Новый подход к обучению иностранному языку предполагает решение дополнительной задачи в подготовке будущего учителя – выработке навыков самостоятельной работы. Ее значимость подкрепляют такие тенденции современного учебно-воспитательного процесса: динамизм, возможность самостоятельного доучивания, дифференциация обучения.
Недостаточно только индивидуализировать процесс обучения, гораздо важнее сформировать сами навыки самостоятельной работы. К сожалению, этому уделяется очень мало внимания.
Процесс обучения иностранному языку перенасыщен всевозможными средствами, облегчающими усвоение языкового материала и развитие умений. Это и опоры, получившие в последнее время широкое распространение, и введение в урок элементов игры. С одной стороны, это несомненно интенсифицирует иноязычную деятельность, а с другой – ведет к недооценке возможности самостоятельной работы. Именно в процессе этой работы у студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, логика, умение контроля, самоанализ и самооценка. Все эти качества формируют личность учителя, его индивидуальные качества, что имеет большое значение для профессионально-педагогических умений. Поэтому самостоятельную работу можно рассматривать как дополнительный резерв формирования основных педагогических функций учителя, таких, в частности, как мотивационно-стимулирующая, конструктивно-планирующая, коммуникативно-обучающая.
Поскольку самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности, опыт преподавания иностранного языка в педагогическом колледже свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность студента и выявление его творческих возможностей.
Специальная подготовка студента педагогического колледжа включает практические занятия по языку. Резервы формирования навыков самостоятельной работы здесь также значительны. Одно из направлений – это профессионально ориентирующая организация этих занятий. Несколько актуально это направление, можно судить по тому, какую значимость имеет сейчас процесс обучения иноязычной речи в целом. В методической литературе последних лет это выражается в таких терминах: профессионально-направленное обучение языку как специальности, методически направленное преподавание. Опыт показывает, что профессиональное направленность должна быть таковой, чтобы профессиональные потребности стали источником активности на занятиях: потребность в организации общения, проявлении лидерства в общении, потребность в контролирующей деятельности. Все это определяет конструктивно-планирующую деятельность, которая является одной из основных педагогических функций учителя. Если вначале эта деятельность осуществления под непосредственным руководством преподавателя, то в дальнейшем она должна быть в значительной мере самостоятельной.
Профессиональная направленность практических занятий позволяет развивать и другую педагогическую функцию учителя – коммуникативную. Эта функция реализуется в основном в период педагогической практики при проведении урока, а до этого момента она развивается, как правило, без контроля со стороны педагога. Между тем выработка социально-коммуникативных умений может стать содержанием самостоятельной работы студента. Здесь предлагается определенная последовательность этапов работы, которая обусловлено необходимостью выработки умений воспринимать речь собеседника и прогнозировать содержание предстоящего общения.
Обратимся теперь к особенностям самостоятельной работы в процессе языковой практики на занятиях и внеаудиторно. Здесь управление самостоятельной работой предполагает непосредственное и косвенное воздействие преподавателя. Если вначале он является источником информации, то затем становится организатором и координаторном общения.
Вызывает принципиальное выражение понимание самостоятельной работы при обучении говорению только как репродуктивной деятельности, в процессе которой студент выполняет лишь тренировочные упражнения. Даже в условиях косвенного воздействия преподавателя возможна неподготовленная и инициативная речь, а также стимулирование творчества и мышления, Именно спонтанность предполагает самостоятельность в выборе содержания, проявление мыслительной активности.
При формировании умений рецептивного плана целесообразно делать упор на стимулирование творческого осмысления поступающей информации. Предпочтение отдаем умениям прогнозирования, осмысления, деление целого на смысловые отрывки, действиям по сокращению текста. Компонентом задания при этом должна быть либо личностная оценка, либо использование аргументации.
Организация самостоятельной работы в педагогическом колледже предполагает направленность на такие формы ее проведения, которые являются методически важными для формирования основных функций будущего учителя (конструктивно-планирующей, мотивационно-стимулирующей, коммуникативно-обучающей).
Роль преподавателя предполагает косвенное и непосредственное управление деятельностью студента, а также организацию и корректировку процесса подготовки и проведения самостоятельной работы.
Исходя из целевой установки обучения иностранному языку как специальности, можно полагать, что главными целями самостоятельной работы в плане практического овладения иностранным языком являются:
- достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период обучения в педагогическом колледже;
- подготовка выпускников к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком после окончания педколледжа. Учитывая важность второй, конечной цели, предоставляется правомерным говорить о необходимости формирования у выпускников самообразовательной компетенции как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной (педагогической) деятельности. С психологической точки зрения самообразовательная компетенция предполагает наличие устойчивого мотивационного компонента, знаний, соответствующих навыков, умений, привычек, личностных качеств. Становление самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в деятельности студентов по мере их возрастающей самостоятельности в овладении иностранным языком.
