Внеклассное занятие по природоведению в 3-м классе (1–4): "Не привыкайте к чудесам!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • закрепить знания детей о многообразии и взаимосвязях природы;
  • развивать умение анализировать, выделять основные особенности;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать чувство прекрасного;
  • учить самостоятельно работать с научно-популярной литературой.

Учитель: Сегодня наше занятие мы проведём в форме устного журнала

А почему? Вы сейчас узнаете, послушав стихотворение.

“Не привыкайте к чудесам!”

Ученик 1.

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкай те к небесам!
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родничкам –
Ничто не повторится.
За мигом миг! За часом час
Впадайте в удивленье.
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!

Учитель: Каждый журнал посвящён какой-то теме, давайте и мы подумаем о чём он. А для этого надо разгадать кроссворд. Ключевое слово подскажет о чём будем сегодня говорить.

Стройный, быстрый
Рога ветвистые,
Пасётся весь день
Кто это?

(Олень)

Рыжая плутовка,
Обманывает ловко.
Её боятся мышка и
Зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

    (Лиса)

Пусть я птичка невеличка
У меня, друзья, привычка
Как настанут холода
Прямо с севера сюда.

    (Снегирь)

Весной зеленела,
Летом загорала,Осенью надела
Красные кораллы.

    (Рябина)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

(Дождь)

ОСЕНЬ

Цели для детей: Прочитав журнал, вы должны

  • знать приметы осени, признаки животных;
  • уметь правильно называть признаки осенних явлений.

Послушайте стихотворение и назовите осенние приметы, которые услышали:

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года
Осенью зовётся.

  • Когда вы услышали эти приметы, какое у вас стало настроение?
  • А вот первая страница журнала говорит о том, что

“У природы нет плохой погоды”.

1 страница

Она нам расскажет про осенние месяцы.

Ученик 2.

Сентябрь – месяц яркий.
Он деревья все подряд
В золотой одел наряд.

Только сосенки и ёлки
Не хотят менять иголки.
Впрочем, скромницы пригожи
Круглый год в одной одёже.

Учитель: Переменчив сентябрь и капризен; то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветрами и начнёт сеять сквозь небесное сито дожди.

В народе сентябрь прозвали:

“ревуном”
“хмурнем”

  • Как вы думаете, почему?
  • за дожди и непогоду;
  • за угасание солнечного дня и ранние сумерки.

Ученик 3.

В октябре тепла не жди,
Зарядили вдруг дожди,
Закружился листопад,
Лес теряет свой наряд.

Хрусткий тоненький ледок,
За ночь лужи заволок.
И с утра белеет иней
Возле рощицы в низине.

А осенние опята –
Очень стойкие ребята,
Облепили пень трухлявый
В буреломе за дубравой.

Объясните значение этих слов:

бурелом
дубрава

Учитель: Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеётся. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко яркое светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают.

В народе октябрь прозвали:

“грязник”
“хлебник”
“капустник”

  • за осеннее бездорожье;
  • собран урожай с полей;
  • рубили капусту на засолку.

Ученик 4.

Поглядел ноябрь хмуро,
Надевай теплее шкуры.
Холодает. В эту пору
Всё зверьё стремится в нору.

Учитель: В ноябре листья, устилавшие землю, потемнели и поблёкли. Небо почти всё время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а тёмное небо напоминает звёздный шатёр.

В народе ноябрь прозвали: “чернотроп”

  • в опустевшем лесу тропинки выглядят тёмными

2 страница

“А на странице то зверь, то птица”.

  • О ком будем говорить?

Ученик 5.

Всюду животные нас окружают,
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногами.
Сколько всего их живёт рядом с нами?

Учитель: Очень много, но учёные открывают постоянно новых живых существ.

Игра “Ноев ковчег”
(Библия)

Давным-давно случился Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (корабль) и взять туда “каждой твари по паре”.

Как понимаете это высказывание?

Тварь – библейское слово, обозначающее живое существо.

Задача игры – найти свою пару в Ноевом ковчеге.

Вы получили карточки с названиями различных животных. Храните своё “имя” в секрете, но своих животных вы можете изображать, издавать звуки, двигаться и найти свою пару. Если будет трудно узнать, то я помогу загадкой.

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

У кого нет берлоги?
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

(Заяц)

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это

(Лось)

Проворная зверушка
Живёт в дупле-избушке,
Белый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок –
Заготовила впрок.

(Белка)

Ученик 6.

Животные все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудес нелепых.
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.

Ученик 7.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Животные все на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!

3 страница

“Проба пера”. Поэтическая.

Учитель: Чудесно то, что стихи, которые написали дети, прекрасны.

Послушайте и скажите:

  • О каком явлении говорится в стихах?

Ученик 8.

На дворе листва кружится,
Серый дождик моросит.
И рябина красным цветом
За моим окном горит.

Ученик 9.

Листья опадают,
И трава желтеет,
Осень покрывает
Красками аллеи.
Красной краской клёны,
Липы жёлтой краской,
Был наш лес зелёным
Пёстрым стал, как в сказке.

Ученик 10.

Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели,
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.

Учитель: О каком осеннем явлении говорится? (О листопаде)

В народном календаре все три месяца называют “листопадниками”, а у зайчихи появляются в это время зайчата-листопаднички.

4 страница

“Очумелые ручки” (учитель ИЗО)

Учитель: Давайте попробуем выполнить красоту осенних листьев своими руками.

С помощью чего это можно сделать? (Ярких красок)

(У ребят контур кленового листа, дети под руководством учителя ИЗО раскрашивают лист).

Итог.

  • Что вы узнали нового?
  • Чему научились?
  • Какое примем решение после этого занятия?

Снова осень,
Горят, не сгорая, берёзы.
Приутихли леса,
Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги…
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для других сбереги,
Сбереги эти яркие сполохи листьев,
Этот праздничный лепет лесного ручья.
У него рыжеватый, как мордочка лисья,
Притаился прощальный кусочек луча.
Притаился и смолк, как забытое счастье.
Осторожно его на ладонь положи,
И когда завихрит, закружится ненастье,
Он спасительным светом коснётся души.

Дополнительно.

  • Волка называют “санитаром леса” за то, что он уничтожает слабых и больных животных.
  • Заяц способен несколько км бежать галопом со скоростью 50 км в час, сознательно закладывая петли.
  • Ему ничего не стоит перемахнуть через двухметровый забор. Лосиное молоко – питательный и лечебный продукт.
  • Белка в морозы не высовывается из своего закупоренного мхом домика, именуемого гайно, где тепло даже в лютую стужу. Чтобы насытиться, белке в день требуется 100.000 почек ели!