Взаимопроникновение и взаимопреобразование учебных дисциплин наряду с задачами гуманизации и непрерывности образования находит одно из возможных решений в создании интегрированных курсов и программ. Данный курс предназначен для старших классов общеобразовательных школ естественно-математического профиля. Не исключается возможность использования его автономно.
Курс построен на интеграции информатики и английского языка. Целью данного курса является: Способствовать реализации потребностей овладения и использования иностранного языка и информатики как средств коммуникации в информационной, образовательной и социокультурной областях.
Интегрированный языковой курс увеличивает удельный вес обобщенного знания о языке, основанного на осмыслении и обработке различного языкового материала. Результатом такого осмысления является осознанная необходимость понимания связей и взаимодействий с другими областями знаний. Данный курс можно условно отнести к типу связующей программы по определению А. Блума. Связующей и организующей дисциплиной является информатика. Основными областями взаимопроникновения можно рассматривать следующие:
информатика и ИЯ являются знаковыми системами в общем смысле;
английский - одна из основных знаковых систем ВТ;
информатику и английский язык можно рассматривать и данном контексте не только как самостоятельную цель обучения , но и как средство получения знаний в других областях ;
информатика (ВТ) и ИЯ являются средствами коммуникации, поскольку смысл коммуникации - обмен информацией.
Анализ общеучебных умений показывает , что и здесь есть точки соприкосновения. Это такие умения как:
пользование справочной литературой ( в т.ч. электронной) литературой;
использование невербальных средств кодирования информации (графики, схемы, диаграммы);
планирование алгоритма действий при помощи фиксированного набора средств;
нахождение адекватных ситуации способов передачи информации;
овладение способами автоматизированной поисковой, исследовательской деятельности.
дифференцирование, систематизация, прогнозирование информации;
поиск самостоятельного пути решения проблемы;
расширение возможностей общения обучаемых посредством ВТ при работе в парах и группах, создание атмосферы непринужденного общения;
стимулирование письменных сообщений с использованием ВТ.
Такая взаимосвязь смежных областей создает предпосылки для объединения информатики и ИЯ в единый интегрированный курс, в разработке которого была реализована возможность установления межпредметных связей, чтобы ученик на практике увидел, как знания, приобретаемые в одной дисциплине, способствуют получению знаний в других и сам стремился открывать для себя новые области применения ВТ и ИЯ. Курс ориентирован на осознание значимости практической деятельности а новой информационной среде. Это играет важную роль в профориентации и повышении конкурентоспособности выпускника школы.
Задачами курса является: изучение понятий, формирование умений и навыков, связанных непосредственно с работой на компьютере, информатикой. Языковыми задачами являются- формирование навыков перевода, чтения с использованием основных стратегий, говорения, аудирования и письма. Формирование самостоятельной, индивидуальной, парной и групповой работы, развитие общеучебных умений, общей и технической культуры. Развитие познавательных процессов - произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление. Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении в устной и письменной форме с использованием средств ВТ.
Принципы построения курса.
Содержание курса целенаправленно строится с учетом следующих принципов:
Параллельности. Изучение основных разделов идет параллельно на уроках информатики и английского языка с опережающим прохождением материала на информатике.
Однозначности. Однозначность необходима при отборе языковых единиц, без которых невозможен диалог “человек-машина”.
Алгоритмизации. Он тесно связан с предыдущим принципом однозначности. Формализованное однозначное оперирование языковым материалом составляет основу алгоритмизации - важного принципа программирования и компьютеризации обучения.
Функциональности. Определение объекта алгоритмизации осуществляется исходя из учета функциональной структуры говорения, что образует данный принцип программирования, включающий внутренние действия, оперирование которыми обеспечивает механизм построения и реализации речевого акта (операции сравнения, выбора, построения по аналогии).
Прагматичности. Направленное обучение относительно однородного контингента учащихся в соответствии с их коммуникативными потребностями в области ВТ.
Продолжительность курса. Форма проведения занятий.
