Урок химии по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


ВВЕДЕНИЕ.

Данная разработка включает лекционный материал по теме “Основные классы неорганических соединений”. На изложение материала отводится один урок, причём данный урок является уроком обобщением изученного материала. В 8 классе, учащиеся уже достаточно подробно ознакомлены с классами неорганических соединений, их свойствами и способами получения соединений. Предлагаемый авторский вариант лекции целесообразно провести в 11 классе, на выходе учащихся из школы, в рамках закрепления уже изученного материала. Тем более что эта тема включена в вопросы экзаменационных билетов, как за курс средней школы, так и экзаменационных билетов ВУЗов, в том числе и ВУЗов химического направления. Учитель последовательно излагает приведённый в разработке материал, используя в качестве наглядного пособия стандартную таблицу “Кислоты” (в которой не только приведены формулы кислот и кислотных остатков, изучаемых в школьном курсе химии, но и даны названия солей, образуемых этими кислотами, валентности кислотных остатков и т.д.). А так как данный урок является уроком повторением изученного материала, то в процессе изложения материала, учитель может периодически вызывать учащихся к доске и просить написать уравнения той или иной реакции, например, получения средней соли, оценивая по ходу урока знания учащихся. Творчески работающий учитель может поэкспериментировать с данным материалом и предложить провести обобщающий урок – повторение заинтересованному учащемуся, а сам выступить в роли наблюдателя. Наверняка в каждом классе найдётся нестандартная личность, увлечённая химией, фанатично преданная своему учителю и возможно мечтающая о поступлении на химический факультет местного педагогического ВУЗа. Этот урок и будет, что называется “картами в руки”, пробой сил учащегося, психологической проверкой на способность к преподаванию столь сложной дисциплины, как химия!

Так в нашей школе уже традиционно в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: Урок – лекция.

Цели урока:

  1. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений (построение названий соединений, классификация, способы их получения).
  2. Развитие познавательного интереса к химической дисциплине у учащихся.
  3. Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Изучив материал, учащиеся должны будут:

  1. Знать:
  • классификацию неорганических соединений
  • построение названий веществ разных классов
  • отличительные особенности веществ разных классов
  • способы получения веществ разных классов
  1. Уметь:
  • строить вещества разных классов по названиям
  • называть вещества разных классов по приведённой формуле
  • составлять уравнения реакций, с помощью которых можно получить то или иное вещество

Фронтальная работа с классом:

  1. Определение темы урока
  2. Выявление цели урока
  3. Регламент работы на уроке*
  4. Изложение материала в форме лекции учителем или учителем – дублёром (учеником)

* - в силу достаточно большого объёма, громоздкости материала рекомендуется отводить на изучение материала 50 минут учебного времени, причём начать урок следует не с проверки заданного к уроку домашнего задания (если таковое было задано), а с определения темы (совместно с учащимися) и непосредственного изложения материала в лекционной форме.

Наглядный материал:

Рекомендуется заранее на доске или любом видном месте в классе вывесить два плаката – “Схема классификации неорганических соединений” и “Кислоты, кислотные остатки, их названия и валентность”. Эти плакаты стандартные и обычно входят в комплект наглядных готовых пособий (таблиц). При отсутствии таких таблиц их несложно изготовить самому, либо использовать на уроке кодоскоп, с заранее нанесённым материалом на полиэтиленовую плёнку, проектируя таблицу и схему в течение урока на экран

Щёлочи образуют лишь 10 элементов периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: 6 щелочных металлов – литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций и 4 щелочноземельных металла – кальций, стронций, барий, радий.

В). Кислоты – сложные вещества, образованные одним или несколькими атомами водорода, соединёнными с кислотным остатком.

Таблица “Формулы, названия кислот и кислотных остатков”.

Кислота

Кислотный остаток.

название

формула

название

формула

Соляная (хлороводородная)

HCl

Хлорид

Cl

Плавиковая (фтороводородная)

HF

Фторид

F

Бромоводородная

HBr

Бромид

Br

Иодоводородная

HI

Иодид

I

Хлорноватистая

HClO

Гипохлорит

ClO

Хлорноватая

HClO3

Хлорат

ClO3

Хлорная

HClO4

Перхлорат

ClO4

Азотистая

HNO2

Нитрит

NO2

Азотная

HNO3

Нитрат

NO3

Сероводородная

H2S

Сульфид

Гидросульфид

S2

HS

Сернистая

H2SO3

Сульфит

Гидросульфит

SO3 2 –

HSO3

Серная

H2SO4

Сульфат

Гидросульфат

SO4 2 –

HSO4

Угольная

H2CO3

Карбонат

Гидрокарбонат

СО3 2 –

НСО3

Кремниевая

H2SiO3

Силикат

SiO3 2 –

Ортофосфорная

H3PO4

Ортофосфат

Гидроортофосфат

Дигидроортофосфат

РО4 3 –

НРО4 2 –

Н2РО4

Муравьиная

НСООН

Формиат

НСОО

Уксусная

СН3СООН

Ацетат

СН3СОО

Г). Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

                                                                                        двойной сульфат калия и алюминия

Чтобы правильно назвать кислую соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

Например, KHCO3 – гидрокарбонат калия

КH2PO4 – дигидроортофосфат калия

Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

Чтобы назвать основную соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

Например, (CuOH)2CO3 - гидроксокарбонат меди (II)

Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

Однако, следует понимать, что многие из кислых и основных солей могут существовать лишь только теоретически, реально же в растворах такие соли, как правило, нестабильны.

