К вопросу о развитии познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка на основе упражнений с экономическим содержанием

Разделы: Иностранные языки


Экономическое образование стало одним из главных направлений совершенствования системы образования, что нашло отражение в Законе РФ “Об образовании”. Но, как показывает практика, эффективность работы по экономическому образованию учащихся отстает от реальной потребности общества.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся к иностранному языку как средство экономического образования способствует гуманизации и продуктивности обучения.

Познавательный интерес - одна из самых значительных областей общего феномена “интерес”. В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения Н.Г. Морозовой [6], и вслед за ней под познавательным интересом понимаем “особое положительно – эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, поверить, выяснить, усвоить”.

Для выяснения современного состояния проблемы развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования в городе Челябинске и в России в целом нами была проанализирована периодическая печать за период с 1998 по 2003 гг.

Важную роль в изучении проблемы развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования играют, на наш взгляд, статьи, публикуемые в периодической печати. Для выяснения степени разработанности данной проблемы в педагогической теории и практике мы провели анализ журналов на предмет наличия в них публикаций по проблеме экономического образования вообще и развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования в частности.

Для проведения данного исследования нами были изучены журналы “Учитель”, “Экономика в школе”, “Школьный экономический журнал”, “Иностранные языки в школе” и др.

Проведенное исследование привело нас к пониманию того, что некоторые печатные издания освещают проблему экономического образования школьников достаточно полно.

В таких журналах как “Экономика в школе” и “Школьный экономический журнал” каждый номер предлагает подробный обзор школьных экзаменационных билетов и олимпиад, а также программ и учебных пособий по экономическим дисциплинам. Что касается вопросов развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования, то эта проблема не рассматривается на страницах этого журнала.

В журнале “Учитель” подробно освещаются вопросы экономического образования школьников, в том числе средствами иностранного языка. Вопросы экономического образования школьников средствами иностранного языка изучены В. Красюковой, И. Павловой, Т. Смирновой, Г. Смолиной. Так И. Павлова описывает методики преподавания курса делового общения в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка, а проблеме развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования не посвящено ни одной статьи.

В журнале “Иностранные языки в школе” такие авторы как Н.А. Жукова, Г.И. Кокташева, О.И. Палей, Н.И. Горунова и др. обращаются к изучению некоторых особенностей организации и проведения деловых игр на уроках иностранного языка в старших классах школ. Показательны в этом отношении статьи О.И. Палей “Урок - деловая игра “Английский язык для молодых бизнесменов”, опубликованная в журнале №1 за 2002 год, Т.М. Лазоренко “Профильно-ориентированное обучение в школе”, где школьники с аттестатом получают специальность “Бухгалтер малого бизнеса”, Л.А. Миловановой “О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах”. Таким образом, анализ периодической печати за последние годы позволил сделать вывод о том, что особенно широко в ней освещены вопросы экономического образования школьников (в том числе и средствами иностранного языка).

Проблеме же развития познавательного интереса на уроках иностранного языка как средство экономического образования уделяется, с нашей точки зрения, явно недостаточное внимание.

Анализируя педагогические исследования, мы пришли к выводу, что внимание ученых и практиков к экономическому образованию и воспитанию школьников постепенно возрастает, и с течением времени проблема экономического образования на уроках английского языка актуализируется.

На настоящий момент возникла потребность расширить содержание уроков английского языка элементами экономического образования в связи с происходящими существенными изменениями в экономике страны.

Целью изучения основ экономических знаний на иностранном языке является достижение органического единства в овладении экономикой и иностранным языком, в частности, это может быть освоение экономической терминологии на иностранном языке, приобретение и закрепление на иностранном языке навыков в восприятии и понимании иноязычной речи и развитие умения излагать на иностранном языке материал (идеи, мысли) экономического характера, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, включая обучение в вузе [5; с.15].

Чтение текстов, диалогов с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный экономический запас школьников по иностранному языку. Познавательный интерес к иностранному языку как средство экономического образования можно сформировать, соблюдая ряд условий:

  1. Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку;
  3. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;
  4. обучение должно быть трудным, но посильным;
  5. чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;
  6. для проявления интереса к элементам экономического образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала [4 ,с.14].

