Игровая технология на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • углубить представления учащихся о словообразовательной роли приставок,
  • формировать умения в образовании родственных слов с помощью приставки,
  • содействовать развитию мышления, речи, познавательной активности,
  • формировать коммуникабельные нормы поведения.

Оборудование:

  • учебник “Слово” (авт. Л. Я. Желтовская),
  • карточки с разноуровневыми заданиями,
  • рисунки дерева,
  • демонстрационные карточки со словами,
  • рисунки сказочных персонажей Вини-Пуха, Пяточка, Совы.

ХОД УРОКА

I. Минутка чистописания.

Учитель. Сегодня будем писать букву, которая обозначает мягкий парный глухой согласный в слове “перемена”. Какая это буква?

пере- по- под- при- про- подо-

Дети. Это буква п. В слоге пе она обозначает мягкий парный глухой согласный звук.

Учитель. Прочитайте. Как назовём одним словом, что это?

Дети. Это приставки.

II. Словарный диктант.

Учитель. Всё на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек, вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. А слова сделаны из своего строительного материала. Из каких же строительных блоков состоят слова?

Дети. Слова состоят из следующих строительных блоков: корень, приставка, суффикс, окончание.

Учитель. Это не просто слова. Эти слова – всему голова. О том “строительном материале”, из которого создаются слова нашего языка, и пойдёт речь на уроке. Вот, например, морфема рус- . Вам понятно, что она обозначает? Сознайтесь, что нет. Помня о том, как хорошо морфемы работают вместе, и каждая из них вносит “смыслиночку”, восстановите слова.

рус- здрав- -дорож- дерев- -слов-

Как одним словом мы назовём морфемы, записанные на доске?

Дети. На доске записаны корни слов: русский, здравствуй, дорожка, дерево, пословица.

III. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.

Учитель. Наши друзья Пятачок и Винни-Пух накануне побывали в театре:

– Я думаю, Винни, – сказал Пятачок, – что у одних актёров бывают главные роли, а у других – неглавные.
– Да нет, сказал Винни-Пух. Мне показалось, что все роли были главными.
– Не спорьте, друзья, – вмешалась Мудрая Сова. – В театре, как и в русском языке. Одна роль считается главной. Её разрешается исполнять только той морфеме, которая может передать главный смысл слова. А какая это морфема?

Дети. Это морфема – корень.

Учитель. Другие роли считаются неглавными. А какие же морфемы неглавные? Для чего они служат в русском языке?

Дети. Морфемы приставка и суффикс служат для образования новых слов. Окончание служит для связи слов в предложении и образует новую форму слова.

Учитель. Еще раз обратимся к сведениям о языке, которые дает нам Мудрая Сова. (с. 86).

Учитель. Подберите по рисункам глаголы с приставками (рисунок 1). Запишите глаголы. Выделите приставку. Прочитайте, какие слова образовали. Назовите приставки.

Рис. 1

Рис. 1

Дети. В слове налить приставка на-, в слове полить приставка по-, в слове вылить приставка вы-, в слове перелить приставка пере-, и в слове слить приставка с-.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этого задания? Вывод прямо-таки напрашивается.

Дети. С помощью приставки образуются новые слова. Каждая приставка несет “смыслиночку”.

Учитель. Однажды Винни – Пух и Пятачок играли в такую игру:

– Представь себе, что ты сидишь перед телевизором.
– Представил. (А вы представили?)
– Я тебе скажу: “В”. Что ты сделаешь с телевизором?
– Включу.
Запишите. А если я скажу “пере”
– Переключу.
– А если я скажу “вы”. Значит, что надо сделать?
– Выключить.

Учитель. Какие морфемы назвал Винни – Пух Пятачок сразу догадался . А вы ребята догадались?

Дети. Винни-Пух называл приставки.

Учитель. Какие действия выполняли герои? Запишите их. Прочитайте. Как можно назвать эти слова?

Дети. Включу, переключу, выключу. Это однокорневые слова.

Учитель. Ответьте на вопросы.

– Бывает ли слово без окончания?
– Бывает ли слово без приставки?
– Бывает ли слово без суффикса?
– Бывает ли слово без корня?

Дети. Слова без окончания, без приставки, без суффикса бывают, а без корня нет.

Учитель. Всем ясно без корня слово потеряло бы смысл, т. к. оно растет из него.

Учитель. Мудрая Сова поведала такую сказку.

Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

– Выполните задание, данное в сказке. Напишите под каждым ростком родственные слова (рисунок 2). Помните, корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Рис. 2

Рис. 2

Ученики работают по карточкам парами.

Учитель. Покажите, какие деревья у вас выросли. Назовите слова. Посчитайте, у кого слов получилось больше.

Дети. Мы образовали слова: полет, вылетать, вертолет, летчик, слетел, облетать, перелетит...

Учитель. С помощью каких морфем вы образовали родственные слова?

Дети. Родственные слова мы образовали с помощью приставки и суффикса.

Учитель. Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? Что меняется в слове с изменением приставки?

Дети. Все приставки разные. С изменение приставки у слова меняется смысл.

Учитель. Поэтому мы должны уметь точно употреблять приставки.

IV. Самостоятельная работа.

Учитель раздает ученикам карточки с заданиями в двух уровнях.

1. (Пре, со) кратили драку селезни.
(С, при) молкла лебединая (за, пере) кличка.
Орлы (до, над) зором (вы, об) л…тают …зера.

2. Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Учитель. Выберите задание, с которым вы справитесь. Спишите, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.

Проверка 1. На доске записаны слова:

прекратили, сократили
смолкла, примолкла
закличка, перекличка
дозором, надзором
вылетают, облетают

Дети читают предложения, называя слово с приставкой, которое они употребили, убирают карточку с лишним словом.

Проверка 2. Прочитайте текст.

V. Игра “Угадай слово с приставкой”.

Учитель. Я буду называть слова. Если я назову слово без приставки, вы хлопаете в ладоши. Если назову слово с приставкой – приседаете.

шли, пошли, вышли
выбежать, бежать, перебежать
проиграть, играть, выиграть
сесть, присесть

Учитель. Назовите слова, обозначающие:

  1. приближение птицы, коня, рыбы, змеи.
  2. приближение автомобиля, пешехода, лыжника.
  3. приближение круглого предмета.

– Приходить могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал. Если пришло воспоминание, говорим: припомнил. Когда приходит сновидение, говорим: приснилось.

VI. Итог урока.

Учитель. Все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их и слышите, и произносите, и читаете. Сколько же их? Их очень много. Но роль они выполняют в слове одну. Какую?

Дети. Приставки служат для образования новых слов.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 197 или 199 (2в).