В нашем детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной “профессии” участника движения, пешехода.
Основная задача, которую мы ставим перед собою: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Работа детского сада ориентирована на:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;
- Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- Привлечения внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе:
- с педагогами;
- с детьми;
- с родителями.
В ДОУ реализуются такие формы работы с педагогами, как:
- изучение инструкций,
- консультации,
- практические занятия,
- организационные собрания,
- консультации по подготовке и проведению развлечений,
- конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.
В помощь педагогам в методическом кабинете имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед., экскурсий, целевых и условных прогулок. Для наглядности в работе с детьми подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, аудио- и видеозаписи.
Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);
- самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы (Приложение 1,2)
Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:
- тематические занятия
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание картин, плакатов
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
- целевые прогулки
- условные прогулки
- экскурсии
- развлечения
- конкурсы рисунков
- изготовление атрибутов для игр.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы-водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Игра “Автошкола”
8. Обучающие игры по правилам дорожного
движения: “Поездка по городу”
( “В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое
движение”, “Едем через переезд”, “Знаки
обязательного направления”, “День веселых
развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”,
“Автомагистраль”).
9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.
10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
Большое внимание уделяется работе с родителями. Основные формы работы с родителями, это: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов и папок-передвижек, оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок, совместные с детьми экскурсии по городу.
На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.
Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для профилактической работы с детьми.
Мы твердо убеждены, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста. Знания, необходимо расширять и углублять на занятиях и в других видах деятельности, совершенствуя предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Тема |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
|
Дорога и её элементы. |
1. Форма и цвет предметов. Сравнение
предметов по размеру. 2. Ориентация в пространстве и во времени. 3. Дорога (тротуар, поребрик и проезжая часть). Отличия понятий “улица” и “дорога”. |
1. Правила поведения на тротуаре и
передвижение группами. 2. Горизонтальная разметка (“зебра”, “разделительная линия”). |
|
Транспортные средства. | 1. Наземный, воздушный, водный транспорт. 2. Части автомобиля. 3. Различия легкового и грузового транспорта. |
1. Виды транспортных средств
(пассажирский, грузовой, оперативный и
специальный). 2. Остановка общественного транспорта. |
|
Пешеходные переходы. Средства регулирования дорожного движения. Дорожные знаки. |
1. Пешеходный переход (наземный,
надземный, подземный). 2.Наземный переход, знаки, разметка (регулируемый и нерегулируемый). 3. Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении. |
||
Правила перехода проезжей части дороги. | 1. Передвижение в заданном направлении
(хаотичное, в одном направлении и в
противоположных). Движение и сигналы (звуковые,
зрительные, тактильные). 2. Формирование навыка остановки перед переходом дороги. |
1. Ориентировка в пространстве при
моделировании дороги и перехода (при помощи
элементов сюжетно-ролевой игры). 2. Правила перехода проезжей части (3 фиксации поворота головы) – оцени дорожную обстановку. |
|
Экскурсии | Экскурсия к ближайшей дороге. | Наблюдение за светофором. | |
Игровое мероприятие | Спектакль для детей (с участие детей). | Дидактическая игра. |
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
№ |
Тема |
Мероприятия. Материал. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
||
