"Метод проектов" как элемент технологии при профессиональной подготовке учащихся профиля "Оператор ЭВМ"

Разделы: Технология


Введение

Изучение предмета технология направлено на подготовку юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь.

Процесс информатизации общества не только повышает минимальный уровень необходимых знаний, умений и навыков, но и требует от каждого члена общества способности применения системного подхода к решению конкретной проблемы, умению самостоятельно и творчески проводить синтез накопленных знаний. Данные требования уже сегодня адресуются всей системе образования, в том числе и на уровень общего. Востребованность обществом и темпы развития всех составных частей информационных технологий позволяют определить данное направление как приоритетное на ближайшие десятилетия. Школьный курс информационных технологий должен иметь набор обучающих технологий и методик, позволяющих успешно решать поставленные перед ним задачи. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

На основе опыта преподавания предмета информационные технологии и программное обеспечение, в классах с профессиональной подготовкой "Оператор ЭВМ", а именно для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов в своей педагогической практике я применяю "Метод проектов".

"Метод проектов" -   технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением готового программного материала.

При применении "Метода проектов" для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:

  • разработка темы проекта;
  • моделирование;
  • реализация;
  • анализ выполненного проекта;
  • защита проекта.

Проект - эффективная форма учебной деятельности

Организация структуры занятий "Метода проектов" практикумы и самостоятельные работы, расширяют творческий потенциал учащихся. Совершенно очевидно, что обучение с использованием "Метода проектов" – это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.

Практика указывает как на преимущества, так и на недостатки метода проблем в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность. Убедилась на практике в том, что метод проектов разрушает школьную рутину. Уже использовав этот метод, я настроена применять его и вновь.

Например, перед тем как приступить к изучению темы "Создание WEB -страниц" я предлагаю учащимся выбрать тему для проекта, над которым они будут работать. Пока на уроках изучается необходимый материал, учащиеся самостоятельного собирают информацию по любому из предметов для создания своей собственной работы, проекта. Далее наступает стадия реализации проекта по выбранной теме, оформление отчета и защита проекта.   В результате такой работы, выявляются наиболее интересные ученические работы, которые могут быть опубликованы на классном сервере, и в дальнейшем использоваться в процессе обучения, что служит хорошим примером и критерием успеха изучения.

Таким образом, в результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Такие конструкторские конкурсы имеют итогом сборник дидактических материалов, который можно использовать на уроках в качестве электронного пособия. Электронные учебники "Компьютерная вирусология", "Типы графических редакторов" я использую в обучающем процессе при объяснении теоретического материала.

Темы проектов разнообразны и зависят от изучаемого материала по программе, например, создание поздравительной виртуальной презентации средствами редактора презентаций Microsoft Power Point , создание вопросов интеллектуальной игры "О, счастливчик" средствами Microsoft Excel . Выполняемые проекты стимулируют познавательную деятельность учащихся, актуализируют их контакты, развивают самообразовательную активность у учащихся, коммуникативные навыки. В этой связи в своей педагогической практике я использую вышеуказанный метод, как для изучения нового материала, так и для закрепления уже изученных тем.

Другой пример при изучении темы «Текстовый редактор », учащимся предлагается выполнить проект, трафаретное письмо или поздравительная открытка.

В результате работа оформляется согласно требованиям творческого проекта, учащиеся наряду с закрепление изученной темы, получают навыки оформления проектных работ, согласно требованиям к проектной работе. Для того чтобы научить учащихся правильно, рационально использовать свой труд, мной разработана серия уроков "Этапы проектной работы", а также стенд "В помощь начинающему проектировщику".

 Следующий шаг. Учебная программа, которая последовательно внедряет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, подростки получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.

 

Типология проектов

По характеру доминирующей в проекте деятельности, при преподавании информационных технологий выделяются следующие типы проектов, наиболее удачно сочетающиеся с изучаемыми предметами:

1         Исследовательский проект.
2         Творческий проект.
3         Прикладной проект.
4         Информационный проект.

Исследовательские проекты

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы, т.е. задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования.
  2. Формулирование гипотезы.
  3. Планирование и разработка исследовательских действий.
  4. Сбор данных, их анализ и синтез.
  5. Сопоставление данных и умозаключений, их проверка.
  6. Подготовка и написание сообщения.
  7. Переосмысление результатов о ходе ответов на вопросы.
  8. Построение выводов, заключений.

Обычно исследовательские проекты бывают монопредметными, в ряде случаев межпредметными.

Пример, "Исследование закона фотоэффекта »; для учащихся МУК 11 класс по предмету   «Программное обеспечение»   «Физика+Информатика».

