Цели:
- обобщение и систематизация знаний по теме в занимательной форме;
- отработка навыков и умения по составлению ОВР на примере соединений азота, номенклатуре соединений элементов подгруппы азота, химических свойств соединений, применении;
- развитие умений применять полученные знания на практике(на примере анализа художественного текста, газетной статьи);
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание ответственности за результат общего дела.
Подготовка к уроку:
- создаются микро-группы по 6 - 7 человек. В группы объединяются учащиеся с одинаковым уровнем подготовки (1– высокий, 2– средний, 3 – низкий)
- в начале изучения темы учащимся сообщается о предстоящем обобщении в форме игры, подготовка к игре проводится на всех уроках по темы
- учащиеся не должны знать конкретные задания игры
- в помощь учителю привлекается лаборант или один из учащихся класса
Оборудование:
- графопроектор, пленка с заданиями по номенклатуре,
- карточки с уровневыми заданиями
- карточки с подсказками: “Разложение нитратов”, “Определение степени окисления”, “Расстановка коэффициентов методом электронного баланса”
- ДО “Вулкан”
- на магнитной доске карта альпинистского маршрута, количество шагов на маршруте для команд различно (высокий уровень – больше, низкий – меньше)
- цветные флажки на магнитах для каждой команды, флажки на столы
- таблица “Генетическая связь неорганических веществ”
- сводная таблица
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами обобщаем знания
по теме: “Подгруппа азота”. Чтобы нам было не
скучно, мы проведем урок в виде путешествия по
альпинистскому маршруту. Вы уже поделены на
команды, в составе которых будете
путешествовать. Каждый альпинист идет на
покорение вершины в поисках приключений и
желанием проверить себя. Более подготовленные
выбирают маршрут посложнее, начинающие –
попроще. Отправляясь в путь помните, что в горах
один за всех и все за одного. Координировать ваши
действия будет инструктор.
У покорителей вершины есть традиция : оставлять
на покоренной вершине записку для следующих
путешественников. Команда, которая первая
попадет на вершину, прочтет записку и оставит
свою. Каждый из вас будет вести свой дневник
путешествия (рабочий лист)
1. Аммиачный перевал. (Фронтальный опрос по номенклатуре веществ)
Учитель на графопроекторе по одной высвечивает формулы соединений азота и фосфора. Учащиеся называют вещества. Если возникают затруднения, предлагаются подсказки. Ассистент фиксирует количество правильных ответов каждой команды в сводной таблице.
2. Ущелье загадок. (Работа с творческими заданиями)
Учитель предлагает каждой группе отрывок из произведения или газетной статьи. Учащиеся анализируют материал, комментируют, отвечают на вопросы.
1-й уровень.
Из учебника химии: при гниении органических веществ часть связанного азота освобождается и уходит в атмосферу. Однако в естественных условиях содержании связанного азота в почве не уменьшается. Масса свободного азота в почве также не увеличивается. Чем это можно объяснить?
2-й уровень.
Поэтесса Вера Инбер написала: “Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно также мысль и чувство…образуют воздух, которым дышит поэзия”. Ваш комментарий?
Прокомментируйте: современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”.
3-й уровень.
Объясните, почему приведенное ниже описание нереально.
– Боже мой! – прошептал баронет. – Что это было?
Где оно?
– Его уже нет, – сказал Холмс. – С приведением,
которое преследовало ваш род, покончено
навсегда.
Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло
кого угодно испугать своими размерами и мощью.
Это была не чистокровная ищейка и не
чистокровный мастифф, а. видимо, помесь –
поджарый, страшный пес величиной с молодую
львицу. Его огромная пасть все еще светилась
голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие
глаза были обведены огненными кругами. Я
дотронулся до этой светящейся головы и, отняв
руку, увидел, что пальцы тоже засветились в
темноте.
– Фосфор, – сказал я.
3. Смотровая площадка ДО “Вулкан”. (Разложение бихромата аммония)
1-й уровень.
Бихромат аммония разлагается с образованием оксида хрома (III), азота и воды. Напишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса
2-й уровень.
(NH4)2Cr2O7 ––> оксид хрома (III) + вода + азот хрома(III)
Напишите уравнение реакции, определите степени окисления элементов , составьте электронный баланс . Расставьте коэффициенты.
3-й уровень.
(– 3NH4)2Cr2O7 ––> Cr2O3 + вода + азот
Определите степени окисления элементов. Выпишите под уравнением элементы, которые изменили степень окисления. Составьте электронный баланс.
Учитель на графопроекторе высвечивает правильное решение, задает вопросы:
Какие свойства проявляют атомы азота в реакции?(Восстановительные)
Атомы какого элемента являются окислителем? (Азота)
4. Пещеры. (Составление окислительно-восстановительных реакций)
1-й уровень.
1. Напишите уравнение реакции разложения нитрата аммония при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (II) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (III) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении
4. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (р-р) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении
5. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении
2-й уровень.
1. Написать уравнение реакции разложения нитрата натрия ––> нитрит натрия +? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (II)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (III)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
4. Написать уравнение реакции взаимодействия (р-р) азотной кислоты с медью ––> оксид азота (II) +?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.
5. Написать уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц.) с медью ––> оксид азота(IV)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO2 в уравнении.
3-й уровень.
1. Напишите уравнение реакции разложения NaNO3 ––> NaNO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)2 ––> FeO + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)3 ––> Fe2O3 + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
4. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(раствор) + Сu ––> NO + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.
5. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(конц) + Сu ––> NO2 + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении.
КЛЮЧ:
Номер карточки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 |
5. Кислотная река. (Фронтальный опрос. Тестирование)
Для преодоления препятствия необходимо знать свойства азотной и фосфорной кислот.
– С какими веществами может взаимодействовать
азотная кислота?
– Какие особенные свойства у азотной кислоты?
– С какими веществами может взаимодействовать
фосфорная кислота?
Учитель раздает карточки по свойствам кислот.
1-й уровень.
1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– оксид цинка;
– гидроксид натрия;
– оксид серы(IV).
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– гидроксид кальция;
– оксид магния;
– золото.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– карбонат натрия;
– гидроксид калия;
– оксид азота(V).
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– медь;
– оксид меди;
– сульфат натрия.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– оксид железа (II);
– хлорид натрия;
– гидроксид железа(III).
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
2-й уровень.
1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– ZnO;
– NaOH;
– SO2.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Ca(OH)2;
– MgO;
– Au.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Na2CO3;
– KOH;
– N2O5.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Cu;
– CuO;
– Na2SO4.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– FeO;
– NaCl;
– Fe(OH)3.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
3-й уровень.
1.С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– ZnO;
– NaOH;
– SO2.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Ca(OH)2;
– MgO;
– Au.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
3. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Na2CO3;
– KOH;
– N2O5.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
4. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– Cu;
– CuO;
– Na2SO4.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
5. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– FeO;
– NaCl;
– Fe(OH)3.
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
КЛЮЧ: количество правильно выбранных ответов
уровень \ номер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
ЧИСЛО ШАГОВ НА МАРШРУТЕ ГРУПП
N – число участников в группе
уровень | перевал | загадки | вулкан | пещера | река |
1 | N– 1 | 2 | 2 | N-1 | N-1 |
2 | N-2 | 2 | 2 | N-2 | N-2 |
3 | N-3 | 2 | 2 | N-3 | N-3 |
При прохождении каждого этапа флажок каждой команды перемещается на количество шагов, соответствующее количеству правильных ответов ( кроме п.п.2.3 – по 2)
Домашнее задание: оформить дневники путешественников с учетом замечаний инструктора, исправить все ошибки.