Цель:
1. Обобщить знания о пищевом рационе, режиме питания, условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания.
2. Развивать навыки проектной деятельности, экономических расчётов и работы на ПК.
3. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.
Оснащение урока:
- компьютер, программа “Весёлый поварёнок”;
- технологические карты;
- памятка № 1- правила рационального питания;
- памятка №2 – критерии защиты проекта,
- карточки - меню (два варианта),
- плакат “Классификация блюд”;
- медали “ Весёлый поварёнок”;
- проекты.
Ход урока
1.Вступление.
- Девочки, мы изучили с вами большую тему “Кулинария”. На сегодняшнем уроке мы подведем итоги, обобщим знания, покажем умения и навыки. Вы готовы это сделать?
- Сегодня вы юные повара – хозяюшки! Я уверена, что вы самостоятельно сможете приготовить некоторые блюда и накормить семью. Перечислите блюда, из которых можно составить меню для обеда.
(Перечисляются названия блюд).
- Молодцы! Вы уже много знаете. Эту тему мы будем изучать и в 6-ом, и в 7-ом кл., и ваши знания пополнятся новыми более сложными рецептами блюд.
2. Учитель:
- Предлагаю вашему вниманию такой рассказ. Я иногда попадаю в сложные ситуации. Моими соседями является семья из 4-х человек. Несколько раз мне приходилось бывать у них. Меня всегда удивляла организация их обеда. Дети сначала кушали шоколад, затем борщ, только потом салат или винегрет, на второе хозяйка подавала котлету и кусочек рыбы с гречкой, а после второго блюда съедается яблоко. Всё это заедается тортом или мороженым и, наконец, всё запивается морсом или компотом. Глава семьи такое питание считает правильным: дети сразу получают с пищей белки, жиры, углеводы и разнообразные витамины. Она думает, что это полезно для здоровья её подростков. Кто разделяет точку зрения хозяйки?
(Учитель ведёт беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задаёт наводящие вопросы - подсказки:
- Вспомните слова: “Нельзя, не кушай, а то аппетит испортишь!”.
- Что это такое чего нельзя кушать, чтобы не испортить аппетит перед обедом? (Конфеты, шоколад….)
- Вспомните, какое блюдо за каким вам давали на обед в детском саду? Когда вы съедали яблоки, печенье? Одним словом, сладкое?
Если девочки сразу отвечают, что такое питание неправильное, учитель выясняет, почему неправильное и заключает:
- Существуют правила питания, которые позволяют питаться рационально, правильно, грамотно. Найдите в Толковом словаре, что значит слово „ рационально” (разумно)
- Я предлагаю вам всей бригадой составить правила приёма пищи, которые передам моим соседям. Перед вами меню моих соседей. (Приложение № 1)
-Посмотрите, что можно в нём изменить, убрать или переставить. (Девочки высказывают своё мнение, доказывая почему они делают перестановки в меню т. е. находят ошибки.)
- По окончании этой исследовательской работы запишите мнения на листочке.
3. Проверяется самостоятельная работа
- В каком порядке вы записали блюда? (Записи сравниваются, дополняются и исправляются)
4. Учитель вывешивает плакат, на котором расписана вся последовательность блюд для приёма пищи.
- Давайте, сравним ваши результаты с теми, что на плакате. ( Если есть ошибки, то их исправляют.)
5.Выработка окончательного варианта.
Учитель:
- Как Вы сформулируете первое правило?
НАДО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Оформляется запись в рабочую тетрадь.
- Как вы считаете, зависит ли рациональное питание только от последовательности приёма блюд? (Дети высказывают своё мнение).
Учитель предлагает исследовать меню школьной столовой на весь ноябрь месяц. (Два варианта (Приложение № 2)).
Девочки, разбирая меню, решают, хочется ли им так питаться целый месяц, или нет, исправляют ошибки, делают вывод: блюда надо разнообразить, нельзя кушать одно и то же, потому что можно заболеть.
Учитель:
- Почему однообразная пища вредна для организма?
Приведите примеры, какие заболевания могут возникнуть, когда не хватает каких-то витаминов. (Снижается зрение, если не хватает витамина - А, человек часто болеет, если не хватает витамина-С, случаются заболевания кожи, костей, если нет витамина – Д…..)
- А от чего ещё можно заболеть?
(Можно заболеть от плохого качества блюда, если его неправильно приготовить, т. е. не выполнять первичную обработку: не мыть яйцо или не проверять его качество, если не мыть перед едой руки, фрукты, овощи, есть на улице на ходу.) - Кто вспомнит, почему надо мыть яйцо? (Если не мыть яйцо, то можно заболеть – сальмонеллезом).