 

Творческие проекты

В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Результаты таких проектов намечаются в самом начале, но окончательно вырисовываются только в конце. Степень творчества здесь очень высока.
Примером может служить ролевая творческая игра "Клуб детективов"

 

Проект "Клуб детективов"

Цель: изучение культуры общения, воспитание уважения к своим учителям.

Подготовительный этап

1. Подбор участников.

2. Установочная лекция психолога "Как разговорить собеседника?".

3. Распределение обязанностей участников проекта, составление графика работы над проектом.

4. Самостоятельная работа.

5. Подготовка вопросов для интервью.

6. Итервьюирование учителей.

7. Работа по выбору ПО и создание "Библиотеки готовых изображений".

Второй этап

1.Просмотр готовых фотоальбомов.

2.Работа с графическими редакторами Adobe Photoshop и Corel Draw.

3.Составление сметы расходов для распечатки фотографий.

Итоговый этап

1. Подведение итогов. Написание отчетов.

2. Составление технологической карты.

3. Фоторепортаж.

4. Итоговая конференция "Учитель - глазами учеников".

5. Презентация "Фотоальбома".

 

Информационные проекты

Этот тип проектов, направлен на работу с информацией о каком либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может выглядеть приблизительно так:
Цель проекта, его актуальность.
Источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование).
Методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Результаты (статья, реферат, электронный учебник).
Презентация проекта (публикация, в том числе в Интернет, обсуждение в телеконференции и т.д.).
Примером может служить разработка проекта.

"Путешествие по Лувру".

Задачи проекта: направить деятельность учащихся на расширение кругозора и обобщить знания по предмету Мировая Художественная Культура, история, география.
Общий замысел/Проектное задание/Требование к проекту на основе изучения предмета МХК, исторических памятников, биографий выдающихся мастеров художественного искусства, а также практических умений, полученных в профильном гуманитарном классе, ученики по своему выбору составляют и издают "Путеводитель по Лувру".
Для этого создаются ученические проект - группы, в состав которых входят авторы, составители, редакторы, оформители, наборщики, верстальщики, операторы. Каждую группу возглавляет главный редактор.
Количественный и функциональный состав групп определяется индивидуально в зависимости от сложности выполняемых работ.
Учащиеся выполняют проект в виде буклетов, альбомов с привлечением иллюстративного материала.
Поощряется использование разнообразного иконографического материала (кинохроники, периодической литературы). Соблюдаются единые требования к оформлению работ (титры, музыкальное сопровождение).
Проект содержит описательную часть, а также табличный и графический материал.

Заключение

Задумываясь над вечным учительским вопросом – как добиться того, чтобы ученик понял и принял, то, что дорого и понятно учителю, многие преподаватели овладевают новыми методическими технологиями методами преподавания, и внедряют их в процесс обучения. Одной из таких технологий и является «метод проектов». Используя его в своей практике, мне удалось решить вопросы и проблемы, связанные с: развитием познавательных навыков учащихся, умением учащихся самостоятельно конструировать свои знания, умением учащихся ориентироваться в информационном пространстве, развитием творческого мышления учащихся.

Работая над методической темой «Развитие познавательного интереса учащихся, путем применения новых информационных технологий», я пришла к выводу, что при изучении многих тем курса «Программное обеспечение», а именно для закрепления и дополнения полученных знаний, метод проектов просто незаменим, помогая учащимся раскрыть свои способности, учителю накапливать опыт, а результаты превосходят все ожидания, настолько   интересными   получаются работы учащихся.

Сегодня применение метода проектов становиться тем более актуально, что результаты такой формы обучения соответствуют критериям эффективности профессионального образования, которыми являются:

1. Самостоятельность в профессиональной деятельности – у учащихся она проявляется в умении принимать целесообразные решения, осуществлять самоконтроль.

2. Практико-ориентированное мышление проявляется в способности анализа, выработке тактики и стратегии действий.

3. Культура труда – наблюдается, когда учащиеся выбирают оптимальные приемы и способы работы над проектом, соблюдают технологическую дисциплину.

4. Творческое отношение к труду – отмечается в проявлении инициативы и интереса к своим разработкам.

5. Ответственность за выполнение профессионального задания, проявляется в качественном выполнении проектного задания.

Таким образом, трансформация метода проектов в учебный процесс профессиональной школы, позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личных функций учащихся, а не заниматься формированием личности с заданными свойствами.

Ведь это путь познания, способ организации процесса познания, способ достижения цели через детальную разработку технологии, которая завершается реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным способом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Учащиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но развиваются как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.