Кукольный театр — форма искусства и средство воспитания

Разделы: Внеклассная работа


В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр кукол.

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель может предложить детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовать работу, учит слушать музыку, но снижает внимание ребят друг к другу, поэтому пользоваться музыкальным сопровождением постоянно нельзя.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Кукольный театр – это форма искусства. Искусство кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества.

В театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета, а ожить практически может любой предмет: дерево, дом, скамья, на которой только что сидели куклы. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Отработав не один год с ребятами в классном театре кукол, составила план работы и разработала календарно- тематическое планирование занятий классного театра кукол “Петрушка” (первый год обучения) рассчитанный на 1 час в неделю.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1.Разновидности театров (беседа). Театр картинок, игрушек, “Волшебные пальцы”, теневой театр, драматический, балет.
2.Кукольный театр. Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).
3.Посещение театра кукол.
4.Обсуждение спектакля (зарисовки).
5. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель).
6. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней)
7.Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).
8. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
9.Отработка чтения каждой роли (за столом).
10.Интонация. Настроение, характер персонажа.
11.Изготовление кукол.
12.Изготовление кукол.
13. Изготовление кукол (оформление).
14. Изготовление кукол (внешний вид).
15. Обучение соединению действия куклы со словами роли.
16.Обучение работе над ширмой.
17.Обучение работе над ширмой.
18.Этюды и упражнения с куклами.
19.Занятия сценическим движением.
20. Занятия техникой речи.
21. Репетиция по эпизодам.
22. Репетиция по эпизодам.
23.Прогоны.
24.Прогоны.
25.Прогоны.
26.Создание эскизов и декораций.
27.Создание декораций и бутафории к спектаклю.
28.Монтировочные репетиции.
29.Музыкальное оформление спектакля.
30.Прогоны.
31. Генеральная репетиция.
32.Премьера.
33. Реакция зрителей – коррективы, изменения в спектакле.
34.Итог занятий. Планы на будущее.