Цели урока:
- образовательные:
- закрепить понятия: природная зона, лес, луг, озеро, пруд, болото, река.
- формировать понятие "поле".
- развивающие:
- развивать системность мышления через выполнение операций с моделями Эйлера, составление модели “Древа Порфирия”, проблемных вопросов, логический квадрат.
- развивать внимание и зрительную координацию через использование схем зрительных траекторий, “сенсорные кресты”, “экологический букварь”
- воспитательные:
- воспитывать культуру мышления, групповую совместимость, умение выслушивать мнения членов группы.
Оборудование:
- аудиокассета с подвижной музыкой,
- аромомасла;
- тестовый лист;
- УМК “Окружающий мир” Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 3 класс,
- набор иллюстраций животных и растений поля и других природных сообществ,
- биолото,
- карточки с пятым лишним,
- модель древа,
- схема "Чебурашка",
- “карточка успеха”,
- логический квадрат.
ХОД УРОКА
I. Танцетерапия.
Массаж основных точек головы под музыку, сопровождая танцевальными движениями.
II. Ввод в урок.
На уроке фиксируем свою работу в “карточке успеха”
Заявка на оценку:
- “5” – 12 баллов;
- “4” – 8-10 баллов;
- “3” – 5-7 баллов.
III. Умственная разминка.
Биолото – 2 балла.
У каждой группы детей есть поле, на котором записаны понятия. Учитель раскрывает содержание понятия, а учащиеся соответствующем номером фишки закрывают необходимое понятие.
луг |
лес |
озеро |
пруд |
болото |
река |
Ключ с ответами.
2 | 5 | 3 |
6 | 4 | 1 |
Содержание понятий.
1. Водный поток с большим течением.
2. Большое открытое пространство, поросшее травой
3. Замкнутый водоём.
4. Избыточно увлажненный участок земли со стоячей
водой.
5. Множество деревьев, растущих на большом
пространстве с сомкнутыми кронами.
6. Водоем в естественном или выпуклом углублении.
– Какое предельно обобщенное понятие
объединяет данные? (Природное сообщество)
– Что такое природное сообщество? (Единство
живой и неживой природы, которое складывается в
определенных условиях окружающей среды)
– Как показать такое отношение на кругах Эйлера?
Работа с тестовым листом – 1 балл. (Приложение 1, задание 1.)
природное сообщество луг озеро лес |
IV. Системная актуализация знаний. (2 балла)
Работа в группах с “экологическим букварем”. Это панно, на котором представлена богатая природными объектами местность, постепенно уходящая вдаль.
– Распределите животных и растения по природным сообществам, в которых они обитают.
Используются иллюстрации животных и растений из Приложения 1, задание 2. Контрольная группа работает с панно, а все остальные тестовый лист, выполняя аналогичную работу.
V. Постановка задачи.
Упражнение "Пятый лишний" с указанием родового понятия. (1 балл)
Работа с “сенсорными крестами”. На них находятся карточки с заданием. На доске постепенно появляется модель “Древа Порфирия”:
белка,
ёж,
сосна (растение, остальные – животные),
кабан,
лиса.
ель,
ландыш,
клевер,
береза,
шафран (культурное растение, остальные – дикорастущие).
фиалка,
георгин,
шафран,
пшеница (злак, остальные – декоративные),
роза.
пшеница,
рожь
ячмень
фасоль (бобовые, остальные – злаки),
овес
– Чем злаки отличаются от бобовых? (У злаков
стебель – соломина и листья обернуты вокруг
стебля, а у бобовых – плод боб в стручке)
– Кто догадался, о какой природной зоне пойдет
речь на уроке? (О поле)
VI. Объяснение нового материала.
Работа с учебником, страница 142.
– Что такое поле? Прочитайте первый абзац и раскройте содержание понятия. Полученную информацию запишите в словарик. Словарь находится в конце тетради у каждого ученика. В первую колонку записываем название понятия, во вторую содержание, а в третью объем.
Поле – растительное сообщество, созданное человеком.
Продолжение работы с моделью “Древа”. Классификация растений по группам (см. Приложение 3).
Работа в группах. (2 балла)
– Какие еще растения выращивают на полях?
– Все ли участки земли подходят под поля? Прочитайте 2 - 4-й абзацы и составьте по данной информации проблемные вопросы.
Опора-схема “ Чебурашка”, рисунок 1.
Каждый вопрос и ответ на него оценивается в 1 балл.
Возможные вопросы:
- Каким образом лес возделывают под поля?
- Как на поле ведется борьба за сохранность урожая?
- Каким образом человек поддерживает плодородие почвы?
VII. Физминутка.
Использование офтальмологического тренажера. (Рисунок 2)
С помощью стрелок указаны траектории, по которым двигается взгляд учащихся.
Это упражнение сопровождается стихами.
1. Чтобы нам не уставать, нужно плюс нарисовать.
2. Ох, забот у нас немало: пройдём по красному
овалу.
3. Зоркость чтоб развить немножко, пройдем по
синей мы дорожке.
4. Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим.
VIII. Систематическое закрепление. (3 балла)
1. Работа с тестовым листом. (см. Приложение 1, задание 3)
– Человек является главным режиссером на поле. Здесь, как и в пьесе, есть положительные герои, так и отрицательные. Среди представителей живой природы найдите положительных и отрицательных героев.
Контрольная группа работает у доски, используя иллюстрации из Приложения 2, а остальные работают с тестовым листом (задание 3, Приложение 1).
2. Работа в группах. (2 балла).
Упражнение "Логический квадрат"
– Распределите представителей живой природы из природных сообществ: поля, луга и озера в квадрате так, чтобы рядом не оказалось два представителя из одного природного сообщества.
|
IX. Итог урока. Мотив на следующий урок.
– Что интересного узнал я на уроке?
– За что я могу похвалить себя, товарищей и
учителя?
– Какое задание предложил выполнить дома по теме
урока?
Возможные домашние задания:
- составить кроссворд по теме урока;
- подготовить сообщение о растениях поля;
- по всей теме составить проблемные вопросы;
- провести “Спринт-опрос” по понятиям.
Приложение 1.
Тестовый лист
Задание 1.
В каких отношениях находятся следующие понятия:
- Природное сообщество
- Лес
- Озеро
- Луг
Укажите соответствующую модель:
Задание 2.
Распределите животных и растения по природным сообществам. Стрелками укажите связь:
Задание 3.
Отметьте "+" животных и растения, которые помогают человеку выращивать урожай, а "–" тех, кто ему мешает:
- грачи;
- пчелы;
- бабочки;
- гусеницы;
- дождевой червь;
- суслики, хомяки, мыши;
- василек, пырей, лютик полевой;
- колорадский жук;
Приложение 2.
Приложение 3.
Рисунок № 1. Модель-схема "Чебуурашка"
П1 – первое понятие
П2 – второе понятие
Почему? Каким образом? Вследствие чего?… –
вопросительное слово.
Рисунок 2.