Элементы и атомы,
В менделеевский взятые круг
Сделали химию самой богатой
И самой творческой из наук.
Г.Санников
В новых социально-экономических условиях производство требует от современного рабочего высокой квалификации в выполнении сложных производственных задач, умения мыслить, умения анализировать ситуацию, умения творчески применять свои способности.
Научить этому наших детей необходимо в стенах профессиональных училищ. Задача эта для педагогов будет облегчена, если реализовать развивающее обучение в преподавании общеобразовательных дисциплин, а особенно химии, так как для учащихся профессиональных училищ химия — это одна из наук, помогающая им в освоении профессиональных знаний.
В своей работе я рассказываю о некоторых путях реализации контроля знаний учащихся в рамках развивающего обучения, о контроле качества знаний с использованием разноуровневых заданий, часть из которых ориентирована на сильных учащихся, так как именно они будут высококвалифицированными рабочими, которым придется работать на производстве в ХХ веке.
Пути реализации принципа контроля знаний на уроках химии различны, как различны средства и методы, с помощью которых достигается конечная цель. Важнейшим условием в решении этой задачи является наличие материально-технической базы, наличие химических реактивов и химической посуды для проведения демонстрационных опытов, практических работ.
Вот уже много лет моя жизнь, так или иначе связана с химией. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы не делали, что бы мы ни наблюдали вокруг - всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции. Открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла прозрачная холодная вода, но чтобы вода стала питьевой, ее подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Поднесли спичку к газовой горелке, повернули кран и вспыхнуло голубоватое пламя-это тоже химическая реакция. Положили в стакан крепкого чая ломтик лимона - чай заметно посветлел: произошла химическая реакция. Все эти процессы подчиняются законам химии и объясняются законами химии. Итак, химия интересна и всеобъемлюща.
Но одно дело— любить и знать химию, и совсем другое — научить ребят видеть химические явления, осознать важность данной науки в приобретаемых ими профессиях. Тем более что многие ребята покинули стены школы и пришли к нам именно потому, что не смогли понять и оценить по достоинству знания по предметам общеобразовательного цикла. Я не ставлю. перед собой цель оценивать контингент, с которым приходиться работать, а хочу поделиться некоторыми приемами реализации принципа контроля знаний на своих уроках.
Любое обучение призвано быть развивающим, а иначе - зачем оно? Поэтому методическая цель в нашем училище звучит следующим образом “Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения”. Поэтому и тема моей работы связана с развивающим обучением. И здесь разумно сразу определить, что я подразумеваю, как педагог, под развивающим обучением.
Существует довольно много трактовок, что же такое развивающее обучение. Но мне ближе та, по которой сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения учащийся становится его субъектом. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобретать мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим прямое и важное значение; иначе учащийся выполняет учебные задания по принуждению, веря учителю наслово, что это когда-то пойдет ему в какое-то благо. Субъективность учащегося означает, что он знает свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания, что при этом изменится в нем самом и нужно ли это ему.
При такой организации учебно-воспитательного процесса в учащемся меняются все психические функции: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, а также отдельные качества личности — нравственность, ответственность, самостоятельность Но чтобы это произошло, необходимо специально ориентировать проектируемый урок, нацеливая его на выделенный аспект личности учащегося
Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания химии, из развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский методы.
Следуя следующим принципам, я стремлюсь сделать обучение развивающим.
Последний из этих принципов я использую при контроле знаний учащихся по химии. Контроль бывает устный и письменный.
Устный контроль знаний в моей работе — основной способ учета результатов развивающего обучения. При устном контроле знаний я имею возможность проверить весь изучаемый материал по теме. Его преимущество состоит в том, что можно контролировать знания учащихся с углублением и закреплением раннее пройденного. Устный контроль знаний помогает мне лучше изучить своих учащихся, так как в процессе контроля устанавливаются личные контакты. Устный контроль наиболее прост и понятен учащимся.
Я проверяю знания основных законов и понятий, систематических знаний фактов и теорий, умение применять теории для объяснения фактов и использовать их для иллюстрации изученных теорий, проверяю умения распознавать вещества и делать простейшие опыты, решать, расчетные и экспериментальные задачи. Контролируя знания, я учитываю умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.
