Урок изобразительного искусства "Чудеса цвета"

Разделы: МХК и ИЗО


Урок изобразительного искусства в 7-м классе с элементами тренинговых упражнений.

Продолжительность занятий: 30–40 минут.

Цель: формирование цветовых ассоциаций через цветоощущение, цветовосприятие.

Задачи:

  • воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • развить образное мышление (психически познавательные процессы);
  • обучить образному языку и умению работать цветом на бумаге.

Тип: урок-обобщение.

Методы:

  • наглядный, словесный,
  • проблемный,
  • поисковый,
  • метод самостоятельной работы.

Оборудование:

  • наглядно-методические пособия (плакаты: спектральный круг, ахроматические, хроматические дорожки, элементы абстракции, композиции жара – мороз, легкое – тяжелое, цветок увядающий – цветущий, плакат со словами, рабочий лист).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

– Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, какими красками можно нарисовать картину, которую описал поэт:

Два голоса

Скользят стрижи в лазури неба чистой.
В лазури неба чистый горит закат.
В вечерний час как нежен луг росистый!
Как нежен луг росистый, и пруд, и сад!
Вечерний час – предчувствие полночи.
В предчувствии полночи душа дрожит.
Пред красотой минутой плачут очи.
Как горько плачут очи! Как миг бежит!
(К.Д. Бальмонт)

Обсуждение (2–3 человека, 1–3 минуты).

– Какое настроение создает у вас эта картина? Грусть – черная или белая?

– Цвета в мире существуют сами по себе, но важно научиться замечать многоцветие окружающего нас мира. Научиться передавать и создавать свое настроение, состояние с помощью цвета. Сегодняшний урок поможет нам в этом. Тема нашего урока “Чудеса цвета”

II. Повторение пройденного материала

Цвет – это главное выразительное средство в живописи.

Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:

  • ахроматические,
  • хроматические.

Хромас (от лат.) – цвет.

А – отрицательная частица “не”.

Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.

Ахроматические цвета – от белого до черного.

Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге. Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?

Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.

Упражнение 1.

Вводный инструктаж:

– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.

1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).

2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:

  • на зеленом поле – красные треугольники;
  • на голубом небе – нежно розовые шары;
  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;
  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.

Ребята, может кто-то из вас не смог представить соотношение некоторых цветов, это не страшно. Сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

III. Практическая часть

Упражнение 2.

Вводный инструктаж:

– Существуют темные цвета.

С каким чувством, состоянием они связаны, что они вызывают (страх, неуверенность, угнетенность)?

– Назовите этот цвет.

– А яркие, светлые тона либо веселят, либо успокаивают.

– Какие это цвета?

Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.

– Я предлагаю вашему вниманию 4 композиции: о чем они говорят цвет и линии, какое состояние, какие чувства они вызывают (мороз – жара, легкое – тяжелое).

– Я предлагаю вам создать маленькие этюды в звонкой и глухой гамме. И звонкие и глухие звуки вы слышали, а теперь попытайтесь их передать с помощью элементов абстракции, линий и цветовой гаммы на бумаге – звонкое и глухое (3мин.).

Обсуждение.

– Свои этюды вы будете выполнять на рабочем листе в 1–2 квадрате.

– А в 3–4 квадрате попытайтесь выразить настроение: грусть и радость (3 мин.)

Обсуждение.

Упражнение 3.

Вводный инструктаж:

– С помощью цвета можно передать состояния души: физическое, эмоциональное.

– Обратимся к следующим 2-м композициям. Что вы увидели, какое состояние, какие чувства (эмоции) возникают?

– Сейчас я предлагаю выполнить вам творческую работу: изобразить сказочного героя с помощью линии и цветочной гаммы (2–3 мин.):

  • Баба Яга,
  • Принцесса на горошине,
  • Колобок,
  • Леший,
  • Красная шапочка и т.д.

Обсуждение.

IV. Заключительная часть

– А теперь, с помощью цветовой гаммы передайте свое настроение от урока (1 мин.).

Учитель назначает помощников.

– Ребята, перед вами слова. Каким бы из них вы выразили свое отношение к уроку?

На нашем рабочем листе осталось место. Впишите его туда. Выберите для него линию и наиболее подходящий цвет.

– Помощников попрошу собрать лепестки настроения и подойти ко мне (составление общей композиции: цветочная поляна под ярким солнцем).

Обсуждение общей работы.

– Я благодарю вас за отличную работу на уроке и хочу пожелать, чтобы в вашей жизни было как можно больше цветов радуги!