Программа предназначена для учащихся 9-х классов образовательной школы.
Цель изучения этого курса - углубление знаний учащихся, полученных при изучении изготовления изделий из бересты, развития у учащихся интереса к возрождению русского народного промысла, развитие у учащихся художественно-творческих способностей.
Предлагаемая программа построена так, чтобы школьникам иметь представление о умениях, навыках изготовления изделий из бересты и о значении применения этих изделий из бересты в быту человека.
Творческое развитие учащихся осуществляется через знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами готовых изделий. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок. Изделия из бересты могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Художественная обработка материала требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого нельзя добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий из бересты вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности.
Именно данная программа помогает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой и ставит своими основными задачами: формирование и умение навыков умственного труда по изготовлению изделий из бересты, научить пользоваться инструментами, ценить красоту. В основу программы положено обучение, основанное на развитие интересов, возможностей школьников. Программа не зависит от типа образовательного учреждения. Эта программа поможет формированию у учащихся образного овладения языком декоративно-прикладного искусства и изготовлению изделий из бересты и их значение в жизни человека.
Программа определяет максимально когнитивное пространство по направлениям деятельности и имеет надпредметный характер. Учитель с учетом своих и школы возможностей, образовательных запросов и интересов учащихся на основе предлагаемой программы разрабатывает свою собственную рабочую программу, которая может быть рассчитана на любое другое количество часов. При этом основной способ представления знаний: лабораторно-практические работы. Основной способ оценивания результативности учащихся: педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, выполнения и защита выполняемых заданий и проектов.
На изучение программы рассчитано - 34 часа. Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своим материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.
Необходимо отметить, что программа по художественной обработке изделий из бересты и их изготовлению - требует обновления оборудования, инструментов приспособления.
В результате изучения курса по выбору “Волшебная береста” учащиеся
должны знать:
должны уметь:
- Изготавливать туеса.
- Изготавливать изделия из пластовой бересты.
- Изготавливать цветы из бересты и сувениры.
- Обрабатывать изделия из бересты, применяя:
- плетение
- роспись
- резьбу
- прорезную резьбу
- аппликацию
- тиснение
Учебно-тематический план курса по
выбору
“Волшебная береста”
№ |
Тема |
Количество часов |
||
п/п |
всего |
лекции |
практика |
|
1 2 3 4 5 6 7 |
Заготовка бересты Обработка и хранение бересты Инструменты и приспособления Изготовление туесов Изготовление изделий из пластовой бересты Изготовление цветов из бересты Художественная обработка бересты |
4 3 3 6 6 4 8 |
1 1 1 2 2 1 2 |
3 2 2 4 4 3 6 |
Итого: | 34 |
10 |
24 |
Содержание программы.
- Заготовка бересты - (4 часа).
- Заготовка бересты узкими лентами.
- Заготовка бересты пластинами.
- Заготовка бересты сколотнями.
- Обработка и хранение бересты - (3 часа).
- Обработка бересты. Расслоение бересты.
- Хранение бересты в рулонах и пластами.
- Инструменты и приспособления - (3 часа).
- Умение работать с инструментами по бересте.
- Применение приспособлений (сосновая доска, шаблон, рамка, оправа, проволока, тонкая жесть, гвозди...).
- Изготовление туесов.
- Изготовление замка для рубашки туеса.
- Снятие сколотня и последовательность изготовления туеса.
- Изготовление различных видов ручек туесов.
- Изготовление донышка, крышек туесов.
- Изготовление изделий из пластовой бересты - (6 часов).
- Изготовление черпака для воды.
- Изготовление берестяного коробка.
- Изготовление ведерка для ягод.
- Изготовление берестяного короба.
- Изготовление цветов из бересты - (4 часа)
- Заготовка листьев по форме и цвету.
- Придание лепесткам необходимой формы.
- Изготовление цветка любой формы и сборка цветка.
- Художественная обработка бересты.
- Расписная береста.
- Резьба.
- Берестяные куклы.
- Прорезная резьба.
- Аппликация.
- Тиснение по бересте.
Список использованной литературы:
- Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М. ОЛМА-ПРЕСС 2001 г.- 144 с.
- Дымковский И. П. Домовая резьба. - Минск-Элайда. 2002 г. -223 с.
- Логачева Л. А. Основы мастерства. М. Народное творчество. 2002 г.- 136 с.
- Полунина В. Н. Одолень-трава, ВНМЦ НТ, 1986 г. - 120 с.
- Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г. - 448 с.
- Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. М. Эксмо. 2003 г. - 608 с.
- Хатскевмч Ю.Г. Полный курс для начинающего. 2002 г.- 192 с.
- Черных И.В. Поделки из природных материалов. М., АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
Перечень ключевых слов:
- Аппликация
- Загиб
- Интарсия
- Мозаика
- Монтаж
- Оберег
- Обжиг
- Пласт
- Плашка
- Плетение
- Роспись
- Тиснение
- Фигура
- Фон
- Шаблон