Основные способы получения солей разных типов:

  1. Нормальных (средних):

3КОН + Н3РО4 = К3РО4 + 3Н2О

Основание и кислота взяты для взаимодействия в стехиометрических количествах (т.е. реагируют друг с другом без остатка).

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H

CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO

Fe + S = FeS

CuSO4 + Zn = Cu v+ ZnSO4

K2O + SO3 = K2SO4

CuOHCI + HCI = CuCI2 + H2O

KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O

2KOH + SO3 = K2SO4 + H2O

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cuv

Na2CO3 + SO2 = Na2SO3 + CO2^

  1. Кислых:

2КОН + Н3РО4 = К2НРО4 + 2Н2О
мало        много    гидрофосфат калия

ОН + Н3РО4 = КН2РО4 + Н2О
Очень мало оч. много    дигидрофосфат калия

Для получения кислых солей кислота берётся в избытке, а основание в недостатке.

К2О + Н3РО4 = К2НРО4 + Н2О
Мало     Много     гидрофосфат калия

К2О + 2Н3РО4 = 2КН2РО4 + Н2О
Очень мало Очень много дигидрофосфат калия

K2CO3 + H3PO4 = K2HPO4 + H2O + CO
мало       много          гидрофосфат калия

K2CO3 + 2H3PO4 = 2KH2PO4 + H2O + CO
Очень мало оч. много дигидрофосфат калия

K2HPO4 + H3PO4 = 2KH2PO4

(СuOH)2SO4 + 3H2SO4 = 2Cu(HSO4)2 + 2H2O
дигидроксосульфат меди (11)      гидросульфат меди (11)

(AI(OH)2)2SO4 + 5H2SO4 = 2AI(HSO4)3 + 4H2O
дигидроксосульфат алюминия          гидросульфат алюминия

AlOHSO4 + 2H2SO4 = AI(HSO4)3 + H2O
гидроксосульфат алюминия      гидросульфат алюминия

Mg + 2H2SO4 = Mg(HSO4)2 + H
мало     много          гидросульфат магния

2Ca(H2PO4)2 + (CaOH)3PO4 = 5CaHPO4 + 3H2O
гидроортофосфат кальция

K2O + SO3 + H2O = 2KHSO4
гидросульфат калия

Fe + 2H2SO4 = Fe(HSO4)2 + H2^
много гидросульфат железа (II)

KOH + SO3 = KНSO4

  1. Основных:

Al(OH)3 + 2HCI = AlOHCI2 + 2H2O
много              мало          гидроксохлорид алюминия

AI(OH)3 + HCI = Al(OH)2CI + 2H2O
очень много очень мало      дигидроксохлорид алюминия

Для получения основных солей основание берётся в избытке, а кислота в недостатке.

AIOHCI2 + AI(OH)3 = 2AI(OH)2CI
гидроксо хлорид алюминия      дигидроксо хлорид алюминия

AI(HSO4)3 + 2AI(OH)3 = 3AI(OH)SO4 + 3H2O
гидросульфат алюминия          гидроксосульфат алюминия

AI(HSO4)3 + 5AI(OH)3 = 3(AI(OH)2)2SO4 + 3H2O
гидросульфат алюминия              дигидроксосульфат алюминия

AI(HSO4)3 + 2(AI(OH)2)2SO4 = 5AI(OH)SO4 + 4H2O

  1. Двойных:

КОН + 2NaOH + H3PO4 = KNa2PO4 + 3H2O
                                               двойной фосфат калия и натрия

K2O + 2Na2O + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O

3Mg + 3Zn + 4H3PO4 = Mg3Zn3(PO4)4 + 6H
                                                    двойной фосфат магния и цинка

K2CO3 + 2Na2CO3 + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O + 3CO

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., Химия 11, М., Просвещение, 1989
  2. Семёнов И. Н., Химия, пособие для поступающих в ВУЗ. Л., ЛГУ, 1986
  3. Хомченко Г. П., Цитович И. К., Неорганическая химия, М., Высшая Школа, 1978
  4. Словарь химических терминов под ред. Бусева А. И., М., Просвещение, 1971
  5. Химия, справочные материалы, под ред. Третьякова Ю. Д., М., Просвещение, 1989