Для контроля умений применять полученные знания предлагаю учащимся написать формулу, уравнение реакции, решить задачу, задаю дополнительные вопросы, контролирующие знания законов. Стараюсь организовать устный контроль так, чтобы вызвать интерес к вопросам и ответам.
Для привлечения внимания к ответам предлагаю кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ. Не вызываю для ответа слабых учащихся, так как их ответы понижают интерес других учащихся. Для усиления внимания к ответу вызванного учащегося применяю прием рецензирования, поручаю учащимся следить за ответом отвечающего, записывать свои замечания, отмечая неточности и ошибки, а затем внести исправления.
Устный контроль знаний применяю в зависимости от урока: в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения. Применяю следующие формы устного контроля:
Краткий контроль я использую при проверке выполнения заданий, при повторении, с целью установления связи нового материала с ранее изученным или применяю для закрепления и проверки уровня усвоения нового материала.
Длительный контроль провожу на уроках, посвященных повторению, закреплению и контролю знаний учащихся по теме или большому разделу.
Однако основная трудность устного контроля состоит в том, что по количестве времени и большом числе учащихся не представляется возможным часто опрашивать каждого учащегося. Поэтому я использую еще письменный контроль знаний. Письменный контроль позволяет мне получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному раздел курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость.
Наиболее существенный недостаток этого контроля состоит в том, что не все изученное по курсу химии может быть проверено, например трудно учесть экспериментальные навыки и умения. Отсутствие личного контакта не дает возможности так глубоко изучать своих учащихся, как при устном контроле.
В письменный контроль включаю следующие виды:
На длительных и кратковременных контрольных работах, использую тесты, то есть проверочные задания, в содержании которых имеются ответы. Но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи, кроссворды и другие). Готовлю обычно несколько вариантов заданий, включающих обязательную и дополнительную часть, дополнительной части более трудные задания, выделяю другим цветом.
При тестировании учащиеся получают карточки с различными формами тестовых заданий по определенной теме. Композиция каждого задания состоит из трех частей: инструкция к выполнению задания, содержание задания, ответ.
Для учащихся, которые впервые сталкиваются с подобной формой контроля знаний, провожу инструктаж, поясняя особенности выполнения тестовых заданий различных форм, и обязательно даю совет не терять много времени на ё задания, вызвавшего затруднение, а переходить к следующему. Затем можно вернуться к нему и найти ответ. Тестовые задания составляю согласно предъявляемым к ним требованиям: адекватность, определенность, простота, однозначность, связь с профессией.
При составлении карточек с задачами использую валеологический компонент. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастными к проблеме формирования здорового образа жизни, и начинают понимать, что знание свойств веществ важно для сохранения здоровья. Теоретический материал делаю аргументированным полезным в повседневной жизни и в будущей профессии.
Также при составлении тестов и других заданий учитываю способности учащихся к обучению и уровень их знаний. Использование уровневой дифференциации дает мне возможности учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Вот уже несколько лет использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, также видеть свои достижения при этом: повышается интерес к предмету, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках, повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Что и приводит к решению поставленной мной методической задачи.
В приложении к своей работе я в качестве примера представляю некоторые из своих разработок: карточки — задания по теме углеводороды, тестовые задания разного уровня сложности, химический диктант "Кто больше? Кто быстрее?, “Закончить фразу”, кроссворды, задания с валеологическим компонентом.
Профессиональные училища длительное время ориентировались на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию мастерства выпускников. В условиях перехода рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров на новых началах; стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависит жизненные трудовые успехи наших выпускников. Сегодня речь идет о формировании рабочих - профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе — не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею. В этом я опираюсь на развивающее обучение.
Новые подходы к профессиональной подготовке высококвалифицированных рабочих требуют коренной перестройки в работе педагогов, работающих в профессиональных училищах. Необходимо создать более эффективные средства, методы и формы обучения, проектировать развивающие педагогические процессы, организовывать для учащихся такую среду обучения, при которой они раскроют свои способности и в более короткие сроки овладеют профессиональным мастерством.
Я подчеркиваю, что контроль на уроках химии как один из методов повышения качества знаний в рамках развивающего обучения является творческим процессом. В дальнейшем я продолжу работу в этом отношении.