Цель урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.
Задачи урока
Образовательные:
- сформировать понятие плода;
- познакомиться со строением плодов;
- выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
- познакомиться и научиться определять виды плодов.
Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):
- развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение видов плодов;
- продолжить развитие логического мышления, через решение теста и проблемных вопросов;
- продолжить работу над развитием наблюдательности,
- через работу с наглядным материалом ;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
- развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
Воспитывающая: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов
Оборудование: таблицы: “строение цветка”, “оплодотворение у цветковых растений”, “виды плодов”. Модель цветка вишни.
Таблички с основными терминами.
На каждую парту набор для лабораторной работы: препаровальная ванночка, скальпель, набор плодов (виноград, слива, клён, семечки, пшеница), салфетка.
Раздаточный материал: бланк – отчёт по лабораторной работе, бланк игры “верю – не верю”, таблица с классификацией плодов, инструкции по технике безопасности.
ХОД УРОКА
- Организация класса.
- Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?
- Это орган растения, который ему жизненно необходим.
- Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
- С помощью него растения могут распространяться по Земле.
- Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.
Это плод. Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.
(Ученики записывают в тетради число и тему)
Актуализация:
А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? (Другими
словами, Как и где человек использует плоды?)
Варианты ответов:
1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник,
подсолнечник и т.д.) *жмых и шелуха подсолнечника
– наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных
веществ, например, шиповник, малина, черника и
т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и
размножения растений.
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.
Скажите, пожалуйста, в какой период жизни у растений появляются плоды? (После цветения, опыления и оплодотворения)
Т.е. обязательным предшественником плода является цветок. Цветок – это тема последних наших уроков. Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок, (я достаю модель цветка) кто готов дать ответ?
(Игра светофор)
- Какое строение имеют тычинка и пестик?
- Что такое опыление? Какими способами происходит опыление?
- С опылением тесно связанно оплодотворение, как происходит оплодотворение?
Девочки, вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.
Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником)
Обратимся к тексту учебника, стр.94, найдите определение (прочитаем и запишем).
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.
Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника.
Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.
Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки, например у шиповника околоплодник образован из цветоложе.
Для чего у плода образуется околоплодник?
(Беседа о значении околоплодника)
Вывод:
- защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды;
- играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.);
Существует несколько классификаций плодов:
- По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, виноград).
- По вскрываемости плода делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
- Девочки, скажите пожалуйста, чем околоплодник томата отличается от околоплодника ореха?
Итак, по особенностям околоплодника плоды делят на сухие и сочные.
Мы возьмём за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику: (таблица на доске)
С у х и е |
С о ч н ы е |
|
Односемянные |
|
|
Многосемянные |
|
|
Сборные |
|
Значит, вид плода определяется по количеству семян, по околоплоднику и берут во внимание, срастается или нет околоплодник с семенем.
Девочки, я не буду говорить, что такое орех, семянка, ягода и т.д. У вас в раздаточном материале есть определения каждого вида плода. Прочитайте.
Итак, из чего состоит плод? По каким признакам определяют вид плода?
А теперь проведём нашу физминутку для глаз.
Сейчас, вам предстоит выполнить лабораторную работу по определению видов представленных плодов. У вас на столах есть набор плодов, инструктивная карточка (пояснение как выполнять работу), скальпель. Результаты работы вы заносите в бланк-отчет. Но, прежде чем вы приступите к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности
Лабораторная работа
Тема: Определение видов плодов
Цель: научиться определять виды плодов.
Оборудование: препаровальная ванночка, скальпель, препаровальная игла, набор плодов (слива, виноград, клён, подсолнечник, пшеница), салфетка, бланк – отчета, бланк с правилами техники безопасности, определитель плодов.
ХОД РАБОТЫ
- Внимательно прочитайте карточку-определитель плодов.
- Рассмотрите определяемый плод. Определите вид околоплодника (сухой или сочный).
- Очень осторожно и аккуратно разрежьте плод, посмотрите, срастается или нет околоплодник с семенем.
- По определителю плодов определите вид плода.
- Выводы запишите в бланк-отчет.
- После работы, приведите в порядок рабочее место.
- Если околоплодник сочный, смотри п.2, если сухой – смотри п.4.
- Многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника – ЯГОДА.
- Односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) – КОСТЯНКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, сросшимся с семенем – ЗЕРНОВКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем – СЕМЯНКА.
- Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост – КРЫЛАТКА.
БЛАНК-ОТЧЁТ
Фамилия имя ______________
Название |
Сухой |
Односемянный |
Вид |
---|---|---|---|
1. слива | |||
2. виноград | |||
3. пшеница | |||
4. подсолнечник | |||
5. клён |
Далее проверяем результаты определения видов плодов.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю”Фамилия, имя | +/- |
---|---|
1. Плод – образование, возникающее из
завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения заключенных в нем семян. 2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки. 3. Околоплодник – это наружная часть плода, образованная из стенок завязи. 4. Плоды бывают только односемянные. 5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка. 6. К сочным плодам относят ягоду, костянку, померанец, яблоко, тыквину. 7. Плоды нужны для вегетативного размножения. 8. Боб и стручок – это сочные плоды. 9. В околоплодниках накапливаются питательные вещества для привлечения животных. 10. Плоды образуются только у цветковых растений. |
|
Задание проверила: | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)
Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.
Девушки, давайте разберём, какое домашнее задание вам предстоит сделать:
- (обязательное) § 25, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
- (познавательное) на стр. 96 вопрос №3, письменно.
- (творческое) кроссворд по теме цветок.
С у х и е |
С о ч н ы е |
|
Односемянные |
Орех – плод, имеющий деревянистый
околоплодник (лещина, фундук). Семянка – плод с кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем (подсолнечник). Зерновка – плод, имеющий кожистый околоплодник, сросшийся с семенем (пшеница, рожь). Крылатка – плод с кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост (клён, берёза). Желудь - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску (дуб). |
Костянка - односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) |
Многосемянные | боб – удлиненный плод,
раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления,
с семенами, прикреплёнными к створкам (горох,
фасоль). Стручок и стручочек - удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка). Коробочка – кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой (мак, лилия). Листовка – одногнёздный многосемянный плод (пион, ветреница) |
Ягода - многосемянный плод с сочным
околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника (виноград, томат, смородина). Яблоко – многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах (яблоко, груша). Тыквина – многосемянный плод с наружным деревянистым слоем околоплодника (огурец, тыква). Померанец - многосемянный плод с сочным околоплодником и толстой кожицей, разделён внутри на отдельные дольки (лимон, апельсин). |
Сборные | Сборная семянка – многочисленные
сухие плоды, лежащие на сочном разросшемся
цветоложе (земляника). Сборная костянка - многочисленные сочные плоды, лежащие на сухом коническом цветоложе (малина). Соплодие – несколько сросшихся между собой отдельных плодов (шелковица, ананас). |