1. Вступительное слово учителя.
Французский писатель однажды заменил: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом ". Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, поглощать знания будем с большим желанием…
Вы сегодня выступите на уроке в роли исследователей.
2. Повторение понятия модуля, свойств модуля, геометрическая интерпретация модуля (фронтальное обсуждение)
1. Дать определение модуля: (курсивом выделены вопросы учителя; а ниже помещено примерное изложение ответов учащихся ).
Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а). Из определения модуля следует:
2. Перечислить и записать свойства модуля.
а) | x | = | –x |,
б) | xy | = | x | . | y |,
в) | x/y | = | x |/| y |,
г) | x + y | < | x | + | y |,
д) |x|2 = x2,
e) | x + y | = | x | + | y |, x . y > 0
ж) | x | + | y | = x + y, тогда и т. т. x > 0 и y < 0
3. Используя геометрическую интерпретацию модуля, объяснить
| –2,5 | > | 1 |
4. Изобразить на числовой оси точки x, удовлетворяющие неравенству
| x | < 3
5. Показать множество решений неравенства
6. Что значит решить систему неравенств?
{ |
f(x) > a, g(x) < b? |
Найти множество общих решений двух или нескольких неравенств. Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в нее неравенств.
7. Что значит решить совокупность неравенств?
Значение переменной, при котором хотя бы одно из неравенств совокупности обращается в верное числовое неравенство, называется решением совокупности.
Геометрическую иллюстрацию операции пересечения и объединения множеств А и В дают Диаграммы Эйлера (один из величайших математиков в XVIII в. Швейцарии).
А) пересечение множеств А и В. |
Б) объединение множеств А и В. |
3. Математический диктант на два варианта.
Выбрать в таблице буквы, соответствующие правильным ответам.
1 вариант | 2 вариант |
1. Раскрыть модуль: |1–| | | –3| |
2. |x2 + 2x + 2| | |–x2 + 3x – 4| |
3. Решить уравнение: | |
4. | |
5. Решить неравенство: |x2 – 4| < 0 | | x | > – x2 |
Ключ к первому варианту:
Е |
Б |
О |
Ш |
В |
М |
Р |
А |
1 |
– 1 |
x = –2; x = 2 |
1 – |
x< 3 |
– x2 – 2x – 2 |
x2 + 2x + 2 |
БРАВО
Ключ ко второму варианту:
Е |
М |
Й |
Р |
Н |
О |
Г |
П |
x2 – 3x + 4 |
–x2 + 3x – 4 |
x – любое |
x =/= 0 |
x < 0 |
x > 0 |
– 3 |
3 – |
ГЕРОЙ
4. Создание проблемной ситуации.
Посмотрите на доску, какие из неравенств вам знакомы? Какие неравенства вы умеете решать, а какие на данный момент вызовут у вас затруднения?
(Ребята убирают с магнитной доски таблички с неравенствами, способ решения которых знают и остались только модульные неравенства):
| sin x | > | cos x |
| | x – 1| – 2| > 3
Сообщается тема урока – "Решение модульных неравенств".
Цель: научиться решать модульные неравенства различных видов.
5. Работа по группам и защита своего решения
Карточки с заданиями для первой группы:
1. Неравенство вида: |f(x)| > g(x) Данное неравенство можно решить, раскрыв
модуль, а можно воспользовавшись следующим
правилом: если g(x)<0, то решением неравенства
является область определения функции f(x). Решить неравенсво:
|
Решение.
1) 2x2 + 3x – 2 = 0, D = 25
x1 =, x2
= –2
2) x < –
Ответ: (– ;–] ? [; + ).
Карточка с заданием для второй группы
Неравенство вида: f(x) < g(x) данное неравенство можно решить, раскрыв
модуль. Однако в подобных примерах удобно
пользоваться следующими неравенствами: если g(x)
< 0, то неравенство решений не имеет, решить неравенство:
|
Решение.
1)
x = –3/4, x = 1,
2) при всех x
Ответ: [ –3/4; 1]
Карточка с заданием для третьей группы.
Решить неравенство: | sin x | > | cos x | |
Решение.
Данное неравенство равносильно неравенству sin2 x > cos2 x или cos 2x < 0, откуда
решение данного неравенства.
Карточка с заданием для четвертой группы.
Решить неравенство графически: || x – 1 | – 2 | > 3. |
Ответ: (– ; –4] [6; +).
Карточка с заданием для пятой группы.
Решить неравенство методом интервалов |
Решение.
Рассмотрим функцию
f(x)='
Найдём нули функции:
x1= 2; x2= –2; x3=, x4= –
Точки разрыва:
x = –, x = 1
Нанесём нули функции и точки разрыва на числовую прямую, которые разобьют её на семь промежутков, в каждом из которых функция f сохраняет постоянный знак
Ответ:
Представитель от каждой группы защищает своё решение. Все ребята записывают решения неравенств в тетради.
6. Итог урока:
В заключение учитель подводит итог урока, объявляет оценки.