Цель: познакомить ученика с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Оборудование: учебники "Детская риторика", схемы-символы, маски.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Давайте поздороваемся с ними.
- Тема нашего занятия очень интересная, а вот
какая именно, мы вместе выясним по ходу урока.
II. Изучение нового материала.
1. Постановка цели урока.
- А для начала рассмотрите рисунки-символы и скажите, какое настроение они передают?
Рис. 1.
- А когда у человека радостное, веселое
настроение?
- А когда грустное?
- Оказывается, на наше настроение влияет
слово. Об этом говорили многие из вас.
- Давайте проверим, так ли это.
2. - Ребята, а кто нас может развеселить,
рассмешить?
- Конечно, это клоуны - самые веселые люди на
земле.
- А кто-нибудь из вас знает, как их называли в
старину на Руси?
- В старину на Руси их называли скоморохами.
- Была еще игрушка по имени Петрушка.
- На ярмарках устраивались кукольные
представления, главным героем которых был
веселый Петрушка.
- И сегодня Петрушка у нас в гостях:
Петрушка: Здравствуйте, ребятки!
Хотите я вас
развеселю?
Тогда
слушайте:
"Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!"
- Ребята, вы поняли, о чем рассказал
Петрушка?
- А почему непонятно содержание его рассказа?
- Такие веселые стихи, где все перевернуто,
шиворот-навыворот, называют перевертышами.
- Автора у них нет, кто-то очень давно их сочинил, а
люди пересказывали друг другу, дополняли, кое-что
изменяли.
- А вас развеселило, когда вы слушали
Петрушку?
(Слова)
- Итак, что можно сделать с помощью слова?
(Вывешивается начальная фраза из темы урока:
"Слово веселит...".)
3. - Вам понравилось, как вас развеселил
Петрушка?
- Давайте научимся также весело читать, как и
он, и поиграем в театр.
- Как и у всех актеров театра, у нас с вами
сначала будет репетиция.
- Откройте учебники на стр.19. Найдите отрывок из
сказки "Путаница".
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте еще раз название. Почему
Чуковский назвал так сказку?
- По-другому как можно назвать?
(Путаница-перевертыши).
- Прочитайте это стихотворение вслух.
(Выделение слов: надоело, не желаем).
- Что начали делать свинки? Изобразите.
- А что начали делать кошечки? Изобразите.
- А какие звуки стал издавать воробышек?
- А медведь?
- Ну, вот и настало время игры наших актеров.
- Сейчас мы выберем их, они пройдут в
костюмерную и начнется представление.
(Инсценировка).
Слова автора - хором.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Покажите свои схемы-символы.
4 - Продолжаем урок.
- К нам пришли еще гости - необычные, из сказки.
- Давайте вспомним, как провел 1 день своей
жизни деревянный мальчишка Буратино.(Сценка).
- Как вы думаете, что почувствовал старый
сверчок, услышав слова Буратино? (Сценка).
- Конечно, он огорчился. Итак, слово может и
огорчить.
(Вывешивается вторая фраза темы: "Слово веселит,
огорчает...")
- А вам жаль сверчка?
- Покажите с помощью символов, какое у вас
настроение.
5. - Что же теперь делать, как ему помочь?
- Да, надо его утешить.
- Найдем слова, которые его утешат.
- Итак, с помощью чего вы пытались утешить
сверчка? (С помощью слов).
(Вывешивается третья фраза темы: "Слово веселит,
огорчает, утешает").
6. - Наш театр продолжает работу. И мы
готовимся к новым ролям.
- Откройте стр. 21.
- К какой сказке нарисованы сюжетные
картинки?
- Давайте вспомним, отчего огорчились дед и
баба?
- А как утешила деда и бабу курочка?
- А кто хочет сыграть роль курочки?
(Инсценировка).
Как вы думаете, смогут утешиться дед и баба?
- Что их утешило? (Слова курочки).
- Итак, мы еще раз подтвердили, что с помощью
добрых слов можно утешить человека.
III . Итог урока.
- Ребята, какая же тема была сегодня на уроке
риторики?
(Чтение хором: "Слово веселит, огорчает,
утешает").
- А что приятнее делать, огорчать или утешать?
- Конечно, словом можно и обидеть человека,
поэтому прежде, чем сказать - подумайте.
IV . Домашнее задание: придумать слова, чтобы создать хорошее настроение своим близким.