Работа ДОУ по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной “профессии” участника движения, пешехода.

Основная задача, которую мы ставим перед собою: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Работа детского сада ориентирована на:

  • Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;
  • Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
  • Привлечения внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе:

  • с педагогами;
  • с детьми;
  • с родителями.

В ДОУ реализуются такие формы работы с педагогами, как:

  • изучение инструкций,
  • консультации,
  • практические занятия,
  • организационные собрания,
  • консультации по подготовке и проведению развлечений,
  • конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В помощь педагогам в методическом кабинете имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед., экскурсий, целевых и условных прогулок. Для наглядности в работе с детьми подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, аудио- и видеозаписи.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);
  • самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);
  • практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы (Приложение 1,2)

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:

  • тематические занятия
  • беседы
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, плакатов
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
  • целевые прогулки
  • условные прогулки
  • экскурсии
  • развлечения
  • конкурсы рисунков
  • изготовление атрибутов для игр.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы-водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу”
( “В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

Большое внимание уделяется работе с родителями. Основные формы работы с родителями, это: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов и папок-передвижек, оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок, совместные с детьми экскурсии по городу.

На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для профилактической работы с детьми.

Мы твердо убеждены, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста. Знания, необходимо расширять и углублять на занятиях и в других видах деятельности, совершенствуя предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Тема

Вторая младшая группа

Средняя группа

  Дорога

и её элементы.

1. Форма и цвет предметов. Сравнение предметов по размеру.

2. Ориентация в пространстве и во времени.

3. Дорога (тротуар, поребрик и проезжая часть). Отличия понятий “улица” и “дорога”.

1. Правила поведения на тротуаре и передвижение группами.

2. Горизонтальная разметка (“зебра”, “разделительная линия”).

  Транспортные средства. 1. Наземный, воздушный, водный транспорт.

2. Части автомобиля.

3. Различия легкового и грузового транспорта.

1. Виды транспортных средств (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).

2. Остановка общественного транспорта.

  Пешеходные переходы.

Средства регулирования дорожного движения.

Дорожные знаки.

  1. Пешеходный переход (наземный, надземный, подземный).

2.Наземный переход, знаки, разметка (регулируемый и нерегулируемый).

3. Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении.

  Правила перехода проезжей части дороги. 1. Передвижение в заданном направлении (хаотичное, в одном направлении и в противоположных). Движение и сигналы (звуковые, зрительные, тактильные).

2. Формирование навыка остановки перед переходом дороги.

1. Ориентировка в пространстве при моделировании дороги и перехода (при помощи элементов сюжетно-ролевой игры).

2. Правила перехода проезжей части (3 фиксации поворота головы) – оцени дорожную обстановку.

  Экскурсии Экскурсия к ближайшей дороге. Наблюдение за светофором.
  Игровое мероприятие Спектакль для детей (с участие детей). Дидактическая игра.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема

Мероприятия.

Материал.

С Е Н Т Я Б Р Ь

1. “Знакомство с улицей”. Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Дать элементарные знания о поведении на дороге. Целевая прогулка
2. Рассматривание иллюстраций с изображением улицы.

Внести в книжный уголок книги, альбомы, рисунки с изображением улицы.

В свободное время.
  Чтение художественной литературы. Занятие по родному краю.

О К Т Я Б Р Ь

1. “Это должны знать все”

Рассказать детям о том, где и как переходить улицу, для чего надо знать правила дорожного движения.

Целевая прогулка
2. Беседа “Где и как переходить улицу”.

Дать представление об обстановке и рассказать, как вести себя на улице. (старшая и подготовит. Гр)

Занятия по родному краю.
3. Родительское собрание “Меры по предупреждению детского травматизма”. В конце рабочего дня.

Совместно с работниками ГИБДД

4. Концерт к дню работников автомобильного транспорта.

(для водителей АТП)

Первая половина дня.

По сценарию.

Н О Я Б Р Ь

1. “Наши верные друзья”

познакомить с сигналами светофора и жестами регулировщика: “Стой”, “Внимание”, “Путь открыт”. Объяснить, что такое “Остановка безопасности”.

Целевая прогулка
2. Чтение художественных произведений.

Закрепить первоначальные представления о том, кто регулирует движение транспорта и пешеходов.

На занятиях и в свободное время.
3. Рисование, конструирование светофора. На занятиях по изобразительной деятельности.
4. Подвижная игра на закрепление знаний о работе светофора. На участке и в группе.
5. Оформление стенда:

- выдержки из Правил дорожного движения,

- перечень литературы для детей

- стихи, загадки, рисунки, фотографии и др.

В свободное время.

Д Е К А Б Р Ь

1. Знакомство с дорожными знаками и указателями: “Въезд воспрещен”, “Движение запрещено”, “Движение налево”, “Движение направо”, “Движение прямо”, “Перекресток”, “Железнодорожный переезд”, “Пешеходы”, “Дети”, “Пешеходный переход”, “Стоп”. В свободное время.
2. Чтение художественной литературы. На занятиях и в свободное время.
3. Изготовление макетов, знаков для ролевой игры “Улицы города” На занятиях по изобразительной деятельности
4. Ролевая игра “Улицы города”.

Подвижная игра “Лабиринт”.

Закрепление знаний детей о светофоре, дорожных знаках, указателях.

На занятиях и в свободное время
5. День открытых дверей для родителей. Вторая половина дня

Я Н В А Р Ь

1 “Мы – пассажиры”.

Объяснить правила пользования городским общественным транспортом.

Рассказать как надо обходить автобус, автомобиль.

На занятиях и в свободное время.
2. Чтение художественной литературы. На занятиях и в свободное время
3. “Когда мы пассажиры”. Занятие.

ФЕВРАЛЬ – МАРТ

1. “Где и как можно играть”

Объяснить детям, где надо играть и кататься на самокатах, велосипедах; почему нельзя играть на улицах и дорогах.

В свободное время.

Рассматривание плакатов.

2. Чтение художественной литературы.

 

На занятиях и в свободное время
3. Вечер развлечений на тему “Мы изучаем правила дорожного движения” Вторая половина дня

По сценарию.

4. Экскурсия в гараж МУП ЖКХ. Первая половина дня.

По конспекту.

А П Р Е Л Ь

1. Выставка детских работ. В свободное время.

Детские рисунки.

2. Оформление информации для родителей по закреплению с детьми Правил дорожного движения. Материалы по работе с детьми.
3. Экскурсия к светофору (старшая группа)

Экскурсия по улицам города (подготовительная группа)

Соблюдение и закрепление с детьми правил дорожного движения.

Первая половина дня.

По конспекту.

4. Посещение мероприятия в СОШ №4 по теме “Зеленый огонек” (подготовительная группа) Вторая половина дня.
5. Открытые мероприятия:

- КВН по правилам дорожного движения (подг.группа)

- Занятие “Дошкольникам о правилам дорожного движения” (старшая группа)

- “Как вести себя на улице” - игра на фланелеграфе (старшая санаторная гр.)

Занятие.
6. Инсценировка “На лесном перекрестке” (старшая .гр) Вторая половина дня.
7. Развлечение “Красный, желтый, зеленый” (подгот.группа) Вторая половина дня.

М А Й

1. “Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения”.

На площадке устанавливаются дорожные знаки и светофор.

Транспорт: самокаты, велосипеды, дет.автомобиль..

Итоговое занятие.
2. Экскурсия по городу на автобусе.

Показать детям город, его улицы, переходы, светофоры.

Первая половина дня.