Курс рассчитан на 64 часа занятий и один год обучения при условии, что в течении 32 учебных недель отводится по 2 часа в неделю. Предусмотрено проведение интегрированных уроков двумя учителями на двух языках, что позволяет рационально использовать возможности курса, как средства получения знаний и осуществлять оперативный контроль практической направленности обучения. Во время проведения занятий предлагаются задания на развитие и совершенствование стратегий чтения, форм записи, перевода, говорения, аудирования. В целях обеспечения активности учащихся и продуктивности курса совместные занятия проводятся в формате ролевых игр, мини-проектов, проектов с использованием коммуникативных приемов обучения. НА занятиях используются такие формы работы как: решение проблемных задач речевого, информационного, социокультурного характера.
Требования к видам речевой деятельности в рамках курса.
Чтение
Чтение является приоритетным видом речевой деятельности. Предполагается развитие следующих навыков и умений, которые соответствуют требованиям к уровню владения иностранным языком средней школы профильного уровня:
- чтение вслух и про себя; расширение словаря за счет терминологии, интернациональной лексики, словообразовательных моделей;
- формирование механизма изучающего, ознакомительного, поискового и просмотрового чтения;
- использование механизма чтения в зависимости от внутренней и внешней мотивации.
Типы упражнений:
на определение познавательной ценности текста, на прогнозирование содержания, на выделение ключевых слов текста, темы; на узнавание сигналов-опор, облегчающих понимание содержания; на развитие языковой догадки по формальным признакам,. по контексту; на деление текстового материала на смысловые части; на определение связующих средств текста; на различие грамматических явлений; на свертывание и реконструкцию текста; на формирование умений переработки и фиксации информации; овладение способами поиска необходимой информации в тексте в т.ч. автоматизированной; на овладение способами организации полученной информации для дальнейшего использования.
Говорение и аудирование
Владение диалогической и монологической речью должно быть доведено до уровня, обеспечивающего использование программного материала в новых ситуациях общения в пределах тематики.
Речь ученика должна характеризоваться наличием умений: вести различные виды диалогов (диалог-расспрос, диалог- обмен информацией, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог); вести деловую беседу, участвовать в дискуссии, соблюдая этику дискуссионного общения; делать информационные сообщения, рассуждать в связи с пройденной тематикой, давать оценку информации, событиям.
Типы упражнений:
подстановочные, репродуктивные, со звуковыми образцами монологической и диалогической речи, на формирование умений пошагового составления диалога, на функциональные типы высказываний(обмен информацией, выражение отношения, речевые действия); на использование в речи описания графиков, схем. диаграмм; парное, групповое обсуждение темы. Обсуждение проблемных ситуаций, выполнение ролевых заданий.
Письмо
Учащиеся должны уметь делать выписки из текста, составлять план, аннотацию текста, тезисы для сообщения. Заполнять разные типы анкет, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка.
Типы упражнений:
ответы в письменной форме на вопросы к тексту, составление плана, тезисов, аннотаций, инициативное письменное сообщение- заполнение анкет, визиток, деловое письмо; составление письменного информационного сообщения; сочинение.
Перевод
Учащиеся должны овладеть переводом с ИЯ на родной язык научно-популярных, технических текстов, инструкций; переводом прагматических текстов ; пользоваться справочной литературой, словарями; делать письменный перевод профильно-ориентированных текстов, рассматривая перевод, как профессиональное умение; основами технического перевода.
Типы упражнений
Нахождение в тексте терминов, эквивалентов по значению; определение значений терминов по контексту; перевод безэквивалентной и терминологической лексики с использованием транслитерации, родного языка, толкования; перевод с использованием грамматической перестройки.
Формы контроля
В зависимости от характера аудитории применяются следующие формы контроля:
Вопросно-ответные, перевод и редактирование компьютерного перевода, тестовые задания, компьютерный диктант, защита проектов, зачет.
