Факультатив в 3-м классе: "Полезные привычки"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Я становлюсь увереннее”.

Цель: способствовать преодолению обучающимися неуверенности в себе.

Задачи:

  • поговорить о неуверенности в себе и её причинах;
  • перечислить способы преодоления неуверенности в поведении.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: – Я рада видеть ваши добрые улыбки и верю, что всё у нас получится. Наш урок называется “Полезные привычки”. Давайте вспомним, о чём мы говорим на этих уроках.

Дети: – Мы учимся лучше понимать себя, учимся общаться, делать выбор, принимать правильное решение.

Упражнение – энергизатор

Учитель: – Давайте поиграем. Я предлагаю всем выйти ко мне, встать в круг. Суть этой игры заключается в том, что нужно человеку, стоящему напротив тебя, посмотреть в глаза и сказать какие-то добрые слова. После этого поменяться местами.

(Выслушиваются несколько человек.)

Учитель: – Как говорили ребята эти слова?

Дети: – Одни говорили громко и чётко, другие говорили тихо и неуверенно.

Учитель: – Сегодняшний наш урок будет посвящён неуверенности в себе и тому, как её преодолеть.

Деление на группы

Учитель: – Чтобы продолжить наш урок, надо разбиться на группы. Я раздам вам карточки, на которых изображены клоуны в кепках разного цвета.

Учитель: – Все ребята, у которых клоуны в синих кепках, сядут за первый стол – это будет первая группа. Ребята, у которых клоуны в жёлтых кепках – за второй стол. И ребята, у которых клоуны в зелёных кепках – третья группа.

Учитель: – Чтобы работа в группах была более организованной, выберем руководителей групп. Встаньте самые светловолосые. Вы – руководители групп, и от вас будет зависеть, на сколько интересно будет на уроке. Желаю удачной работы в группах.

Ролевое моделирование

Учитель: – Сейчас Маша прочитает стихотворение К. Бальмонта “Гномы”.

Ученик:

На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.

Кто здесь рылся? Может, гномы
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы
Для своих царей?

Города во тьме возводят,
Строят замки под землёй,
И, уродливые, ходят
Под моей ногой?

Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То – слепые
Чёрные кроты.

Учитель: – Как можно назвать одним словом поведение Маши во время чтения?

Дети: – Неуверенное.

Учитель: – Почему вы решили, что поведение Маши было неуверенным?

Дети: – Она читала тихо, опустила глаза, не очень выразительно.

Учитель: – Когда вы чувствуете себя неуверенно и почему?

Дети: – Когда что-то плохо знаем, когда общаемся с незнакомыми людьми.

– Когда надеваю очки.

– Когда весной появляются веснушки.

Учитель: – Часто дети, подростки, да и взрослые люди стесняются и страдают от вымышленных недостатков или “некрасивой” внешности. Им не нравится их рост, вес, форма ушей или носа. Вы должны помнить, что каждый человек уникален, он имеет множество внешних и внутренних качеств, которые дополняют друг друга.

В истории есть примеры, когда люди с явными физическими недостатками добивались успехов. Например: великий полководец Александр Македонский был горбатым, Шекспир – хромым, в конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку, поэт Гомер был слепым, художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами.

Учитель: – Что можно посоветовать человеку недовольному своей внешностью и поэтому неуверенному в себе?

Дети: – Не обращать внимания или стараться скрыть недостатки. Если большой вес – заняться спортом, сесть на диету. Чтобы скрыть некрасивую форму ушей – изменить причёску.

Учитель: – Конечно, бывают разные ситуации, в которых люди испытывают неуверенность в себе. Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным. Вы должны помнить, что все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их. Существуют даже поговорки: “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. “На ошибках учатся”.

Учитель: – Как понимаете смысл этих поговорок?

(Выслушиваются ответы детей.)

Учитель: – Сейчас Миша прочитает это же стихотворение, а вы назовёте его поведение во время чтения.

Дети: – Миша читал уверенно.

Учитель: – Почему вы решили, что он чувствовал себя уверенно?

Дети: – Он читал громко, чётко, выразительно.

Учитель: – Когда и почему вы чувствуете себя уверенно?

Дети: – Когда вокруг находятся знакомые люди, когда нестрашно, когда всё выучил.

Игра

Учитель: – Предлагаю сыграть в игру “Светофор”. У каждого из вас лежат круги красного и зелёного цвета. Я буду называть слова. Если словом, которое я назову, можно описать уверенного человека, вы поднимаете кружок зелёного цвета, если неуверенного – красного.

Смелый, аккуратный, робкий, добрый, трусливый, завистливый, общительный, нервный.

Работа в группах

Учитель: – Давайте все вместе попробуем составить советы, которые помогут тренировать в себе уверенность. Каждая группа должна посовещаться и предложить по одному совету.

(Дети работают в группах и предлагают свои советы).

Учитель: – Прочитайте советы, которые нужно соблюдать, чтобы тренировать в себе уверенность.

Запись на доске:

  • Держись прямо, не сутулься.
  • Во время разговора смотри в глаза собеседника.
  • Говори чётко, спокойно, громким голосом.
  • Помни о своих правах и не позволяй окружающим давить на тебя.

Итог урока

Учитель: – У каждого из вас лежит лестница.

Посмотрите и представьте, что на её нижней ступеньке находятся самые неуверенные, а на верхней – самые уверенные в себе люди. Подумайте и отметьте рисунком, где на этой лестнице вы поставите себя. Если хотите, то покажите свои лестницы другим ребятам.

Учитель: – Наш урок подходит к концу. Поделитесь мнением об уроке.

(Выслушиваются ответы детей.)

Оценка урока детьми

Учитель: – Возьмите карточки с клоунами. Нарисуйте клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока.

(Дети рисуют и показывают карточки всему классу.)

Упражнение – энергизатор

Учитель: – Встаньте в круг. Вы будете выполнять то, о чём я вас попрошу. Если к заданию я не прибавляю фразу “я прошу вас”, задание выполнять не надо.

  • Я прошу вас улыбнуться друг другу.
  • Я прошу вас взяться за руки.
  • Попрыгайте на месте.

Используемая литература

  1. Учебник для третьего класса “Полезные привычки”. Авторы: Т.Б. Гречаная, Л.С. Колесова.
  2. Учебное пособие “ Полезные привычки”. Авторы: Т.Б. Гречаная, Л.С.Колесова.