“ПУШИСТЫЙ УРОК”
Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.
Цели занятия:
- развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами;
- формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты.
Пособия и материалы:
- музыкальные инструменты;
- шапочки животных;
- фонограмма.
Ход занятия
Предлагаю детям отгадать загадку:
Кто сметану любит?
Кто клубочком спит?
А когда погладят
Песню заурчит?
Да, это наши любимые животные кошки. Я хочу вместе с вами отправиться к ним в гости. Хотите?
Весело нам жить на свете,
Мы к котятам в гости едем.
Поезд отправляется –
Поездка начинается.
1. Рече-двигательное упражнение “Поезд”
Поезд подает сигнал, | |
Он стоять уже устал, | дети тянут “у – у – у” |
Набирает поезд ход, | |
Свою песенку поёт. |
Дети двигаются дробными шагами, произносят “чух – чух” с ускорением и замедлением темпа. В конце на выдохе произносят “пш – ш – ш”.
Вот уютный светлый дом,
Наши киски живут в доме том.
2. Давайте попробуем изобразить повадки кошек.
Осторожно, словно кошки,
До дивана от окошка,
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь…
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну.
Спинку я дугою выгну,
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
А из блюдца молочко
Полакаю язычком,
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
Под спокойную музыку, дети выполняют движения по тексту, импровизируя по – своему движения.
3. Коммуникативная игра “Два кота”
Та-та два кота | стоят парами по кругу |
Восемь лапок, два хвоста. | лицом к друг другу. |
Серый кот в чулане, | выполняют хлопки с друг другом, |
Все усы в сметане. | поворачиваются спинками |
Черный кот полез в подвал | и парами двигаются боком |
И мышонка там поймал. | приставным шагом в центр. |
Так же двигаются из круга. | |
С окончанием, повернувшись | |
Лицом обхватывают друг друга. |
4. Русская народная потешка “У кота воркота” (модель Т.Э. Тютюньниковой).
Дети делятся на две группы:
1-я часть сидит в центре круга, поют песню под аккомпанемент инструментов.
2-я водит хоровод вокруг кота. На припев останавливаются и разомкнув руки, “качают колыбель”.
– Но кошки не всегда спят, они ещё и много трудятся.
5. Песня “Цап – царапки” Л.Гусевой (сб. “Колокольчик” № 9 1998 г.).
Дети выполняют образные движения в конце песни можно предложить каждому ребенку пропеть по – своему “Мяу”, изучить возможности своего голоса.
Я котят благодарю,
Всех к себе плясать зову.
6. “Весёлые котята” на мотив “Если нравится тебе”.
Если кушаешь ты рыбку,
Делай так: “Мур, мур!” – 2 раза – облизываются 2 раза.Если кушаешь ты рыбку,
То не прячь в усах улыбку.
Если кушаешь ты рыбку,
Делай так “Мур – мур!” – облизываютсяЕсли пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!” – 2 раза раздувают щеки выгнув спинкиЕсли пес полез кусаться,
Приготовься защищаться.Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!”Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – Цап” – царапающие движение руками.Если киска схватит мышку,
Дай за это ей сосиску.Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – цап”.Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – Кис” – 2 раза поглаживающие движенияЕсли любят кошку люди,
Кошка верным другом будет.Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – кис”.Вот на солнышке пригрелись,
Спать котятам захотелось.
7. Игра “Котята” – двигательная импровизация.
На ковре котята спят – лежат парами, спинками к друг другу.
Мур, – Мур, Мур – Мур!
Просыпаться не хотят.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне – мурлыкают.Вот на спинку все легки – перевернулись, “шалят” кто как хочет.
Расшалились все они.
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят.Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос.Барбос:
Тут котята все шалят? – дети прислушиваются, затем разбегаются.
Напугаю всех котят.
Нет красивей наших Кис.
Вот вам маленький сюрприз.
Вносят в большой корзине живого кота. Дети гладят его, говорят ему ласковые слова.
– Нам с котятами пора проститься и обратно возвратиться.
Уезжают на чем приехали.
“МЫШИНЫЙ УРОК”
Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
- развивать внимание и быстроту реакции;
- учить выразительно передавать игровые образы;
- формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицирование.
Пособия:
- музыкальные инструменты;
- шапочка кота;
- бутафорский кусочек сыра.
Ход занятия
Занятие можно начать с загадки про мышку.
В этом доме на опушке
Проживает мышь – норушка
С малыми ребятами,
Веселыми мышатами.
Из бутафорского куска сыра и из корочек выбегают дети – мышки и начинают двигаться по залу.
1. “Мышата” двигательное упражнение (фонограмма, музыка “Мышки” Жилинского.)
Тише, тише, тише, тише – ходят образно, палец к губам.
Поселились в доме мыши,
И теперь звучит в тиши
ши, ши, ши.Мышки ночью выбегают, – легко бегают.
Мышки пляски затевают.
Чок – чок – каблучок – стучат каблучком
Вот так танец “Чопачок”.
Мышки носиком потянут, – втягивают носом воздух.
Мышки носиком потянут,
Как на кухне что найдут, – руками двигают вперед – назад, шевеля пальчиками.
Быстро в норку отнесут.
Если мышку мы поймаем, – разводят руки в стороны, ловя друг друга в объятия.
Очень мышку напугаем.
Ей от нас уж не уйти
Пи – пи – пи
2. “Мышки” – координационная игра.
Вышли мышки как-то раз – мышки крадутся, прислушиваясь к шороху.
Поглядеть который час (шорох изображается бумагой и т.п.)
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири. – хлопки
Вдруг раздался страшный звон... – дети ударяют по тарелкам, крышкам от кастрюль, сковороде и т.д..
Бом! Бом! Бом!
Убежали, убежали,
Убежали мышки вон! – разбегаются
Дети проговаривают с соответствующей интонацией.
Маленькие мышки забрались в кладовку со своими подружками… давайте присядем, а колени будут у нас понарошку кладовками для мышек.
3. Пальчиковая игра “5 мышек”.
Пять маленьких мышек – шевелят всеми пальцами обеих рук.
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается 1-я мышка, – выставляют большой палец.
В сметану ныряет 2-я мышка, – выставляют указательный палец.
А третья с тарелки все масло слизала, – выставляют средний палец.
Четвертая в миску с крупою попала, – выставляют безымянный палец.
А пятая мышка медком угощается. – выставляют мизинец.
Все сыты, довольны. – потираем ладони.
Вдруг… Кот просыпается. – вытягивают коготки.
“Бежим!” – пропищала
Подружкам малышка,
И спрятались в норку
Проказницы мышки – прячут руки за спинуМышки весело живут,
Мышки песенки поют.
4. Песня “Веселые мышата” Ю. Парфенов.
Инсценируют песню.
Инструменты выбирайте,
И со мною вы играйте.
5. “Веселый оркестр” на проигрыш.
Я на барабане весело играю, – дети играют на барабанах.
Ну а мне мышата дружно помогают.
А теперь на дудочке весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на дудочках.
Я на колокольчиках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на колокольчиках.
Я на молоточках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на молоточках.
А я на тарелках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на тарелочках.
Я на ксилофоне весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на ксилофоне
Мы на инструментах весело играем,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на всех инструментах.
6. Музыкальная игра “Хитрый кот” (“Колокольчик” № 12 1999 г.).
Выходит кот, присаживается на корточки, мышки гуляют, поют песню, с окончанием песни кот ловит мышей.
Мышки убегают в свои норочки.
Мышки убежали, тихо стало в зале.
Конец занятия.