Урок риторики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить ученика с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Оборудование: учебники "Детская риторика", схемы-символы, маски.

Ход урока:

I.    Организационный момент:

-   Добрый день, ребята!
-   Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
-   Тема нашего занятия очень интересная, а вот какая именно, мы вместе выясним по ходу урока.

II.    Изучение нового материала.

1.   Постановка цели урока.

-   А для начала рассмотрите рисунки-символы  и скажите, какое настроение они передают?

Рис. 1.

-   А когда у человека радостное, веселое настроение?
-   А когда грустное?
-   Оказывается, на наше настроение влияет слово. Об этом говорили многие из вас.
-   Давайте проверим, так ли это.

2. - Ребята, а кто нас может развеселить, рассмешить?
-   Конечно, это клоуны - самые веселые люди на земле.
-   А кто-нибудь из вас знает, как их называли в старину на Руси?
-   В старину на Руси их называли скоморохами.
-   Была еще игрушка по имени Петрушка.
-   На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка.
-   И сегодня Петрушка у нас в гостях:

Петрушка: Здравствуйте, ребятки!
                     Хотите я вас развеселю?
                    

                     Тогда слушайте:
         "Ехала деревня
         Мимо мужика,
         Вдруг из-под собаки лают ворота.
         Выхватил телегу
        Конь из-под кнута
         И давай дубасить
         Ею ворота.
         Крыши испугались,
         Сели на ворон,
         Избы убежали
         Из деревни вон!"

-   Ребята, вы поняли, о чем рассказал Петрушка?
-   А почему непонятно содержание его рассказа?
-   Такие веселые стихи, где все перевернуто, шиворот-навыворот, называют перевертышами.
- Автора у них нет, кто-то очень давно их сочинил, а люди пересказывали друг другу, дополняли, кое-что изменяли.
-   А вас развеселило, когда вы слушали Петрушку?
            (Слова)
-   Итак, что можно сделать с помощью слова?
(Вывешивается начальная фраза из темы урока: "Слово веселит...".)

3. -   Вам понравилось, как вас развеселил Петрушка?
-   Давайте научимся также весело читать, как и он, и поиграем в театр.
-   Как и у всех актеров театра, у нас с вами сначала будет репетиция.
- Откройте учебники на стр.19. Найдите отрывок из сказки "Путаница".
-  Прочитайте шепотом.
-   Прочитайте еще раз название. Почему Чуковский назвал так сказку?
-   По-другому как можно назвать? (Путаница-перевертыши).
-   Прочитайте это стихотворение вслух. (Выделение слов: надоело, не желаем).
-   Что начали делать свинки? Изобразите.
-   А что начали делать кошечки? Изобразите.
-   А какие звуки стал издавать воробышек?
-   А медведь?
-   Ну, вот и настало время игры наших актеров.
-   Сейчас мы выберем их, они пройдут в костюмерную и начнется представление.
(Инсценировка).
Слова автора - хором.
-   Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите свои схемы-символы.

4 -   Продолжаем урок.
-   К нам пришли еще гости - необычные, из сказки.
-   Давайте вспомним, как провел 1 день своей жизни деревянный мальчишка Буратино.(Сценка).
-   Как вы думаете, что почувствовал старый сверчок, услышав слова Буратино? (Сценка).
-   Конечно, он огорчился. Итак, слово может и огорчить.
(Вывешивается вторая фраза темы: "Слово веселит, огорчает...")
- А вам жаль сверчка?
-   Покажите с помощью символов, какое у вас настроение.

5. - Что же теперь делать, как ему помочь?
- Да, надо его утешить.
-   Найдем слова, которые его утешат.
-   Итак, с помощью чего вы пытались утешить сверчка? (С помощью слов).
(Вывешивается третья фраза темы: "Слово веселит, огорчает, утешает").

6. -   Наш театр продолжает работу. И мы готовимся к новым ролям.
-   Откройте стр. 21.
-   К какой сказке нарисованы сюжетные картинки?
-   Давайте вспомним, отчего огорчились дед и баба?
-   А как утешила деда и бабу курочка?
-   А кто хочет сыграть роль курочки?
(Инсценировка).
  Как вы думаете, смогут утешиться дед и баба?
-   Что их утешило? (Слова курочки).
-   Итак, мы еще раз подтвердили, что с помощью добрых слов можно утешить человека.

III . Итог урока.

-   Ребята, какая же тема была сегодня на уроке риторики?
(Чтение хором: "Слово веселит, огорчает, утешает").
-   А что приятнее делать, огорчать или утешать?
-   Конечно, словом можно и обидеть человека, поэтому прежде, чем сказать - подумайте.

IV . Домашнее задание: придумать слова, чтобы создать хорошее настроение своим близким.