Содержание курса
Структурно курс опирается на предметное содержание речи согласно тематике профильного уровня Б, Программы по иностранному языку и Программу по информатике. Планируемый уровень владения языком соответствует уровню владения ИЯ выпускником средней школы профильного уровня Б. В курсе использованы материалы следующих учебных пособий:
Computer: Power Tools for an Information Age. Учебно-методическое пособие для студентов НКИ . Автор- кандидат педагогических наук Т.П. Камаева г. Н.Новгород; Early Business Contacts. Бизнес-курс английского языка, уровень intermediate. Авторы: N. Biеger. J.Comfort. English Language Teaching Centre. Cambridge.
Курс состоит из двух модулей.
Модуль1- теоретический. Английский язык помогает в освоении компьютерной терминологии, встречающейся в отобранных для чтения и перевода текстах.
Модуль2- практический. Информатика сопровождается английским языком с использованием терминологии материалов бизнес-курса.
Каждый модуль включает следующие разделы:
1. Warm up. Введение в тему.
2. Vocabulary. Освоение компьютерной терминологии,
лексики делового общения.
3. Reading and Comprehension. Чтение текстов с использованием
различных стратегий.
4. Reading and Discussion. Чтение текста с выходом на
обсуждение содержания, выражение отношения к
полученной информации.
5. Projects. Работа по созданию проектов и
мини-проектов.
6. Role-play. Развитие умений говорения в области
диалогической речи.
7. Practice work. Интегрированные уроки по
совершенствованию навыков прикладного владения
ВТ и практической направленности изучения ИЯ.
8. Control. Различные виды контроля: текущий,
фронтальный, итоговый.
Тематическое планирование
При составлении тематического планирования речевой материал был сгруппирован в разделы для того , чтобы определить основные этапы его усвоения. Учитывались факторы, характеризующие условия обучения: возрастные особенности учащихся; индивидуальные особенности; отношение к предметам информатики и английский язык; уровень обученности; интересующая тематика, стратегии обучения; оснащенность учебного процесса. Планирование осуществлялось реверсным путем. Сначала планировался результат, к которому предполагается прийти, затем выстраиваются ступени, ведущие к планируемому результату и последнюю очередь работа над общей экспозицией раздела. В тематическом планировании использована схема А.Блума, которая включает классификацию систематизацию объектов категорий. Схема построена на их естественном взаимодействии и последовательном расположении по нарастающему уровню сложности. В ходе работы над курсом предполагается проводить непрерывный мониторинг, позволяющий корректировать по мере необходимости учебные цели и процесс обучения.
Теоретический модуль
Информатика |
Английский язык |
1 Раздел. Введение. |
|
Компьютер. Роль и место в современном мире. Поколения ЭВМ. 2 ч. |
Компьютер. Роль и место в современном мире. Определение и назначение. 2 ч. |
2 Раздел. Устройство компьютера. |
|
Основные устройства компьютера 2 ч. Системный блок. Память компьютера. 1 ч. Внешние устройства, устройства ввода 1 ч. Клавиатурный тренажер 2 ч. Сканер. Прикладные программы. 1 ч. Устройства вывода информации. 1 ч. Принтер. Устройства отображения информации 1 ч. Обобщающий урок 1 ч. |
Основные устройства компьютера. 2 ч. Процессор- мозг компьютера 2 ч. Дополнительные устройства компьютера 2 ч. Сканер 1 ч. Устройства вывода информации 1 ч. Принтер. Монитор 1 ч. Обобщающий урок 1 ч. |
Интегрированный урок. Мой компьютер. 1ч 3 Раздел. Программное обеспечение. |
|
Виды программного обеспечения 1 ч. ОС Windows Интерфейс, рабочий стол, контекстное меню1 ч. Работа с окнами. Запуск стандартных программ 2 ч. Файловая система. Файлы. Каталоги файловой системы. 2 ч. Работа в файловой системе под управлением ОС Windows. 1 ч. |
Операционные системы. 3 ч. ОС Windows. 2 ч. Определение файла. Основные типы файлов. 1 ч. Создание компании 1 ч. |
Интегрированный урок. Формирование структуры каталога. 2 ч. |
Практический модуль
4 Раздел. Прикладное программное обеспечение. |
|
ПС для обработки текстовой
информации1 ч. Текстовый редактор 1 ч. Программа-переводчик 1 ч. |
Редактирование 1 ч. Основы технического перевода. 1 ч. Компьютерный перевод 1 ч. |
Интегрированные уроки. Компьютерный перевод 3ч |
|
Деловая документация. 1ч Корреспонденция. 1ч Графики, схемы. 2ч |
Деловая документация компании 1ч Корреспонденция компании. 1ч Анализ работы компании. 2ч |
Интегрированные уроки. Работа с деловой документацией. 4ч 5 Раздел. Компьютерная графика. |
|
