Использование видеокурса "Dis woir" при обучении французскому языку

Разделы: Иностранные языки


Овладеть коммуникативной компетенцией на французском языке, не находясь в стране изучаемого языка, довольно сложно. Поэтому одной из важнейших задач учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке французского языка с использованием различных приемов работы, таких как ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др. Не менее важным на наш взгляд является приобщение учащихся к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе и видеофильмы.

Использование видеофильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики: - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, а также способствует индивидуализации обучения, развитию мотивированной речевой деятельности учащихся.

Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание учителя должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному.

Использование видеофильмов помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего вниманию и памяти. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетентности учащихся.

В данной статье мы хотим поделиться опытом использования видеоматериалов при обучении французскому языку, как второму иностранному языку в гимназии. Большой популярностью у педагогов практиков пользуется французский учебный видеокурс “Dis Voir”.

Содержательную основу 10 эпизодов этого курса составляют истории из жизни вымышленного французского города Touchaville. Наличие постоянных героев дает возможность соединить сюжеты, что способствует концентрации внимания зрителя. Тренировочные упражнения в конце каждой части предназначены для закрепления речевых образцов, фонетического, лексического, грамматического материала, а также развития навыков аудирования страноведческой информации.

Каждый из 10 эпизодов видеокурса обладает относительной самостоятельностью в плане смыслового содержания. Это дает учителю возможность самому определить способ введения материала и возможность последовательного включения видеофрагмента в учебный процесс или использование отдельных эпизодов с учетом соответствия тематики видеофильма лексическому минимуму и коммуникативным ситуациям, включенным в программу по французскому языку для конкретного этапа обучения. Количество и характер информации, содержащиеся в видеофильме, должны соответствовать количеству и качеству информации, которую способен усвоить учащийся в определенный момент изучения французского языка.

Эффективность использования видеофильмов при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия. В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

  • подготовительный – предварительное снятие языковых и лингвострановедческих трудностей;
  • восприятие видеофильма – развитие умений восприятия информации;
  • контроль понимания основного содержания информации;
  • развитие языковых навыков и умений устной речи.

В качестве примера приводим возможный вариант работы с видеофильмом “Au marche”

He. Vous me donnez un ananas, s’il vous plaît!

Mar. Oui… comment voulez-vous? bien mûr?

He. Oui, s’il vous plaît!

Mar. Sentez-le! Il est bien mûr!

He. Vous n’en avez pas de plus gros?

Mar. Si, mais ils ne sont pas aussi mûrs. Je peux vous en donner deux petits si vous voulez.

He. Qu’est-ce que tu dis?

Paul Hmm... ils sentient très bon. Ils sont sûrement meilleurs que ananas de dimanche dernier.

Mar. Et avec ca?

He. Je voudrais un kilo de tomates.

Paul Tue s sur que ca suffit? Nous sommes 6 à table.

He. Tu as raison. J’en prends un kilo de plus.

Mar. Oui.

He. Dites donc! Elles sont plus chères que la semaine derniere!

Mar. Eh oui… la vie augmente! C’est tout ce qu’il vous faut?

He. Des oignons... j’en ai dèjà... de la salade aussi... des ananas et des tomates... et des fleurs.

Mar. Vous pouvez en acheter derrière moi ou alors en face.

He. Très bien. C’est tout.

Mar. Ça vous fait 45 francs...

1. Подготовительная работа.

Учащимся сообщается название видеофильма, по которому они должны догадаться о его содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма, либо повторяется лексика, изученная ранее, и использованная в видеосюжете.

Un ananas / des ananas

Mûr / mûre

Gros / grosse

Ils sentient très bon

Tu as raison и др.

2. Восприятие видеофильма.

Деление видеофильма на основные эпизоды, просмотр видеофильма по частям.

3. Проверка понимания основного содержания.

Для проверки понимания основного содержания можно использовать упражнения типа: “Выбери правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” др. Например, после просмотра первой части видеосюжета “Au marche” можно использовать следующее упражнение

Test

1. Hélène veut acheter:

  1. des pommes.
  2. des pèches.
  3. des ananas.

2. Hélène achète aussi:

  1. un kilo de tomates.
  2. un kilo de citrons.
  3. deux kilos de tomates.

3. Combien sont-ils à table?

  1. ils sont 6 à table.
  2. Ils sont 3 à table.
  3. Ils sont 2 à table.

4. Развитие навыков и умений устной речи.

Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий.

а) с целью наиболее полного понимания видеосюжета допустимо чтение диалога, использованного в видеосюжете про себя, поиск фраз, предложенных учителем;

б) Определение, кому принадлежат произносимые учителем реплики.

Например:

“Je voudrais un kilo de tomates”.

“Tu es sur que ça suffit? Nous sommes 6 à table”.

в) Ролевая игра: распределение ролей, просмотр эпизода фильма с целью проговаривания реплик синхронно со своим героем. Драматизация диалогов и отдельных сцен.

г) Пересказ содержания в устной и письменной форме.

Упражнения после просмотра рассчитаны как на закрепление, так и на расширение материала. Заключительная часть заданий должна стать речевая деятельность в ходе ролевой игры.

Таким образом, методическое обоснованное систематическое использование видеосюжетов в обучении французскому языку учащихся способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению иностранного языка и совершенствованию речевых умений и навыков.