И оценка, и отметка

Разделы: Начальная школа


Процесс обучения, существующий для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Но до сих пор остается нерешенным вопрос - исключить отметку как основное средство оценивания традиционной школы или разумно использовать ее, сопровождая оценочным суждением учителя или учащихся. Неслучайно одним из направлений модернизации начального образования стало создание новой системы контроля и оценивания и овладение всеми ее компонентами учителем начальных классов.

В основе контрольно-оценочной деятельности учителя лежит глубокое и всестороннее знание возрастных способностей и индивидуальных особенностей ученика, учет индивидуальности его учебной траектории и на этой основе формирование объективной оценки знаний, умений учащихся. Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает не только знание и владение учителем всем спектром разнообразных средств и приемов контроля и оценки, но и перевод контрольно-оценочной деятельности в режим педагогики сотрудничества, что в свою очередь предполагает исключение отметок из учебного процесса. Заменяя отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в производстве и применении оценок, учитель осуществляет развитие у младшего школьника оценочной самостоятельности как важнейшей составляющей самообучения.

Оценивание – один из сложных элементов педагогического процесса. Мы согласны с мнением Г.Ю. Ксензовой, что мастерство оценивания находится в прямой зависимости от педагогического мастерства учителя.

В связи с этим одна из задач, поставленная перед методическим объединением учителей начальных классов лицея №34 г. Новокузнецка (заместитель директора Л.А. Максименко), участвующего в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания начального образования, связана с подготовкой педагогов к личностно-ориентированному развивающему контролю и оцениванию учебных достижений младших школьников.

В лицее № 34 63% учителей работают по образовательной программе “Школа 2100”. Необходимость проведения специальной подготовки для этой категории педагогов очевидна, поскольку новая технология контроля и оценивания позволяет перевести воспитательно-образовательный процесс в начальной школе на личностно-ориентированное обучение, достичь более высоких развивающих результатов, снижая при этом нервно-психические нагрузки учащихся, что является основным требованием данной образовательной программы.

37% учителей работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Они уже реализуют идеи развивающего обучения, в том числе и в контрольно-оценочной деятельности. Педагоги не ограничиваются целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному материалу. Они интуитивно решают более важную задачу: развить у школьников умения контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определить границу своего “знания – незнания”. При этом учителя владеют довольно ограниченным набором форм, методов и средств контроля и оценки, используя их, как правило, бессистемно и неосознанно. Естественно, полученные результаты не могут удовлетворить учебный процесс в современной педагогической практике.

Следовательно, повышению квалификации учителей обеих групп было уделено особое внимание.

В содержание подготовки входило: ознакомление педагогов с современными направлениями модернизации общего образования, с нормативно-правовым обеспечением контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, с ее целями, задачами, личностно-ориентированными и развивающими принципами и методами. Использовались такие формы повышения квалификации, как обязательное прохождение курсовой подготовки по теме “Система работы учителя начальных классов в режиме безотметочного обучения”, практико-ориентированные семинары, ролевые игры, взаимопосещение открытых уроков, конференции, выставки работ учащихся и т.д. При этом администрация лицея придерживалась принципов постепенного, добровольного вовлечения учителей в экспериментальное обучение, включение их в творчески – исследовательскую работу, привлечение к разработке учебных материалов, методических приемов.

Насколько реально и эффективно используется учителями личностно-ориентированный развивающий подход в оценке учебных достижений младших школьников можно оценить во время посещения открытых уроков и при анализе конспектов проведенных занятий. Мы предлагаем в качестве примера фрагмент урока математики в 3 классе.

Тема урока: умножение и деление вида 20 * 3, 3 *20, 60 : 3.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Оценивание результатов учебной деятельности

Орг. момент, мотивация учащихся

  1. Беседа.

На доске написаны примеры 20 * 3, 3 *20, 60 : 3.

-Что можете сказать о примерах?

 

 

 

 

 

Можете ли вы решить их?

Сегодня на уроке вы узнаете новый способ решения примеров данного вида. Это поможет вам сократить время нахождения ответа, не допускать ошибок. Но для этого вам необходимо хорошо знать таблицу умножения, начнем урок с ее повторения.

 

 

 

  • Это примеры на умножение.
  • Один из множителей круглое число.
  • Такие примеры мы еще не встречали.
  • Их нет в таблице умножения и т.д.
  • Да, заменяя умножение действие сложением 20+20+20
 

 

 

Парциальные оценки: Молодец! Умница! Хорошо! и т.д.