Область применения компьютерной
графики.2ч Графический редактор. 2ч |
Реклама. Объявления. 2ч Создание рекламного продукта. 2ч |
Интегрированные уроки. Реклама. Объявления. 6 Раздел. Интернет. |
|
Из истории Internet 1 ч. Технические услуги Internet. 1 ч. Информационные услуги Internet. 2 ч. Основные понятия WWW 1 ч. |
Что такое Internet? 1 ч. История Internet. 2 ч. Функции Internet. 2 ч. |
Интегрированные уроки. Электронная почта. 2 ч. | |
Сайты в Internet. 1 ч. | Сайты в Internet. 1 ч. |
Интегрированные уроки. Работа в Internet. 8 ч. |
Контроль
Теоретический модуль. |
|
Сочинение “Компьютер в моей
жизни” Тест “Устройство компьютера” Тест “Программное обеспечение компьютера” Создание каталога “Устройство компьютера” c краткой характеристикой. |
Проект “Компьютер в моей
жизни” Ролевая игра “Покупаем компьютер” Проект “Создание компании” Итоговый контроль. Тест. стр. 96 |
Практический модуль. |
|
Тест по ПС для обработки
текстовой информации Оформление бланков, деловой документации Проект “Презентация рекламы” Мини-проект “Электронное письмо” Создание WEB-сайтов Тест “Информационные услуги Internet” |
Редактирование компьютерного
перевода Заполнение бланка приема на работу, автобиография Проект “Набор персонала компании” Проект “Анализ работы компании” Проект “ Презентация рекламы” Мини-проект “Электронное письмо” Проект “Свой сайт в Internet” Итоговый тест Редактирование компьютерного перевода |
Презентация курса “Информатика и Английский язык”.
Цель занятия: вызвать интерес к курсу и актуализировать в речи учащихся знания о роли английского языка и ВТ в жизни современного человека.
Задачи:
- формирование речевых умений - вести обсуждение в рамках темы;
- развитие мыслительных операций, связанных с речевой деятельностью: сравнения, анализа, обобщения;
- воспитание толерантности к другому мнению, умения работать в паре, группе.
Речевой материал: способы выражения согласия, несогласия, аргументации, обобщения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Английский язык |
Информатика |
1. Introduction. Predicting the subject of discussion: 1. Сomplete the Word-Web. Make a list of things. Work in pairs. 2 Compare your list with others. |
1. Введение в тему занятия. Учитель информатики продолжает обсуждение на русском языке. Учитель информатики проводит работу с ассоциациями к слову “ информатика.” |
2. Discussion. 1. The role of English in the 21 century. English has become the main foreign language that much of the world wants to learn. - Why do people prefer English to any other language? 2. English and computational tech have some common features. Let’s find them out. (Group work. Taking notes-name features that are common for English and computational tech). Compare your list with the lists of your classmates. Which of features were named most often? |
2. Обсуждение. Учитель проводит подобную работу
выясняя, роль ВТ в 21 веке. |
3. The Сomputer-English-Job. -What professions require the knowledge of English and skills to use the computer ? Taking notes. Make a list of professions connected with English and computer. Find 5 most frequently named. -What can help you if you seek an interesting and well-paid job? |
3. Идет обсуждение необходимости владения ВТ для продолжения образования, получения престижной профессии, повышения конкурентноспособности выпускника школы. |
4. The Computer. What are Pros and Cons? Some people think that computer will make the world better. Some others think we are too dependent on machines. Work in groups of 3 persons. Make your list of arguments. Computer / Pros / Cons / Discuss your arguments with your partners Let them agree or disagree with you. |
4. Учитель систематизирует вместе с учащимися “за” и “против” увлечения компьютером. |
5. Learning English. Problems. Let us find out if there any problems in learning English at school. What are they? |
5. Проблемы с изучением информатики. Существуют ли они в нашей школе. Как их решать? |
6. Summarizing. Let us do the summary of our discussion. Use the expressions: “First of all.., Besides…, What is more…, To sum up…”. Заключительное слово учителя английского языка. |
6. Подведение итогов. Обсуждения роли ВТ в жизни современного человека учащимися. Заключительное слово учителя информатики. |
Оформление доски: “… knowledge is the key to achievement of our dreams” T. Klementieva. “ Language is the dress of thought” Samuel Johnson. |
Оформление доски: “…я в душу соберу страну
“Информация – это же и есть средство общения”. Е. Филиппова. |
Образцы заданий.