- А что такое сальмонеллы? (Сальмонеллы - это микробы, вызывающие заболевания кишечника.)
Правильно, сальмонеллы – микробы они называются так в честь американского ученого Д.Э. Сальмона. Эти микробы вызывают острое, инфекционное заболевание. Человек заражается от продуктов животного происхождения (мяса, яиц, особенно утиных и гусиных), если при приготовлении пищи повар нарушает технологию приготовления или первичную обработку продуктов. Вот почему очень важно знать не только правила питания, но и правила приготовления пищи.
-Сформулируйте и запишите второе правило? ПИЩА ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ.
- Хорошо, молодцы! Запишите второе правило. (Девочки записывают под диктовку).
- Девочки, существует ещё одна причина болезни, которая возникает, если человек ест не в одно и тоже время. Наш желудок не может работать целыми сутками. У него имеются определённые часы работы. В эти часы мы и должны принимать пищу, т.к. в желудке начинает вырабатываться желудочный сок. Нельзя утолять голод, например, съев один пряник. В таких случаях желудочный сок разъедает желудок, т.к. мы его раздразнили пряником, а кушать в полном объёме не стали. Вот поэтому принимать пищу надо 3-4 раза в день и в одно и то же время. Чтобы всё делать по часам, существует режим дня, режим питания.
- Чтобы наш желудок работал и отдыхал надо соблюдать …… (Надо соблюдать режим питания.)
- Вот вы и вывели третье правило. НАДО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ.
- Вспомните, что вы делали перед тем, как сесть за стол? (Мы его сервировали). Что значит „сервировали?” (Это значит, готовили стол к приёму пищи, т.е. накрывали скатертью, ставили цветы, тарелки и т.д.)
- Для чего нужно сервировать стол? (Красивый стол способствует хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи)
- Правильно! Это будет четвёртое правило рационального питания. Еще раз повторите его. НАДО СЕРВИРОВАТЬ СТОЛ. Хорошо, запишите и его.
6. Работа в группах.
Учитель:
- А сейчас закройте тетради, возьмите памятку и запишите все правила, не забывая начинать предложения с ключевого слова „НАДО”. (Приложение №3)
- Наиболее правильную запись я и передам соседям. Я посмотрю: чья бригада это сделает быстрее и правильнее, ту памятку я передам моей соседке – Татьяне.
(Бригады зачитывают свои работы)
- Девочки, а теперь на практике вы используете некоторые правила, предлагаю это сделать с помощью компьютера, программы “Весёлый поварёнок”, а чтобы вам было интересней, объявляю конкурс на лучшего “поварёнка”. Изготовлять будем сандвич с яичницей. (Учитель вызывает к доске ученицу написать слово сандвич). К какому блюду, вы отнесёте сандвич? (К бутербродам)
- Правильно, сандвич назван в честь англичанина сэра Сандвича и пишется с буквой - А, хотя говорим сэндвич. В программе “Весёлый поварёнок” поварёнок был не очень грамотен и допустил две ошибки, я надеюсь, что вы их найдёте. По результатам работы победители будут награждены медалями от “ ВЕСЕЛОГО ПОВАРЁНКА”. Для подсказки, даю вам технологические карты, в которых имеется план работы, цены на продукты и задание. (Приложение №4)
Возьмите тетради, подойдите к компьютерам, наденьте наушники, приступите к работе.
7. Практическая работа в программе “Весёлый поварёнок” - приготовление сандвича с яичницей.
Задание:
1) Приготовить сандвич с яичницей.
2) Выяснить какие питательные вещества входят в сандвич.
3). Подсчитать себестоимость сандвича.
4) Составить свой набор продуктов для сандвича.
8. Отчёт о проделанной работе.
Победители конкурса выходят к доске
и докладывают о проделанной работе. Детям задаются
дополнительные вопросы:
– Нашли ли вы ошибки поварёнка? Как называются кусочки обжаренного хлеба?
- Какую ошибку допустил поварёнок при выполнении первичной обработки яиц?
9. Подведение итогов учителем:
- Хорошо. На уроке вы занимались проектной деятельностью: проводили исследования, выводили правила рационального питания, исправляли ошибки в меню, выполняли практическую работу, показали, что вы умеете подсчитывать стоимость блюда, подобрали продукты для своего сандвича, и нам осталось показать, как вы умеете экономить продукты питания и защищать проекты.
- Первой защищать проект будет Даша. Можно пользоваться памяткой - по защите проекта. (Приложение №5) (Даша рассказывает, как готовила проект, что нашла и открыла для себя нового, чему научилась, пока выполняла проект, какие видит планы на будущее). Одноклассники задают вопросы: (Как определить качество продуктов? Как надо выполнять первичную и тепловую обработку овощей, чтобы сохранить витамины в продуктах. Как ты понимаешь выражение: экономное расходование продуктов.) Затем учащиеся оценивают проект, под руководством учителя, дают устную рецензию проекта, пользуясь критериями оценки проекта.