 

 

 

 

 

 

Словесное оценивание работы класса в целом.

Критерии оценивания: быть внимательным, знать таблицу умножения, уметь анализировать и сравнивать.

Рефлексивная оценка:

учащиеся оценивают свои знания таблицы умножения с помощью “линеечек самооценки”.

Актуализация знаний, умений учащихся.

Задача этапа: повторить таблицу умножения, разрядный состав чисел, подготовить учащихся к самостоятельному “открытию” нового способа действия.

1.Дидактическая игра “Парашютисты”.

Задание: класс делится на группы, каждая группа – “команда парашютистов”. Необходимо “приземлиться” в точно указанное место на карте. Для этого ученики в группе должны решить примеры на карточке – “карте” верно. Правильное решение – удачное “приземление”.

 

1 2 3

8 * 3 7 * 4 9 * 6

5 * 7 3 * 9 7 * 8

27 : 9 45 : 5 36 : 4

9 * 6 42 : 7 7 * 2

72 : 8 5 * 3 18 : 3

 

 

После того, как задание будет выполнено, карточка помещается на доске под своим “парашютом”. Проверка выполняется фронтально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Математический диктант.

Задание: запишите числа в тетради:

число, в котором 3 десятка,

число, в котором 4 десятка,

число, в котором 7 десятков и 2 единицы,

число, в котором 6 десятков и 3 единицы,

число, в котором 2 единицы и 3 десятка.

Ответ: 30, 40, 72, 63, 32..

Проверка проводится фронтально.

     

     

     

     

     

3. Задание: составьте примеры на табличное умножение с ответами из записанных чисел.

6 * 5

8 * 5

8 * 9

6 * 7

4 * 3

Фронтальная проверка.

Как доказать правильность решения примеров?

     

     

     

     

     

     

     

4. Задание: вставьте пропущенные числа в примерах на “карточках –форточках”

2 * 9 = …

4 * … = 36

… * 2=14

6 * 4 = …

… * …=81

Проверка учителем.

 

 

Подведение итога работы.

 

Деление детей на группы “по интересам”.

Алгоритм работы в группе.

  1. Распределить между собой примеры.
  2. Каждый ученик решает только выбранный пример.
  3. Задача остальных членов группы – проверка, при затруднении – назначить помощника.

Каждая группа получает карточку с заданием и приступает к работе.

     

     

     

     

     

     

Все учащиеся в классе участвуют в проверке правильности выполненной работы, оценивают работу. Побеждает команда, у которой все примеры решены верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно записывают числа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик записывает ответы на доске.

Остальные учащиеся сверяют свою запись с записью на доске. Задают вопросы на уточнение, понимание.

 

 

Задание выполняется самостоятельно.

1 ученик читает пример, все остальные сверяют со своей записью.

 

 

 

 

 

  • Посмотреть в таблицу.
  • Заменить действие сложением.

Самостоятельно выполняют задание на карточке.

     

     

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесное оценивание работы учащимися по предварительно составленным критериям: правильность решения.

Словесное оценивание работы группы учителем. Критерии: 1)правильность выполненной работы (знание таблицы умножения, указание на конкретные недостатки, пути улучшения знаний);

2)организация взаимодействия в группе (уважительное отношение ко всем членам группы, активность каждого, желание помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парциальная оценка учителем работы всего класса:

- Чтобы выполнить это задание, нужно очень прочно знать таблицу умножения. Те, кто справился с этим заданием, могут считать, что добились хороших успехов.

Словесное оценивание работы ученика.

Критерии: правильность , аккуратность записи,.

выполненной на доске.

Самооценка.

Критерии обсуждаются коллективно:

нет ошибок – “+”,

есть ошибки – не ставится “+”.

Работа оценивается по четырехбалльной системе.

Критерии отметки:

нет ошибок - “5”

1 ошибка - “4”

2 ошибки - “3”

3 и более ошибок – “2”.

Отрицательные отметки выставляются по желанию учеников.

Итоговое словесное оценивание знаний таблицы умножения учащихся класса.

Критерии:

знание таблицы, прочность знаний, внимание во время проверки и оценки, указание на пробелы в знаниях отдельных учащихся, дальнейшие пути улучшения результатов.

Рефлексивная оценка учащихся Как я оценил свои знания в начале урока? Что изменилось в моей оценке?

 

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 1990.
  2. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Методист. – 2002 - №1. – С.29-34.
  3. Оценка без отметки / Под ред Г.А.Цукерман. - М., Рига: Педагогический центр “Эксперимент”, 1999.