Цели:
- Образовательные: дать представление об основных событиях XIII века на Руси, показать характер их влияния на цивилизационный процесс, подвести к пониманию смысла и значения цивилизационной альтернативы –3 в отечественной и мировой истории.
- Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, применять элементы цивилизовационного анализа исторических событий, совершенствование навыков работы с текстом и навыков групповой работы.
- Воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, солидарности и толерантности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- И.Н. Ионов. Российская цивилизация. Учебник для 10 –11 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. Любое издание.
- Учебная карта “Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке”.
- Учебная таблица “Цивилизационная альтернатива – 3”.
Опережающее задание: подготовить сообщения о “вызовах” Востока и Запада в XIII веке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка целей.
Учитель. Современная Россия стоит перед ситуацией выбора цивилизационной альтернативы, ищет свои “ответы” на “вызовы” времени. То каким будет этот выбор, зависит и от выбора каждого из нас, от нашего знания и понимания закономерностей исторического процесса.
III. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам ( с целью установить связь с ранее изученным, актуализировать понятия и события):
– Что такое цивилизационная альтернатива?
– Когда проходила и в чем заключалась первая
цивилизационная альтернатива?
– Почему Древняя Русь оказалась перед
необходимостью выбирать путь развития?
– Каков был выбор и его значение?
– Когда проходила и в чем заключалась вторая
цивилизационная альтернатива?
– Что вы знаете о теории “вызова-ответа”?
Учитель. XIII век – век новой цивилизационой альтернативы, третьей. Отличие ее от первой и второй:
- Выбор политической среды.
- Вынужденный характер выбора.
Этот этап урока можно сопровождать рисунками на доске:
IV. Изучение нового материала
1. Сообщение учащегося: “Вызов Востока – нашествие “тьмы””.
2. Сообщение учащегося: “Вызов Запада – натиск на Восток крестоносцев”.
3. Систематизация знаний: заполняется таблица.
Таблица 1. Геополитические последствия завоеваний.
Рыцари |
Русь |
Монголо-татары |
уничтожение |
власть |
вассальная зависимость |
подчинение папе |
церковь |
покровительство |
оккупация |
территория |
составная часть империи |
Подчеркивая различия в последствиях завоеваний крестоносцев и монголо-татар, знакомим учащихся с выводом С.М. Соловьева:
“Таким образом через удаление баскаков, численников и сборщиков дани князья освобождались совершенно от татарского влияния на свои внутренние распоряжения; но и во время присутствия баскаков мы не имеем основания предполагать большого влияния их на внутреннее управление, ибо не видим ни малейших следов такого влияния”.
Подводим учащихся к пониманию сути “ответа” Руси на “вызовы” XIII века, заключающегося в выборе определенной цивилизационной альтернативы. Выборе опоры на Восток против Запада.
Учитель. Объективным мотивом выбора являлась потребность в сохранении цивилизационных основ. Но субъективные поступки людей определялись действием разнообразных факторов (религиозного, хозяйственного, культурного и т.д.). Отсюда тяжесть, трагичность переживания реального выбора в XIII веке.
4. Проблемное задания: почему европейцы называли средневековую Русь (с XV века) “Татарией”?
Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся
делятся на четыре группы, получают задания и
выполняют их. Затем проводится демонстрация и
защита результатов на доске.
Во время работы с текстом учебника (гл.3 §2)
учащиеся составляют перечни последствий
монголо-татарского ига. Первая группа –
политических, вторая – социальных, третья –
экономических, четвертая – духовных. В
результате на доске заполняется сводная таблица:
Таблица 2. Русь под игом.
Экономическая сфера | Социальная сфера |
|
|
|
|
Политическая сфера | Духовная сфера |
V. Обобщение знаний.
Учитель. Результатом вхождения Руси в состав Золотой Орды явилось усиление восточных форм: государства, общества, культуры.
Образовалась Татария – единое цивилизационное пространство, противостоящее Западу и являющееся для него “вызовом”.
Для истории России цивилизационные выборы имеют ключевое значение. Прочтем высказывание Г.В. Плеханова на последнем форзаце учебника:
“В историческом развитии России … есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий. Причем, – чем весьма осложняется вопрос, – особенности эти сами переживают своеобразный процесс развития. Они то увеличиваются, то уменьшаются, вследствие чего Россия как бы колеблется между Востоком и Западом”.
VI. Текущий контроль и коррекция.
Вспомнить главное и проверить правильность усвоения нового материала поможет использование демонстрационной таблицы:
Учитель. Как вы ответите на вопрос урока: Татария – “ответ” или “вызов”?
VII. Домашнее задание.
Выполнение индивидуального или группового мини-проекта по проблеме: “Судьба России при выборе другого варианта цивилизационной альтернативы”.