Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цели:
- Познакомить с ролью частицы НЕ, с её раздельным написанием с глаголами.
- Познакомить с глаголами- исключениями.
- Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.
Оборудование:
- Магнитная доска.
- Таблица с глаголами-исключениями.
- В.Волина “Весёлая грамматика”.
- Пословицы.
- Лист ватмана, фломастеры.
- С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”.
Ход урока.
I. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.
Учитель - Вам интересно, почему я держусь за голову? Сейчас поймёте сами! Вот записка, переданная мне одним учеником (конечно не из нашего класса). После её прочтения, голова у меня и заболела. Посмотрите что в ней написано.
Кот пушок - бальшой праказник.
Он себе устроил празник.
Утром кот зобрался в банку,
Сел у бабке всю смитанку.
Учитель - Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова.
Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания. (Например: код – в конце слова напишу согласную букву т, правило - парные согласные в конце слова, проверочное слово коты).
II. Повторим части речи:
Учитель - С орфограммами справились, а теперь
найдите в тексте часть речи, которая бывает
одушевлённой и неодушевлённой.
( Учащиеся находят в тексте имена
существительные).
Учитель – Как называется эта часть речи?
Учитель – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает на них? Есть ли эта часть речи в тексте?
Учитель – А знаете ли вы часть речи, которая
служит для связи слов в предложении?
Приведите пример из текста.
Учитель – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?
Учитель – Найдите в этом тексте часть речи,
которая спрягается?
Дети называют глаголы: устроил, забрался , съел.
Учитель – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах.
Учитель – Письменно сделайте морфологический разбор глагола.
Ответы детей: Устроил – глагол, что сделал?, начальная форма – устроить, в пр. в., м.р., ед. ч.
III. Частица не и глагол.
Учитель – Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте мне только глаголами.
Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.
не учил
учил
не думал
думал
не слушал
слушал
не трудился
трудился
не работал
работал
Учитель – Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он…(На доске появляется второй столбик).
Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы первого столбика отрицают действие).
Учитель – Что указывает на отрицание действий?(Маленькое слово не).
Учитель – Это маленькое слово называется частица.
Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?
Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?
Дети – Служебные части речи не называют ни
предметов, ни признаков, ни действий.
Они не
являются членами предложения.
К ним
нельзя поставить вопрос.
Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами?
Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил
благородный глагол.Печальной была эта любовь. Он
говорил: “Люблю”,а она ему “Не люблю”. Он
признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”.
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко
и писалась от него только отдельно. Однако глагол
был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе
взаимностью, если докажешь,что жить без меня не
можешь”.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться
по словарям, учебникам, книгам, по всему белому
свету.
IV. Работа с пословицами.
Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку,
нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой.
Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - &bsp; торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.
Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
Учитель – Как написали эти слова, почему?
V. Творческая работа: “Правила поведения на уроке”.
Учитель – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения на уроке”. А
там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?
Дети на большом листе ватмана фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.
НЕ опаздывать в школу.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
НЕ дергать девочек за косички.
НЕ жевать после звонка.
Учитель – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?
Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.
VI. Глаголы –исключения.
Учитель – Печальный Глагол возвратился к
своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!”
и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Учитель – Прочитайте эти глаголы (На доске таблица с глаголами- исключениями).
Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.
Учитель – Объясните значение слова негодовать.
Дети - Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.
Учитель - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:
Дети - растеряться,
не понимать,
теряться в догадках,
ума не приложить.
Учитель - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?
Дети – Чешет затылок,
пожимает плечами,
округляет глаза.
Учитель – Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами?
Дети – Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.
Учитель – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
Учитель – Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Поднимите руки над
головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их
надо раздельно.
Глаголы для упражнения.
Ненавидеть, Не решает,
неволить, не бегает,
недомогать, не боится,
негодовать, не знает,
недоумевать. не скучает.
VII. Заключение.
Учитель – Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.
Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое?
Домашнее задание. Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей НЕ.