Вызываются для защиты проекта другие школьницы. Каждой ученице для выступления даётся 5-7 минут.
10. Заключение урока:
- Девочки! Вы заработали звание “ весёлый поварёнок”. Настоящие повара получают разряд, это зависит от образования и мастерства самого повара. Самые опытные повара получают высший разряд – 6-ой, а начинающие -3-ий или 2ой.
- Учитывая, что вы знаете правила рационального питания, умеете подсчитывать себестоимость блюд, знаете их питательную ценность, можете заниматься проектной деятельностью, вам присваивается звание “юного поварёнка” и вручается медаль “весёлого поварёнка” - 4-го разряда, а победителям конкурса -5-го разряда. (Девочкам вручаются медали).
- Вам понравился урок? Где в практической жизни будете применять те навыки, знания, которые вы получили на уроке?
11. - Кто защищает проекты на следующем уроке, дома ещё раз проверьте свои выступления, повторите вопросы, по которым вы составляете рецензию, оценку проекту. Спасибо, девочки, за урок.
Приложение № 1
МЕНЮ ТАТЬЯНЫ
- Шоколад - 50 гр
- Борщ - 100 гр
- Салат или винегрет - 50 гр
- Котлета и жареная рыба - 75 гр с гречкой
- Яблоко - 50 гр
- Торт или мороженое - 100 гр
- Морс или компот - 250 гр
Приложение 2
МЕНЮ № 1
/ с 1-го - по 30 ноября 2004 г. /
- Салат из солёных огурцов и квашеной капусты - 50 гр
- Борщ овощной -150 гр
- Рыбная котлета с манной кашей - 70 / 150 гр
- Чай с сахаром. -250 гр
Найдите ошибки в меню.
МЕНЮ № 2
/ с 1-го – по 30 декабря 2004 г. /
- Яйцо фаршированное со шпротами - 50 гр
- Щи из кислой капусты - 150 гр
- Жареная рыба с гречкой - 75/150 гр
- Морс из апельсиновых корочек - 250 гр
Найди ошибки в меню.
Приложение 3
Памятка № 1
ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.
- Помните, что каждое правило должно начинаться с ключевого слова НАДО
- Помните, что рациональное питание включает в себя следующие понятия:
Рациональное питание
Пищевой рацион
Условия приёма пищи
Режим питания
Приложение 4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
К-Я 5 кл.
- Войди в программу “ Веселый поварёнок ”.
- Из меню выбери приготовление сандвича с яичницей.
- Для отчёта о проделанной работе войди в справочник и выясни, какие питательные вещества и витамины входят в продукты для данного сандвича.
- Запиши результаты в тетрадь.
- Войди в программу “ Калькулятор ”. Для этого щелкни мышкой по ярлыкам: ПУСК, ПРОГРАММЫ, СТАНДАРТЫ, КАЛЬКУЛЯТОР.
- Включи память калькулятора, щёлкнув мышкой на кнопку МS.
- Сосчитай, сколько стоят продукты для сандвича. Каждый результат введи в память, щёлкая мышкой на кнопку М+. Для получения конечного результата щёлкни мышкой на кнопку МR. Результат запиши в тетрадь.
РЕЦЕПТ |
ЦЕНА |
1.Яйцо - 6шт. 2. Масло раст. – 40 гр 3. Кетчуп - 40 гр 4. Салат - 50гр 5. Хлеб -4 кус. 6. Сливочное масло -40 гр 7. Соль - по вкусу 8.Сахар - по вкусу |
1десяток- 28 руб. 1кг - 40 руб. 1 кг -30 руб. 100 гр - 10 руб. 1 кус. -0.5 руб. 1кг. -60 руб. |
8. Закрой программу “ Калькулятор ”.
9. Составь свой сандвич, для этого поменяй набор продуктов по своему желанию. Запиши в тетрадь.
10. Отчитайся о проделанной работе.
Приложение 5
Критерии для рецензии проекта
- Соответствие содержания проекта теме проекта и проделанной работе.
- Качество проектного изделия.
- Практическое использование проектного изделия.
- Качество записей и наглядного материала, оформление проектной документации.
- Ответы на вопросы.
- Полнота знаний материала, выполненного проекта.
- Культура речи.
- Недостатки проекта. . Вспомните какие блюда за какими вам давали на обед в садике . на ответы учеников.я?вести правила рационального питания.
- Защита проекта: а) доклад на 5-7 минут;
б) демонстрация изделия;
в) ответы на вопросы.