Введение.
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности. Для проведения урока я выбрала межгрупповую деятельность учащихся. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. На мой взгляд, эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Данный урок демонстрирует возможности интеграции изучаемых в гимназии основ наук (технологии, истории, мировой художественной культуры, психологии, изобразительного искусства), а также поисковую деятельность, с целью ответа на вопрос: “Зависит стиль одежды и архитектуры от исторических эпох и, если да, то, как именно?”
Так, для древнегреческого костюма характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скреплённые в некоторых местах застежками, не подчёркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.
Готический стиль – стиль Средневековой Европы 12 – 13 вв. – заключается в подчёркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлинённой формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причём юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой до 70 см), который напоминал башни готического собор, и остроносая обувь.
Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки.
Одежда стиля барокко(17 – 18 вв.) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали ещё долее изощрённо изящными.
Классицизм (конец 18 в.) в одежде характеризуется строгостью линий, чёткостью пропорций, простотой форм.
Стиль ампир (19 в.) освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчёркивая естественную стройность фигуры.
Романтизм (19 в.). Вновь в платье появляется кринолин – бёдра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Стиль модерн (конец 19 – 20 вв.) характеризует стремительное изменение форм платья – от легкого, полуприлегающего к тяжёлому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.
Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.
Тема урока. Взаимосвязь художественного стиля в одежде, архитектуре, интерьере с исторической эпохой.
Цели урока:
1. Рассмотреть связь стилей в одежде, архитектуре, интерьере и т .д. в зависимости от эпохи, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
2. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
3. Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.
Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки костюмов.
Ход занятия |
Основные категории учебных целей в когнитивной области |
Основные категории учебных целей в аффективной области |
1. Организационное начало. |
||
2. Актуализация знаний. Результаты археологических раскопок со всей очевидностью свидетельствуют о том, что простейшие виды одежды возникли уже в эпоху позднего палеолита. В этот период использовали только те материалы, что давала сама природа и которые почти не требовали обработки. Такая одежда была примитивной и не различалась ни по половому признаку, ни по социальному. В этот период костюм выполнял роль защитной оболочки от воздействия внешней среды. В эпоху неолита начали складываться основные типы одежды, которые, как это не удивительно, существуют и не теряют своей актуальности и поныне. В этот исторический период, вслед за дифференциацией человеческого общества, возникает и разделение одежды по различным признакам – половому, социальному, имущественному. Таким образом, на ранних стадиях своего развития костюм отражает все перемены, происходящие в общественной жизни человека. – Опишите в основных чертах
современную одежду. |
Интеграция знаний Понимание и применение: использование прежних знаний в конкретной ситуации; Анализ: умение разбить объект на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, и выявление взаимосвязей |
Восприятие:
Принятие целей |
3. Постановка проблемы и задач урока. – Почему стиль в одежде меняется? |
Синтез: умение комбинировать, чтобы получилось
целое |
|
4. Открытие новых знаний. – Работать мы будем в группах. Каждая группа получит своё задание. Ответы на вопросы оформляйте на листах бумаги. Задание 1-й группе. 1. Выпишите определение понятий
“стиль”, “мода”. Объясните, какое значение
имеет мода в экономической, культурной и
социальной жизни общества. Задание 2-й группе. 1. Охарактеризуйте эпоху
Средневековья. Задание 3-й группе. 1. Какой новый художественный стиль
появился в искусстве в 17 в? Задание 4-й группе. 1. Почему культурное движение 18 в.
получило название “Просвещение”? |
Поиск аналогий; сравнение; обобщение; анализ и синтез; применение полученных знаний и жизненного опыта в решении проблем |
Готовность и умение работать в сотрудничестве; умение отстаивать свои убеждения |
5. Обмен информацией. Варианты ответов 1-й группы. Костюм (от фр. costume – “одеяние”) –
это устойчивые формы одежды определённого
народа, сословия, эпохи. Костюм выражает
эстетический идеал эпохи. Варианты ответов 2-й группы. В Европе господствовал феодализм,
вступивший в новую фазу развития. Пробуждается
гражданское самосознание. Период развитого
Средневековья характеризуется интенсивной
классовой борьбой, расслоением уже в среде самих
феодалов. Этот период примечателен бурным ростом
и развитием городов. Наблюдается расцвет
торговли и различных ремёсел. Бурно развивается
строительство, архитектура, ткачество и
обработка металлов. В этот период вводится
понятие чертежа, что, несомненно, явилось важным
в развитии многих ремёсел, а также в развитии
костюма. Варианты ответов 3-й группы. 17 в. – век неограниченной монархии,
время больших экономических сдвигов и
столкновений, время появления нового класса –
буржуазии. Это далеко не мирный век. Начинается
эпоха буржуазных революций. Европейские державы
принадлежали к различным историческим
формациям. Франция и Испания – страна
классического абсолютизма. Испания теряет былое
могущество, вступая в период политического и
экономического кризиса, тогда как Франция
приобретает большое значение на международной
арене в результате удачно закончившихся войн. и
ряда внутренних реформ. Франция становится
страной с сильным централизованным
государственным аппаратом абсолютной монархии. Варианты ответов 4-й группы. 17 в. – это последний этап перехода от
феодализма к классическим формам
капиталистического общества и его культуры,
время подготовки буржуазных революций, эпоха
Просвещения. Стремление к знаниям овладело целым
поколением. |
Умение оценить значение того или иного материала; выработка критериев |
Осмысление; соотношение своих убеждений с коллективными |
6. Закрепление пройденного материала. – Используя репродукции картин (см.
рисунки 1 – 5), определите стиль в одежде,
архитектуре, историческую эпоху. |
Анализ; синтез; создание нового |
Сотрудничество |
7. Итог занятия. – С какими художественными стилями в
одежде и архитектуре вы познакомились? |
Самооценка в приобретении новых учебных знаний |
Рефлексия |
Рис. 1
Рис. 2
Рис.3
Рис. 4
Рис. 5
Список литературы.
1. Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
2. Научно-методический журнал Образование в современной школе
3. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Я познаю мир. – М.,1999
5. Школа и производство
6. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 вв.
7. Большая детская энциклопедия. Искусство.