1. Read the following information and do the tasks given below:
The Modern Wonders of the World.
In 2002, the magazine “The Economist” listed its several wonders of the world.
Among them one can see the computer and the microprocessor, the telephone network, the
hydrogen bomb, etc.
Work in pairs and discuss the points giving your reasons.
1. Why can one see the computer among wonders of the world?
2. Have computers had any influence on our daily life?
3. Have they changed our life? Give examples.
4. What was life before these products?
5. Do you know the companies that introduced computers or manufactured them?
2. Agree or disagree with the following statements.
1. Computer is an electronic machine that can store, recall and process the
information.
2. Computer is a problem solving tool.
3. Computer is a machine that receives or stores, or processes data very quickly according
to stored program.
3. Match the terms with their definitions.
1 Data base | a) a type of pen which ‘reads’ the coded product information on a packet, tin, etc. and gives the price, name and type of |
2 database management system | b) the use of data by computers. |
3 data bus | c) a large collection of data that is stored in a computer system in such a way that it can be easily founded by a computer user |
4 data pen | d) an electrical path along which data flows between different parts of a computer system. |
5 data processing | e) a system used in a computer that organizes the arrangement of data in database and controls entry to the putting in, and the taking out of that data. |
4. Complete the following text using the words and phrases from the box.
The User Perspective
As a person living in what is now called “The Information Age”, you know that the computers are not just a passing fad. Business depends on computers, and you will _1_ computers in your job. The need to know how to _2_ processes, store and _3_ data has become increasingly relevant to anyone who plans to _4_ the business environment. Users _5_ a computer as a tool for working with reports, spreadsheets, databases etc. Computer specialists _6_ computer system available for different users. At present various computer programs _7_ into the market to satisfy the needs of a wide range of customers. Don’t be afraid of computers. Computers were designed by people, build by people, programmed by people, and _8_ only what people tell them to do.
a) do
b) use
c) output
d) enter
e) input
f) treat
g) design
h) are being introduced
1. List of department’s leaders:
1.The President,
2. The Executive president ,
3. The Chief of the Credit Department,
4. The Research and Development Manager.
2. Use the information from the list to complete the scheme.
3. Answer the questions to describe the management structure of your company.
6. The following 5 functions are very important for any manager:
a) Planning,
b) Organizing,
c) Staffing,
d) Directing,
e) Controlling.
How do you understand them?
7. Find out the 3 most important features for the manager:
General education Flexibility Communication Skill |
Motivation to work Resistance to stress Punctuality |
Foreign Languages Ability to mare decisions Fantasy |
8. Have a look at the card and answer the questions:
CONTINENTAL EQUIPMENT JOHN G. SMITH Financial Director |
9 North Road Brighton, BNI 5JF England Phone: (1273) 543359 Fax: (559364) |
Whose card is this?
What is he?
What company is he from?
What city is he from?
What is the address of his company?
Make up your own card.