Игра-путешествие по теме: "Подгруппа азота"

Разделы: Химия


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний по теме в занимательной форме;
  • отработка навыков и умения по составлению ОВР на примере соединений азота, номенклатуре соединений элементов подгруппы азота, химических свойств соединений, применении;
  • развитие умений применять полученные знания на практике(на примере анализа художественного текста, газетной статьи);
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание ответственности за результат общего дела.

Подготовка к уроку:

  • создаются микро-группы по 6 - 7 человек. В группы объединяются учащиеся с одинаковым уровнем подготовки (1– высокий, 2– средний, 3 – низкий)
  • в начале изучения темы учащимся сообщается о предстоящем обобщении в форме игры, подготовка к игре проводится на всех уроках по темы
  • учащиеся не должны знать конкретные задания игры
  • в помощь учителю привлекается лаборант или один из учащихся класса

Оборудование:

  • графопроектор, пленка с заданиями по номенклатуре,
  • карточки с уровневыми заданиями
  • карточки с подсказками: “Разложение нитратов”, “Определение степени окисления”, “Расстановка коэффициентов методом электронного баланса”
  • ДО “Вулкан”
  • на магнитной доске карта альпинистского маршрута, количество шагов на маршруте для команд различно (высокий уровень – больше, низкий – меньше)
  • цветные флажки на магнитах для каждой команды, флажки на столы
  • таблица “Генетическая связь неорганических веществ”
  • сводная таблица

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы с вами обобщаем знания по теме: “Подгруппа азота”. Чтобы нам было не скучно, мы проведем урок в виде путешествия по альпинистскому маршруту. Вы уже поделены на команды, в составе которых будете путешествовать. Каждый альпинист идет на покорение вершины в поисках приключений и желанием проверить себя. Более подготовленные выбирают маршрут посложнее, начинающие – попроще. Отправляясь в путь помните, что в горах один за всех и все за одного. Координировать ваши действия будет инструктор.
У покорителей вершины есть традиция : оставлять на покоренной вершине записку для следующих путешественников. Команда, которая первая попадет на вершину, прочтет записку и оставит свою. Каждый из вас будет вести свой дневник путешествия (рабочий лист)

1. Аммиачный перевал. (Фронтальный опрос по номенклатуре веществ)

Учитель на графопроекторе по одной высвечивает формулы соединений азота и фосфора. Учащиеся называют вещества. Если возникают затруднения, предлагаются подсказки. Ассистент фиксирует количество правильных ответов каждой команды в сводной таблице.

2. Ущелье загадок. (Работа с творческими заданиями)

Учитель предлагает каждой группе отрывок из произведения или газетной статьи. Учащиеся анализируют материал, комментируют, отвечают на вопросы.

1-й уровень.

Из учебника химии: при гниении органических веществ часть связанного азота освобождается и уходит в атмосферу. Однако в естественных условиях содержании связанного азота в почве не уменьшается. Масса свободного азота в почве также не увеличивается. Чем это можно объяснить?

2-й уровень.

Поэтесса Вера Инбер написала: “Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно также мысль и чувство…образуют воздух, которым дышит поэзия”. Ваш комментарий?

Прокомментируйте: современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”.

3-й уровень.

Объясните, почему приведенное ниже описание нереально.

– Боже мой! – прошептал баронет. – Что это было? Где оно?
– Его уже нет, – сказал Холмс. – С приведением, которое преследовало ваш род, покончено навсегда.
Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастифф, а. видимо, помесь – поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, –  сказал я.

3. Смотровая площадка ДО “Вулкан”. (Разложение бихромата аммония)

1-й уровень.

Бихромат аммония разлагается с образованием оксида хрома (III), азота и воды. Напишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса

2-й уровень.

(NH4)2Cr2O7 ––> оксид хрома (III) + вода + азот хрома(III)

Напишите уравнение реакции, определите степени окисления элементов , составьте электронный баланс . Расставьте коэффициенты.

3-й уровень.

(– 3NH4)2Cr2O7 ––> Cr2O3 + вода + азот

Определите степени окисления элементов. Выпишите под уравнением элементы, которые изменили степень окисления. Составьте электронный баланс.

Учитель на графопроекторе высвечивает правильное решение, задает вопросы:

Какие свойства проявляют атомы азота в реакции?(Восстановительные)

Атомы какого элемента являются окислителем? (Азота)

4. Пещеры. (Составление окислительно-восстановительных реакций)

1-й уровень.

1. Напишите уравнение реакции разложения нитрата аммония при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

2. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (II) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

3. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (III) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении

4. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (р-р) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении

5. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении

2-й уровень.

1. Написать уравнение реакции разложения нитрата натрия ––> нитрит натрия +? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

2. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (II)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

3. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (III)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

4. Написать уравнение реакции взаимодействия (р-р) азотной кислоты с медью ––> оксид азота (II) +?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.

5. Написать уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц.) с медью ––> оксид азота(IV)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO2 в уравнении.

3-й уровень.

1. Напишите уравнение реакции разложения NaNO3 ––> NaNO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

2. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)2 ––> FeO + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

3. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)3 ––> Fe2O3 + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.

4. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(раствор) + Сu ––> NO + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.

5. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(конц) + Сu ––> NO2 + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении.

КЛЮЧ:

Номер карточки 1 2 3 4 5
ответ 1 3 1 2 2

5. Кислотная река. (Фронтальный опрос. Тестирование)

Для преодоления препятствия необходимо знать свойства азотной и фосфорной кислот.

– С какими веществами может взаимодействовать азотная кислота?
– Какие особенные свойства у азотной кислоты?
– С какими веществами может взаимодействовать фосфорная кислота?

Учитель раздает карточки по свойствам кислот.

1-й уровень.

1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  оксид цинка;
–  гидроксид натрия;
–  оксид серы(IV).

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  гидроксид кальция;
–  оксид магния;
–  золото.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  карбонат натрия;
–  гидроксид калия;
–  оксид азота(V).

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  медь;
–  оксид меди;
–  сульфат натрия.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  оксид железа (II);
–  хлорид натрия;
–  гидроксид железа(III).

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

2-й уровень.

1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  ZnO;
–  NaOH;
–  SO2.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Ca(OH)2;
–  MgO;
–  Au.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Na2CO3;
–  KOH;
–  N2O5.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Cu;
–  CuO;
–  Na2SO4.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  FeO;
–  NaCl;
–  Fe(OH)3.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

3-й уровень.

1.С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  ZnO;
–  NaOH;
–  SO2.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Ca(OH)2;
–  MgO;
–  Au.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Na2CO3;
–  KOH;
–  N2O5.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  Cu;
–  CuO;
–  Na2SO4.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?

–  FeO;
–  NaCl;
–  Fe(OH)3.

Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

КЛЮЧ: количество правильно выбранных ответов

уровень \ номер 1 2 3 4 5
1 2 2 2 2 2
2 2 2 2 2 2
3 2 1 2 2 2

ЧИСЛО ШАГОВ НА МАРШРУТЕ ГРУПП

N – число участников в группе

уровень перевал загадки вулкан пещера река
1 N– 1 2 2 N-1 N-1
2 N-2 2 2 N-2 N-2
3 N-3 2 2 N-3 N-3

При прохождении каждого этапа флажок каждой команды перемещается на количество шагов, соответствующее количеству правильных ответов ( кроме п.п.2.3 – по 2)

Домашнее задание: оформить дневники путешественников с учетом замечаний инструктора, исправить все ошибки.