Сказка-ложь, да в ней намёк.
Химию учи, дружок!
Цель:
С помощью эмоционального потенциала школьного спектакля продемонстрировать эстетические возможности учебного предмета химии. Привлечь ребят, в том числе и далеких в своих предпочтениях от химии, к эксперименту и, наоборот, стимулировать “химиков” к гуманитарному образу мышления: заучивать и играть роли.
Действующие лица:
Марик
Юля
Катя
Вика
Баба-Яга
Кощей
Фея
Помощник Кощея
Звучит музыка из к/ф: “Новогодние приключения Вити и Маши”
АКТ 1
На сцене декорации с изображением елки; звучит музыка, выходят девочки, в руках у них елочная мишура. Подходят и украшают елку.
Юля: Говорят под Новый год , что не пожелается, все всегда произойдет всё всегда сбывается
Катя: Интересно, интересно, чтобы ты загадала?
Юля: Ну, например, чтобы все мальчики нашей школы были от меня без ума.
Вика: (О чем-то думает, развешивает мишуру)
Слушайте, девчонки, а что это у нас Марик таким задумчивым стал?
Катя: Влюбился. Вы что не видите, как в наш класс перешел, так с Таньки глаз не сводит (Смеются)
Вика: А я думаю, все не так! У него научный процесс идет, вот он и погрузился в думы. Скоро какое-нибудь открытие сделает!
Юля: И откуда ты все знаешь?
Вика: Да я у него недавно в тетрадь заглянула, там такое написано!!! (Показывает пальцем у виска)
Катя: А вот мне лично всё равно! Что-то домой хочется, по телику передача интересная.
Вика: Тс-с! Слышите, кто-то идёт?
Юля: Ой, правда! Да это же наш Марик! Девчонки, давайте спрячемся и узнаем, наконец, его тайну. (Прячутся под ёлкой)
(Появляется Марик. Достает тетрадь, пробирки, колбочки, произносит сложные химические названия, готовит растворы)
Марик: Ну вот и всё! Готово! Сейчас я отправлюсь в другое измерение. Немного карбоната натрия, так, и еще 10% водного раствора аммиака. Но не надо забывать и о технике безопасности. (Одевает халат) А теперь добавим концентрированную серную кислоту…(Идет густой белый дым)
Кто-то из девочек: Оо-й!
Марик: (Оглядываясь) Кто здесь? (Никого не видит) Фу, показалось, никого! А теперь вперёд!
(Громкая музыка, смена декораций)
АКТ 2.
Марик: Куда это я попал??? Не пойму, что за время? (Пожимает плечами)
(Появляются испуганные девочки)
Марик: (Удивленный) А вы- то здесь откуда?
Юля: (Заикаясь) Так мы это,… в актовом зале были, когда ты это…(Делает пассы руками)
Катя: (Плачет) Ой, Марик, я домой хочу, к маме!
Вика: Да что вы нюни- то распустили. Посмотрите, какая тут красотища! А солнышко какое, тепло! Какие цветочки красивые и всё, как в сказке! (Исполняется танец “Пчелы”)
Марик: (Недовольный) Н- да- да. Вы, девочки, вечно всё испортите, вот – в сказку, как маленькие - попали! Ну…, что теперь делать? Ладно, я сам по себе, вы сами по себе. Только встретимся здесь! Запомнили?!
Катя: (Хватает Марика за руку) Ну нет! Я от тебя ни на шаг.
Марик: Ладно, так уж и быть, пошли. (Уходят)
Вика: Юля, а мы давай так договоримся, я иду в одну сказку, а ты – в другую. Потом встретимся и расскажем друг другу о своих приключениях.
(Расходятся)
АКТ 3.
Марик и Катя рассматривают сказочные цветы. (Исполняется танец “Цветы”)
Катя: Марик, а Марик! А как у тебя это все получилось???
Марик: (Ухмыляется) Химию надо лучше учить.
Катя: Марик, а Марик! А назад мы точно вернёмся?
Марик останавливается, хватается за голову.
Марик: Я…Я…Я же забыл реактивы на столе.
Катя: Что же теперь делать?!
Марик: Знаешь, настоящий мужчина никогда не унывает! Будем искать дорогу домой, может что в голову и придет.
