Тема: правописание окончаний прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах.
Цели:
- выяснение, какие окончания надо писать у прилагательных единственного числа женского рода в винительном и творительном падежах;
- закрепление умения применять новые знания на практике;
- развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация известного
На доске на подвижных карточках записаны слова предложения.
Урщух с пустрым урщонком поняво коряли тавую анилу в шищинном бану.
Учитель: – Прочитайте запись на доске. Что записано?
Дети: – Записано предложение, так как есть большая буква, и в конце стоит точка.
– Нет, это не предложение, потому что нет смысла.
– Это предложение, потому что непонятные слова можно заменить понятными.
3. Определение совместной цели действия
Учитель: – Назовите работу, которую можно выполнить с предложением.
Дети: – Разобрать по членам предложения.
– Выписать словосочетания.
– Определить части речи и падежи, где это возможно.
– Заменить слова на понятные и выполнить все предложенные задания.
– Разобрать слова в предложении по составу.
Учитель: – Попробуем выполнить некоторые предложенные вами задания. Сначала определите части речи.
(Дети: определяют части речи, подставляя слова имеющие смысл, или определяют их по вопросам).
сущ. | пр. | прил. | сущ. | нар. | глаг. | прил. | сущ. | пр. | прил. | сущ. |
Урщух | с | пустрым | урщонком | поняво | коряли | тавую | анилу | в | шищинном | бану. |
Выпишите словосочетания, определите род, число, падеж, если это возможно.
(Один ученик составляет словосочетания при помощи подвижных карточек, Дети: записывают словосочетания в тетрадь).
Дети:
С пустрым урщонком. (ед.ч., Т.п.)
В шищинном бану. (ед.ч., П.п.)
Тавую анилу. (ж р., ед.ч., В.п.)
Поняво коряли. (мн.ч.)
Дети: – Первое и второе словосочетания в предложении стоят в единственном числе
– Первое словосочетание в творительном падеже
– Второе словосочетание в предложном падеже.
– В сочетаниях “пустрым урщонком”, “шищинном бану” нельзя определить род, потому что, можно подставить смысловые слова разного рода одновременно. Например: пустым ведром, густым лесом, в диком краю, в высоком небе.
– По окончаниям прилагательных тоже определить нельзя, потому, что у прилагательных среднего и мужского рода в косвенных падежах окончания совпадают.
– В сочетании “ поняво коряли” падеж не определяется, потому что нет существительных и прилагательных.
– Сочетание “тавую анилу” стоит в винительном падеже, в единственном числе женского рода.
4. Этап выдвижения гипотез и доказательство новых знаний. (В форме подводящего диалога)
Учитель: – Может быть, кто-то из вас назовет новые знания сегодняшнего урока?
Дети: – Мы будем узнавать новое о прилагательных женского рода, потому что о них мы знаем мало.
– О прилагательных женского рода в косвенном падеже, потому что наше сочетание в винительном падеже.
Учитель: – Прочитайте словосочетания, записанные на доске, назови подходящие по признакам к “тавую анилу”.
Запись на доске:
Летнюю жару.
Зелёную рощу.
Искренней просьбой.
Узкою тропинкою.
Синей лентой.
Дети: – Летнюю жару, зелёную рощу.
Учитель: – По каким признакам подходят?
Дети:
– По падежу ( В.п.),
– По роду.
– Я увидел (ла), что окончания тоже похожи (-ую – юю),
– Значит у прилагательных ж. р. ед. ч. в В.п. можно писать окончания – ую, -юю.!!!
Учитель: – Рассмотрите оставшиеся словосочетания. Чем они походят друг на друга?
Дети: – Они в Т. п., ед. ч., ж. р.
Учитель: – Чем отличаются?
Дети: – Они отличаются от словосочетаний в винительном падеже окончаниями прилагательных.
– Значит у прилагательных в творительном падеже женского рода окончания – ою, -ей.
Учитель: – Проверьте свои выводы с выводами учебника с. 116.
Учитель: – Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?
Дети: – Да!!!
Учитель: – Выпишите окончания прилагательных женского рода винительного и предложного падежей.
Динамическая пауза.
5. Первичная рефлексия
Учитель: – На доске записаны предложения, но гласные в них потерялись. Спишите предложения, вставив гласные, и выделите окончания прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах единственного числа.
Запись на доске:
Пршл срв хлдн зм. Сльнй мрз сквл крпкй брнй бстр рк. Н нжн втк сн м пвсл ксчк сл дл снц.
6. Контроль найденного открытия на практике
Выполнение упражнения № 327 по заданию учебника.
Работа в парах. (Взаимопроверка).
7.Определение следующего шага в движении
Учитель: – Что ещё хотели бы узнать о прилагательных женского рода?
Дети: – Как пишутся окончания прилагательных женского рода в других падежах.
– Бывают ли похожи окончания прилагательных женского рода на окончания прилагательных в мужском и среднем роде?
8. Подведение итога открытому знанию
Учитель: – Что понравилось на уроке?
Дети: – …
Учитель: – Расскажите о сегодняшних открытиях соседу по парте.
Дети: – …
Учитель: – Кто дома сможет объяснить родителям правописание окончаний прилагательных? ( Дети: поднимают руки).
Дети: – …
Учитель: – Какова особенность тех прилагательных, с которыми мы сегодня работали?
Дети: – Прилагательные женского рода, единственного числа, винительного и творительного падежа.
Учитель: Проговаривает оценки за урок.
9. Используемая литература
“Олимпиада в системе развивающего обучения”. Сборник материалов. Составитель: Ростовцева Л.В., научное редактирование: Минеева С.А. г. Пермь, 1997 г.