1. | “Знакомство с улицей”. Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Дать элементарные знания о поведении на дороге. | Целевая прогулка |
2. | Рассматривание иллюстраций с
изображением улицы. Внести в книжный уголок книги, альбомы, рисунки с изображением улицы. |
В свободное время. |
Чтение художественной литературы. | Занятие по родному краю. | |
О К Т Я Б Р Ь |
||
1. | “Это должны знать все” Рассказать детям о том, где и как переходить улицу, для чего надо знать правила дорожного движения. |
Целевая прогулка |
2. | Беседа “Где и как переходить улицу”. Дать представление об обстановке и рассказать, как вести себя на улице. (старшая и подготовит. Гр) |
Занятия по родному краю. |
3. | Родительское собрание “Меры по предупреждению детского травматизма”. | В конце рабочего дня. Совместно с работниками ГИБДД |
4. | Концерт к дню работников
автомобильного транспорта. (для водителей АТП) |
Первая половина дня. По сценарию. |
Н О Я Б Р Ь |
||
1. | “Наши верные друзья” познакомить с сигналами светофора и жестами регулировщика: “Стой”, “Внимание”, “Путь открыт”. Объяснить, что такое “Остановка безопасности”. |
Целевая прогулка |
2. | Чтение художественных произведений. Закрепить первоначальные представления о том, кто регулирует движение транспорта и пешеходов. |
На занятиях и в свободное время. |
3. | Рисование, конструирование светофора. | На занятиях по изобразительной деятельности. |
4. | Подвижная игра на закрепление знаний о работе светофора. | На участке и в группе. |
5. | Оформление стенда: - выдержки из Правил дорожного движения, - перечень литературы для детей - стихи, загадки, рисунки, фотографии и др. |
В свободное время. |
Д Е К А Б Р Ь |
||
1. | Знакомство с дорожными знаками и указателями: “Въезд воспрещен”, “Движение запрещено”, “Движение налево”, “Движение направо”, “Движение прямо”, “Перекресток”, “Железнодорожный переезд”, “Пешеходы”, “Дети”, “Пешеходный переход”, “Стоп”. | В свободное время. |
2. | Чтение художественной литературы. | На занятиях и в свободное время. |
3. | Изготовление макетов, знаков для ролевой игры “Улицы города” | На занятиях по изобразительной деятельности |
4. | Ролевая игра “Улицы города”. Подвижная игра “Лабиринт”. Закрепление знаний детей о светофоре, дорожных знаках, указателях. |
На занятиях и в свободное время |
5. | День открытых дверей для родителей. | Вторая половина дня |
Я Н В А Р Ь |
||
1 | “Мы – пассажиры”. Объяснить правила пользования городским общественным транспортом. Рассказать как надо обходить автобус, автомобиль. |
На занятиях и в свободное время. |
2. | Чтение художественной литературы. | На занятиях и в свободное время |
3. | “Когда мы пассажиры”. | Занятие. |
ФЕВРАЛЬ – МАРТ |
||
1. | “Где и как можно играть” Объяснить детям, где надо играть и кататься на самокатах, велосипедах; почему нельзя играть на улицах и дорогах. |
В свободное время. Рассматривание плакатов. |
2. | Чтение художественной литературы.
|
На занятиях и в свободное время |
3. | Вечер развлечений на тему “Мы изучаем правила дорожного движения” | Вторая половина дня По сценарию. |
4. | Экскурсия в гараж МУП ЖКХ. | Первая половина дня. По конспекту. |
А П Р Е Л Ь |
||
1. | Выставка детских работ. | В свободное время. Детские рисунки. |
2. | Оформление информации для родителей по закреплению с детьми Правил дорожного движения. | Материалы по работе с детьми. |
3. | Экскурсия к светофору (старшая группа) Экскурсия по улицам города (подготовительная группа) Соблюдение и закрепление с детьми правил дорожного движения. |
Первая половина дня. По конспекту. |
4. | Посещение мероприятия в СОШ №4 по теме “Зеленый огонек” (подготовительная группа) | Вторая половина дня. |
5. | Открытые мероприятия: - КВН по правилам дорожного движения (подг.группа) - Занятие “Дошкольникам о правилам дорожного движения” (старшая группа) - “Как вести себя на улице” - игра на фланелеграфе (старшая санаторная гр.) |
Занятие. |
6. | Инсценировка “На лесном перекрестке” (старшая .гр) | Вторая половина дня. |
7. | Развлечение “Красный, желтый, зеленый” (подгот.группа) | Вторая половина дня. |
М А Й |
||
1. | “Мы учимся соблюдать Правила дорожного
движения”. На площадке устанавливаются дорожные знаки и светофор. Транспорт: самокаты, велосипеды, дет.автомобиль.. |
Итоговое занятие. |
2. | Экскурсия по городу на автобусе. Показать детям город, его улицы, переходы, светофоры. |
Первая половина дня. |