Катя: Но сначала найдем девчонок! (Уходят)
АКТ 4.
Появляется уставшая Вика, звучит музыка.
Вика: Да, красиво тут, ничего не скажешь, но пора и назад. Только, что это там за избушка? Баба-Яга (смеется) тут что ли живет, пойду посмотрю. (Обходит избушку)
Декорации избушки Бабы-Яги.
Баба-Яга: (Готовит снадобье и поет песню Бабы-Яги) Пару толстых мышей, одну осу и горстку тараканов, все хорошенько прогреем и перемешаем. Только пламя какое-то не такое. Может, оно должно быть синим (показывает опыт “Цветное пламя свечи”), а может, красным или желтым, кто ж все эти кулинарные тонкости запомнит?
Вика: (Шепотом) Будто и правда, в сказке.(Громко) Здравствуйте, бабушка.
Баба-Яга: Здравствуй, милая, с чем пожаловала? Откуда будешь?
Вика: Из школы №32. А как сюда попала и сама понять не могу.
Баба-Яга: А что это я с тобой церемонничаю. Пришла тут, отвлекает меня от готовки супа. Ну-ка, помоги мне. Найди где-то здесь тараканьи лапки.
Вика: (Удивленно) Что?! Тараканьи хвосты?
Баба-Яга: Лапки! У тараканов нет хвостов. Хи-хи-хи.
Вика: (Берет смесь реактивов )Фу, какая гадость! Как же Вы, бабулечка, из этого суп варите? Вы точно ничего не путаете?
Баба-Яга: Бабулечка - Ягулечка никогда ничего не путает. А супчиком я тебя угощу. (В сторону) Сейчас что-то будет.
Вика добавляет в “суп” реактив и появляются яркие вспышки, треск . Опыт “Огни в жидкости”.
Баба-Яга: Ты, милая, как будто испугалась? А я пошутить вздумала, развеяться решила. (Смеется) Говори, что тебе нужно?
Вика: Мне бы моих друзей найти.
Баба-Яга: Вижу, добрая ты. Так и быть помогу твоему горю. Главное рецепт одного зелья найти. (Ищет)
Вика: (Подает книгу) Может быть, вот это?
Баба-Яга: (Читает название) Лермонтов! Ни за что! (Находит клочок бумажки, приготавливает зелье) Орлиные кости, их нужно растолочь. Чуфырь, чуфырь, энеки - бенеки. Так, сейчас тухлые яйца. Все тщательно перемешиваем.
Вика: (Заглядывает в рецепт Бабы-Яги) И как же Вы разбираетесь в этих каракулях?
Баба-Яга: Вот доживешь до моих трехсотых годов, тогда и поймешь. (Колдует над реактивами) А теперь само заклинание:
Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой…
(Идет химическая реакция “Раствор –хамелеон”). Все получается. Вижу. Волшебник ваш (ухмыляется) как домой вернуться не знает. Подруга твоя в другой сказке заплутала, дорогу ищет, найти не может. Ступай – ка ты направо, иди вдоль реки, там их и встретишь. (Яркая вспышка веществ в очередном опыте “Небесный огонь”).
Вика: Спасибо, Вам, бабушка.
Баба-Яга: Ступай, ступай (Садится на метлу, улетает) Э-эх, молодежь!(Звук летящего самолета).
АКТ 5.
Появляются Марик и Катя.
Юля: (За занавесом) Ау! Здесь есть кто живой?
Марик: Слышишь, крик?
Катя: Слышу! Смотри кто-то к нам бежит.
Марик: Таня! Ну как прогулочка?
Юля: (Бросается обниматься) Я заблудилась в этих сказках, так испугалась. Я ведь подумала, что вы меня здесь оставите.
Марик: Ну, что ты, разве я могу так поступить, забыть, оставить. Хм, тоже мне придумала.
Катя: Конечно, теперь не оставит, мы все тут останемся. Этот растяпа свои колбочки забыл.
Юля: (Шатаясь) Что?!
Катя: Ага, а вон, кажется, к нам и Вика идет. Сейчас и её обрадуем.
Вика: Что я вам скажу, никогда не поверите! Я ведь у самой настоящей Бабы - Яги была.
