Урок – интеллектуальная игра по русскому языку во 2-м классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: “Правописание безударной гласной в корне слова” (закрепление)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;
  • уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • осуществление межпредметных связей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • картинки с изображением сказочных героев;
  • имитация табло для показа счета игры;
  • сигнальные карточки с гласными буквами (а, о, е, и, я);
  • индивидуальные карточки для выполнения с/р;
  • “чёрный ящик”;
  • часы;
  • плакат “Правописание безударных гласных в корне слова”;
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

УЧИТЕЛЬ:

– Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”

– Как называются участники этой игры?

ДЕТИ:

– Знатоки.

УЧИТЕЛЬ:

– Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Мальвины, Незнайки, Гурвинека, Буратино, Чебурашки, Золушки.)

– Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.

ДЕТИ отвечают.

2. Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ:

– Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.

Почему так получилось?

ДЕТИ:

– Дима допустил ошибку в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

– Какое правило не знал Дима?

ДЕТИ:

– Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

УЧИТЕЛЬ:

– Помогите Диме исправить его ошибку.

ДЕТИ:

– Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции ,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

УЧИТЕЛЬ:

– Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

ДЕТИ:

– Только 5 гласных: а, о, и, е, я.

УЧИТЕЛЬ:

– Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

УЧИТЕЛЬ:

– Раунд 2. Задание от Буратино.

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.

стр-на     и

м-сты     е

п-сьмо     а

з-мля     я

п-тно     о

УЧИТЕЛЬ:

– Проверяем. Докажите , что задание выполнено верно.

(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)

УЧИТЕЛЬ:

– Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

УЧИТЕЛЬ:

– Раунд 3. Это письмо вам прислала Мальвина. Даны слова: (запись на доске)

ст-лица, ст-рожка , р-бота, т-традь, с-довник, сн-говик

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)

Проверка.

ДЕТИ:

– В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.

Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.

УЧИТЕЛЬ:

– Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

– За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)

5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

УЧИТЕЛЬ:

– Выбираем следующее письмо. Оно от Гурвинека.

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

ДЕТИ:

– Это часы.

УЧИТЕЛЬ:

– Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

ДЕТИ:

– Механические.

УЧИТЕЛЬ:

– А какие ещё бывают часы?

ДЕТИ:

– Электронные, песочные…

УЧИТЕЛЬ:

– 4–0 в пользу Знатоков!

– Какая орфограмма в слове “часы”?

ДЕТИ:

– Безударная гласная, проверяемая ударением.

УЧИТЕЛЬ:

– Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

УЧИТЕЛЬ:

– Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

ДЕТИ:

– Часик, т.к. гласная в сильной позиции.

УЧИТЕЛЬ:

– Почему вы не записали слово “час”?

ДЕТИ:

– В ряд родственных слов его записать нельзя , т.к. это форма того же слова.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 5.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

– Это послание от Незнайки.

(На партах приготовлены карточки с текстом.)

– Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

ДЕТИ:

– Надо исправить ошибки.

6. Самостоятельная работа. (по вариантам)

(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)

1 вариант: На рике тронулся лёд. Вада вышла из бирегов. Она залила паля.

2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.

Взаимопроверка.

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

УЧИТЕЛЬ:

– Как называется явление в природе, когда вода выходит из берегов?

ДЕТИ:

– Половодье.

УЧИТЕЛЬ:

– Когда это бывает? Чем опасно половодье?

ДЕТИ:

– Половодье бывает весной. Оно опасно для лесных жителей. Зверюшки могут погибнуть.

(Целесообразно вспомнить произведение Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.)

УЧИТЕЛЬ:

– Разберите по членам предложения :

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

Фронтальная проверка.

– Чем интересно предложение у 2 варианта?

ДЕТИ:

– Подлежащее выражено местоимением.

УЧИТЕЛЬ:

– Какое подразумевается существительное?

ДЕТИ:

– Дятел.

УЧИТЕЛЬ:

– Почему существительное заменили местоимением?

ДЕТИ:

– Для того, чтобы не было повторения.

УЧИТЕЛЬ:

– Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

Последний раунд.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

– Золушка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.

Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.

7. Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:

– Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!

– Знание какого правила вам помогло одержать победу?

ДЕТИ:

– Правила о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Как пишется гласная в корне родственных слов?

ДЕТИ:

– Одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

– Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.

ДЕТИ (хором):

Если в слове безударная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение!

УЧИТЕЛЬ:

– Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.

8. Домашнее задание

Даётся дифференцированно (учебник Т.Г. Рамзаевой, дидактический материал Ш.В. Журжиной).