x) < b?

Найти множество общих решений двух или нескольких неравенств. Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в нее неравенств.

7. Что значит решить совокупность неравенств?

Значение переменной, при котором хотя бы одно из неравенств совокупности обращается в верное числовое неравенство, называется решением совокупности.

Геометрическую иллюстрацию операции пересечения и объединения множеств А и В дают Диаграммы Эйлера (один из величайших математиков в XVIII в. Швейцарии).

А) пересечение множеств А и В.

img50.gif (1310 bytes)

Б) объединение множеств А и В.

3. Математический диктант на два варианта.

Выбрать в таблице буквы, соответствующие правильным ответам.

1 вариант 2 вариант
1. Раскрыть модуль: |1–| | –3|
2. |x2 + 2x + 2| |–x2 + 3x – 4|
3. Решить уравнение:

4.
5. Решить неравенство: |x2 – 4| < 0 | x | >x2

Ключ к первому варианту:

Е

Б

О

Ш

В

М

Р

А

1

– 1

x = –2; x = 2

1 –

x< 3

– x2 – 2x – 2

x2 + 2x + 2

БРАВО

Ключ ко второму варианту:

Е

М

Й

Р

Н

О

Г

П

x2 – 3x + 4

x2 + 3x – 4

x – любое

x =/= 0

x < 0

x > 0

– 3

3 –

ГЕРОЙ

4. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на доску, какие из неравенств вам знакомы? Какие неравенства вы умеете решать, а какие на данный момент вызовут у вас затруднения?

(Ребята убирают с магнитной доски таблички с неравенствами, способ решения которых знают и остались только модульные неравенства):

| sin x | > | cos x |

| | x – 1| – 2| > 3

Сообщается тема урока – "Решение модульных неравенств".

Цель: научиться решать модульные неравенства различных видов.

5. Работа по группам и защита своего решения

Карточки с заданиями для первой группы:

1. Неравенство вида:

|f(x)| > g(x)

Данное неравенство можно решить, раскрыв модуль, а можно воспользовавшись следующим правилом: если g(x)<0, то решением неравенства является область определения функции f(x).
Если g(x)? 0, то неравенство равносильно совокупности неравенств:

Решить неравенсво:

| x + 3x | > 2 – x2

Решение.

1) 2x2 + 3x – 2 = 0, D = 25
x1 =, x2 = –2

2) x <

Ответ: (– ;–] ? [; + ).

Карточка с заданием для второй группы

Неравенство вида:

f(x) < g(x)

данное неравенство можно решить, раскрыв модуль. Однако в подобных примерах удобно пользоваться следующими неравенствами: если g(x) < 0, то неравенство решений не имеет,
если g(x) > 0, то неравенство равносильно системе неравенств:

решить неравенство:

| 4x2 – 1 | < x + 2

Решение.

1)
x = –3/4, x = 1,

2) при всех x

Ответ: [ –3/4; 1]

Карточка с заданием для третьей группы.

Решить неравенство: | sin x | > | cos x |

Решение.

Данное неравенство равносильно неравенству sin2 x > cos2 x или cos 2x < 0, откуда

решение данного неравенства.

Карточка с заданием для четвертой группы.

Решить неравенство графически: || x – 1 | – 2 | > 3.

Ответ: (– ; –4] [6; +).

Карточка с заданием для пятой группы.

Решить неравенство методом интервалов

Решение.

Рассмотрим функцию

f(x)='

Найдём нули функции:

x1= 2; x2= –2; x3=, x4= –

Точки разрыва:

x = –, x = 1

Нанесём нули функции и точки разрыва на числовую прямую, которые разобьют её на семь промежутков, в каждом из которых функция f сохраняет постоянный знак

Ответ:

Представитель от каждой группы защищает своё решение. Все ребята записывают решения неравенств в тетради.

6. Итог урока:

В заключение учитель подводит итог урока, объявляет оценки.