Марик: (Вздыхает) теперь чему угодно поверить можно.
Все задумались. Влетает Фея.
Фея: Вы кто, странники?
Катя: Мы из школы №32 и хотим домой, а как вернуться, не знаем.
Фея: Как же вы тут оказались?
Хором: (Девушки указывают на Марика) Это всё он, он!!!
Фея: Не отчаивайтесь! Как бы я была рада помочь вам, но злой Кощей украл у меня чудо зелье и я не могу больше помогать людям. А как бы хотела.
Марик: Тогда мы пойдем к самому Кощею
Фея: И не боишься ты, добрый молодец?
Марик: Я ничего не боюсь!
Фея: Но помни, что Кощей бессмертный. А попасть к нему я вам помогу.
(Взмахивает волшебной палочкой, все исчезают)
АКТ 6.
Замок Кощея. Кощей восседает на троне. Проводит опыт “Пожар под водой”. Появляются испуганные ребята
Кощей: (Гневно) Чего надо?
Марик: Верни нас обратно в школу.
Кощей: Не-е-е-ет. Так просто не верну. Подруг твоих я забираю в плен. (Хлопает, помощник Кощея уводит девушек) Разгадаешь формулу чудозелья, может быть, и отпущу. А нет - жить вам в моем царстве. Понял? Молчать! Что – то жарко мне стало, сделай-ка мне лимонад, да побыстрее работай.
Марик, недолго думая, берет реактивы, получается “лимонад”
Кощей: Хм, а умный ты, ничего не скажешь. Ищи среди всего этого, что тебе нужно. Помни, ошибешься, обидишь доброго Кощеюшку, не будет тебе пощады.
Марик выбирает реактивы, получает Пепси-Колу. (Добавляя в раствор гидрокарбоната натрия и уксусной кислоты, раствор хлорида железа)
Кощей: Н-да, мудро, дай, испробую. (Пьет) Настоящая Пепси-кола!!! Но это еще не все испытания. Рецепт чудозелья я тебе, как ты понял, не скажу. Впрочем, я тебе его дам. Просто так. Ха, обрадовался. Держи. (Подает пустой лист)
Марик: Как же это, ведь нет тут ничего.
Кощей: Что?! Ты мне еще и не веришь. Написано здесь заклинание, выпив болотной воды и прочитав его, вернетесь вы в школу.
Марик: (Шепотом) Так, не обмануть меня хитрому Кощею (громко). Знаю я, как разгадать и этот секрет, но теперь мне понадобится…
Кощей: (Расстроенный, подает распылитель) На, вот, бери. (Марик опрыскивает лист раствором фенолфталеина, проявляется надпись сделанная раствором щелочи).
Марик: Так вот оно, все заклинание, в чем состоит.
Кощей: Нет, вот тут–то ты и ошибся. Здесь только часть заклинания. Что написано на этом листе, тебе не узнать. ХА, ХА, ХА!
Марик: Покажи, пожалуйста! (Кощей дает лист. Марик внимательно осматривает его и, улыбаясь, говорит). А огоньку у тебя не найдется? (подходит к спиртовке, зажигает ее, проявляет вторую часть заклинания написанную серной кислотой). Вот и все. Разгадал я все твои секреты. Не отпустишь ли ты нас домой?
Кощей: (Зевает) Притомился я что-то с тобой, слишком много ты знаешь. Так уж и быть, готовь чудозелье. (Хлопает в ладоши, появляются пленницы, Марик готовит шипучку) А теперь выпейте это и прощайте! (Все выпивают шипучку и возвращаются в актовый зал школы)
Акт 7.
Все благополучно возвращаются в актовый зал, к елке.
Юля: Что это было?!
Катя: Ну, и натерпелись же мы.
Вика: (Улыбается) А мне все равно понравилось. Только вот с этим (показывает на реактивы) что делать будем?
Марик берет реактивы и делает салют.(Опыт “Фейерверк над тиглем”).
Марик: За благополучное возвращение – салют! Ура!!!
Хором все: Ура!!! Ура!!! (Звучит песня: “Happy end”).
ЛИТЕРАТУРА
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.-М.: “Дрофа”.2002 год.