Урок русского языка в 3-м классе в системе развивающего обучения Л.В. Занкова по теме: "Правописание частицы не с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели:

  • Познакомить с ролью частицы НЕ, с её раздельным написанием с глаголами.
  • Познакомить с глаголами- исключениями.
  • Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.

Оборудование:

  • Магнитная доска.
  • Таблица с глаголами-исключениями.
  • В.Волина “Весёлая грамматика”.
  • Пословицы.
  • Лист ватмана, фломастеры.
  • С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”.

Ход урока.

I. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

Учитель - Вам интересно, почему я держусь за голову? Сейчас поймёте сами! Вот записка, переданная мне одним учеником (конечно не из нашего класса). После её прочтения, голова у меня и заболела. Посмотрите что в ней написано.

Кот пушок - бальшой праказник.
Он себе устроил празник.
Утром кот зобрался в банку,
Сел у бабке всю смитанку.

Учитель - Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова.

Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания. (Например: код – в конце слова напишу согласную букву т, правило - парные согласные в конце слова, проверочное слово коты).

II. Повторим части речи:

Учитель - С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой и неодушевлённой.
( Учащиеся находят в тексте имена существительные).

Учитель – Как называется эта часть речи?

Учитель – О какой части речи говорят, что она не называет предметы, а только указывает  на них? Есть ли эта часть речи в тексте?

Учитель – А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
Приведите пример из текста.

Учитель – Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета?

Учитель – Найдите в этом тексте часть речи, которая спрягается?
Дети называют глаголы: устроил, забрался , съел.

Учитель – Расскажите мне всё, что знаете о глаголах.

Учитель – Письменно сделайте морфологический разбор глагола.

Ответы детей: Устроил – глагол, что сделал?, начальная форма – устроить, в пр. в., м.р., ед. ч.

III. Частица не и глагол.

Учитель – Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте мне только глаголами.

Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.

не учил                       учил
не думал                     думал
не слушал                  слушал
не трудился               трудился
не работал                  работал

Учитель – Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он…(На доске появляется второй столбик).

Учитель – Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков. (Глаголы первого столбика отрицают действие).

Учитель – Что указывает на отрицание действий?(Маленькое слово не).

Учитель – Это маленькое слово называется частица.

Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

Учитель – Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
             Они не являются членами предложения.
             К ним нельзя поставить вопрос.

Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами?

Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:

Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол.Печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”,а она ему “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “НЕ верю”.
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь,что жить без меня не можешь”.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

IV. Работа с пословицами.

Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -    &bsp;                 торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

Учитель – Как написали эти слова, почему?

V. Творческая работа: “Правила поведения на уроке”.

Учитель – Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения на уроке”. А

там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?

Дети на большом листе ватмана фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
НЕ дергать девочек за косички.
НЕ жевать после звонка.

Учитель – Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?

Дети – Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

VI. Глаголы –исключения.

Учитель – Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.

Учитель – Прочитайте эти глаголы (На доске таблица с глаголами- исключениями).

Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.

Учитель – Объясните значение слова негодовать.

Дети - Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.

Учитель - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:

Дети - растеряться,

не понимать,

теряться в догадках,

ума не приложить.

 

Учитель - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?

Дети – Чешет затылок,

пожимает плечами,

округляет глаза.

Учитель – Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами?

Дети – Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.

Учитель – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

Учитель – Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Поднимите руки над

головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их

надо раздельно.

Глаголы для упражнения.

Ненавидеть,    Не решает,

неволить,    не бегает,

недомогать,    не боится,

негодовать,    не знает,

недоумевать.    не скучает.

VII. Заключение.

Учитель – Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать   что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.

Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое?

Домашнее задание. Составить несколько предложений на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей НЕ.