Цели:
- закрепить знания детей о многообразии и взаимосвязях природы;
- развивать умение анализировать, выделять основные особенности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать чувство прекрасного;
- учить самостоятельно работать с научно-популярной литературой.
Учитель: Сегодня наше занятие мы проведём в форме устного журнала
А почему? Вы сейчас узнаете, послушав стихотворение.
“Не привыкайте к чудесам!”
Ученик 1.
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкай те к небесам!
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родничкам –
Ничто не повторится.
За мигом миг! За часом час
Впадайте в удивленье.
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!
Учитель: Каждый журнал посвящён какой-то теме, давайте и мы подумаем о чём он. А для этого надо разгадать кроссворд. Ключевое слово подскажет о чём будем сегодня говорить.
Стройный, быстрый
Рога ветвистые,
Пасётся весь день
Кто это?(Олень)
Рыжая плутовка,
Обманывает ловко.
Её боятся мышка и
Зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.
(Лиса)
Пусть я птичка невеличка
У меня, друзья, привычка
Как настанут холода
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Весной зеленела,
Летом загорала,Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
ОСЕНЬ
Цели для детей: Прочитав журнал, вы должны
- знать приметы осени, признаки животных;
- уметь правильно называть признаки осенних явлений.
Послушайте стихотворение и назовите осенние приметы, которые услышали:
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года
Осенью зовётся.
- Когда вы услышали эти приметы, какое у вас стало настроение?
- А вот первая страница журнала говорит о том, что
“У природы нет плохой погоды”.
1 страница
Она нам расскажет про осенние месяцы.
Ученик 2.
Сентябрь – месяц яркий.
Он деревья все подряд
В золотой одел наряд.
Только сосенки и ёлки
Не хотят менять иголки.
Впрочем, скромницы пригожи
Круглый год в одной одёже.
Учитель: Переменчив сентябрь и капризен; то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветрами и начнёт сеять сквозь небесное сито дожди.
В народе сентябрь прозвали:
“ревуном”
“хмурнем”
- Как вы думаете, почему?
- за дожди и непогоду;
- за угасание солнечного дня и ранние сумерки.
Ученик 3.
В октябре тепла не жди,
Зарядили вдруг дожди,
Закружился листопад,
Лес теряет свой наряд.
Хрусткий тоненький ледок,
За ночь лужи заволок.
И с утра белеет иней
Возле рощицы в низине.
А осенние опята –
Очень стойкие ребята,
Облепили пень трухлявый
В буреломе за дубравой.
Объясните значение этих слов:
бурелом
дубрава
Учитель: Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеётся. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко яркое светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают.
В народе октябрь прозвали:
“грязник”
“хлебник”
“капустник”
- за осеннее бездорожье;
- собран урожай с полей;
- рубили капусту на засолку.
Ученик 4.
Поглядел ноябрь хмуро,
Надевай теплее шкуры.
Холодает. В эту пору
Всё зверьё стремится в нору.
Учитель: В ноябре листья, устилавшие землю, потемнели и поблёкли. Небо почти всё время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а тёмное небо напоминает звёздный шатёр.
В народе ноябрь прозвали: “чернотроп”
- в опустевшем лесу тропинки выглядят тёмными
2 страница
“А на странице то зверь, то птица”.
- О ком будем говорить?
Ученик 5.
Всюду животные нас окружают,
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногами.
Сколько всего их живёт рядом с нами?
Учитель: Очень много, но учёные открывают постоянно новых живых существ.
Игра “Ноев ковчег”
(Библия)
Давным-давно случился Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (корабль) и взять туда “каждой твари по паре”.
Как понимаете это высказывание?
Тварь – библейское слово, обозначающее живое существо.
Задача игры – найти свою пару в Ноевом ковчеге.
Вы получили карточки с названиями различных животных. Храните своё “имя” в секрете, но своих животных вы можете изображать, издавать звуки, двигаться и найти свою пару. Если будет трудно узнать, то я помогу загадкой.
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
У кого нет берлоги?
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.(Заяц)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это
(Лось)
Проворная зверушка
Живёт в дупле-избушке,
Белый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок –
Заготовила впрок.
(Белка)
Ученик 6.
Животные все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудес нелепых.
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Ученик 7.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Животные все на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
3 страница
“Проба пера”. Поэтическая.Учитель: Чудесно то, что стихи, которые написали дети, прекрасны.
Послушайте и скажите:
- О каком явлении говорится в стихах?
Ученик 8.
На дворе листва кружится,
Серый дождик моросит.
И рябина красным цветом
За моим окном горит.
Ученик 9.
Листья опадают,
И трава желтеет,
Осень покрывает
Красками аллеи.
Красной краской клёны,
Липы жёлтой краской,
Был наш лес зелёным
Пёстрым стал, как в сказке.
Ученик 10.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели,
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
Учитель: О каком осеннем явлении говорится? (О листопаде)
В народном календаре все три месяца называют “листопадниками”, а у зайчихи появляются в это время зайчата-листопаднички.
4 страница
“Очумелые ручки” (учитель ИЗО)
Учитель: Давайте попробуем выполнить красоту осенних листьев своими руками.
С помощью чего это можно сделать? (Ярких красок)
(У ребят контур кленового листа, дети под руководством учителя ИЗО раскрашивают лист).
Итог.
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Какое примем решение после этого занятия?
Дополнительно.Снова осень,
Горят, не сгорая, берёзы.
Приутихли леса,
Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги…
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для других сбереги,
Сбереги эти яркие сполохи листьев,
Этот праздничный лепет лесного ручья.
У него рыжеватый, как мордочка лисья,
Притаился прощальный кусочек луча.
Притаился и смолк, как забытое счастье.
Осторожно его на ладонь положи,
И когда завихрит, закружится ненастье,
Он спасительным светом коснётся души.
- Волка называют “санитаром леса” за то, что он уничтожает слабых и больных животных.
- Заяц способен несколько км бежать галопом со скоростью 50 км в час, сознательно закладывая петли.
- Ему ничего не стоит перемахнуть через двухметровый забор. Лосиное молоко – питательный и лечебный продукт.
- Белка в морозы не высовывается из своего закупоренного мхом домика, именуемого гайно, где тепло даже в лютую стужу. Чтобы насытиться, белке в день требуется 100.000 почек ели!