Введение элементов экономики на уроках иностранного языка не происходит посредством теоретического обучения экономики, введения экономических понятий, решения экономических проблем - все это должно присутствовать на уроках экономики, а не иностранного языка.

Развитие познавательного интереса учащихся происходит посредством чтения текстов на различные темы, позволяющие развить экономическое мышление детей, приобщить школьников к экономическим знаниям.

Мы предлагали учащимся следующие задания:

Read the interview and retell it

Manager: Well, I usually work in my office, of course. I spend a lot of time on the telephone and dealing with the post. I have to report to the General Manager every day to tell him what I am doing and why. I also have to meet the Finance Manager- twice a week- to discuss figures. The sales figures from each of our branches come in monthly, so every month, I have to check them very carefully to see if we have reached our targets. If we are below target, as happens sometimes, then I visit the branch and talk to the Branch Manager about it. I occasionally travel abroad too, when we have international Trade Fairs or important meetings with our parent company.

Reporter: Do you ever meet the customers themselves?

Manager: Oh yes. Quite often. The important customers, such as the Government, always deal directly with me.

Reporter: What else do you do?

Manager: Well, there are the quarterly financial reports to prepare, and once a year we have our Annual General Meeting where we discuss the past year vied fix the targets for the next year.

Reporter: How often do the company’s annual sales figures fall below the target?

Manager: Oh, never!

Read the text and answer the questions

Businessman’s day

Mr. John Turner is 30. He is married and he has got his own family. He has a wife, a daughter and a son. His wife is economist. Her name is Jane. The names of their children are Kate and Peter. They live in a small house in Greenwood. Greenwood is a small place not far from London.

John works in London. He is the manager of a big trade firm. His firm sells the goods to various countries. In the morning he always goes to his office in London on Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday and Friday. He doesn’t go to his office on Saturday and Sunday. These are his days-off.

John frequently meets the representatives of English and French firms. They discuss the prices, terms of payment and delivery. He begins his working day at 9. Every morning John first looks through fresh newspapers. He takes mush interest in the latest political and business news. Sometimes John goes to different cities to discuss business with their customers. He is a very busy man. He always has a lot of work. He looks through mail, reads telegrams and letters, and speaks on the phone with the customers. He also makes appointments with his business partners.

At 12 he has lunch. After lunch he sometimes goes to factories with the inspectors, but sometimes stays in the office and discusses business matters with director or customers. He finishes his working day at 6 o’clock in the evening. He usually comes home at 7.

Linda Foster is a secretary to Mr. John Turner. Her office is not large. She has got a computer, a fax and a telephone on her desk. Linda comes to her office at nine every morning from Monday to Friday. At the beginning of her working day Linda usually looks through the mail. At 11 o’clock she comes into her manager’s office with the letters and telegrams. The manager reads then and gives answers to the letters. Linda writes everything in her books and goes to her office. There she types the answers on her computer. She also receives and sends e-mail correspondence.

In the afternoon Linda usually has lunch at the office but sometimes she has lunch at the cafй with her friend Alex. She stays in the office till 6. In the evening Linda has her French lessons. She learns French for 2 years already. Linda wants to know French well because she wants to work with French firms and customers.

    1. Where does Mr. John Turner work?
    2. What does he do at his job?
    3. After lunch he sometimes goes to factories with the inspectors, doesn’t he?
    4. Is he a very busy man?
    5. Does he have a secretary?
    6. What does Linda do at her job?
    7. Why does Linda study French?

Литература

  1. Агабекян И.П., Мамедова Т.А. Английский для менеджера: English for Manager. -Ростов н / Д: Феникс, 2001. -416 с.Английский язык делового общения. Начальный курс: Учеб. Пособие / А. Ф. Гиривенко. - М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”,2003.-96 с.
  2. Ворожеева О.А. Реализация вариативного компонента экономического образования будущих учителей средствами иностранного языка: Дис. …канд. пед. наук.- Челябинск, 2003.- 200 с.
  3. Временный государственный обязательный стандарт: Общее среднее образование. Физика. Математика. Начальная школа. Химия. Живая природа. Информатика.- М.: Ин-т общеобразовательной шк. РАО,1993.- 20с.
  4. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр “Академия”, 2000.-176с.
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-46с. - ( Педагогика и психология; №2).