Задача формирования самообразовательной компетенции ставит перед методикой и практикой иностранного языка в педагогических колледжах ряд новых интересных проблем. В первую очередь это проблема выявления и типологии компонентов самообразовательной компетенции – знаний, навыков, умений.
Важной и особенно актуальной является также проблема общей структуры самостоятельной работы. В какой мере ее традиционная структура соответствует второй цели, связанной с формированием самообразовательной компетенции. Наблюдение за речью выпускников в школах, собственные оценки учителями уровня и динамики иноязычных навыков и умений, а также фактического состояния своей самообразовательной деятельности убеждают в том, что в настоящее время в период обучения в педколледже в большей мере реализуется первая цель самостоятельной работы.
Можно выделить два основных варианта учебных мероприятий, посредством которых осуществляется управление самостоятельной работы:
- индивидуальные контрольные консультации по специальным графикам преподавателя;
- консультации и контроль самостоятельной работы по перспективным заданиям (с отсроченным контролем).
В нашем опыте (на отделении иностранных языков Салаватского педагогического колледжа) такие занятия проводятся обычно по всем аспектам по два часа в неделю в подгруппах или микрогруппах (5-6 студентов).
Таким образом, можно не только дифференцировать содержание самостоятельной работы и гибко регулировать и постепенно увеличивать ее объемы и промежутки во времени между получением заданий студентами и контролем их выполнения.
Преимущество первого варианта (индивидуальные консультации) состоит в максимальной дифференциации содержания и контроля самостоятельной работы, главное преимущество второго – в том, что обеспечивается как существенная дифференциация, так и возможность речевой коммуникации между студентами при контроле.
Содержательное ядро самостоятельной работы по перспективным заданиям – это серия взаимосвязанных самостоятельных практикумов, например: по аудированию, по чтению художественной литературы, по работе с прессой, по устной речи. Интегрированными компонентами практикумов могут быть разнообразные лексико-грамматические задания по учебно-исследовательской работе студентов.
Важным для формирования самообразовательной компетенции является не только то, научится ли студент работать над языком самостоятельно, но и то, будет ли он делать это после окончания педагогического колледжа в изменившихся условиях жизнедеятельности. Очевидно, достигнутый уровень познавательной самостоятельности должен быть интегрирован в новые условия еще во время обучения в колледже.
В этой связи представляется необходимым проведение практикумов перспективной самостоятельной работы в период педагогической практики на IV и V курсах с целью адаптации навыков и умений этой работы к условиям будущей профессиональной деятельности. Особенность подобных практикумов – в их большей по сравнению с другими профессионально-педагогической направленности, которая реализуется посредством задания применить часть результатов самостоятельной работы непосредственной в учебной или внеклассной работы в школе.
Важным содержательным компонентов перспективной самостоятельной работы является работа студента над своими типичными языковыми ошибками и собственными резервами совершенствования речи на иностранном языке (например, замедленный темп говорения, недостаточная речевая активность, содержательная или лексико-грамматическая “обедненность” речи. Для того чтобы сделать эти недочеты объектами сознательной целенаправленной работы самого обучающегося, целесообразно фиксировать их в специальной индивидуальной карте языковой подготовки студента и давать индивидуальные задания. Эти задания должны быть направлены на устранение соответствующих пробелов путем дополнительной работы по учебным пособиям, сознательного введения студентам в свою речь языковых явлений, с которыми связаны ошибки. На очередном экзамене по практике устной и письменной речи целесообразно учитывать результат этой самостоятельной работы студента при определении оценки.
В заключении кратко остановимся на некоторых путях улучшения самостоятельной работы по подготовке к текущим занятиям по практическим дисциплинам. Эта форма работы требует значительного совершенствования. Назовем лишь наиболее важные его направления, отражающие результаты опроса:
- обеспечение всех основных тем практических дисциплин лабораторными работами; создание и внедрение видеолабораторных работ и обучающих программ для компьютерных классов.
- Необходимо целенаправленно развивать у студентов навыки и умения самостоятельной работы.
- Подготовить специальные пособия по ее методике, сборники упражнений по практическим дисциплинам, ориентированные на активную самостоятельную деятельность студентов.
- Издавать больше книг для чтения на иностранном языке, справочную литературу.
- Наладить выпуск качественных аудиоматериалов с записью речи носителей языка.
- Существенно укреплять материально-техническую базу многих факультетов иностранных языков.
Таким образом, кардинальное улучшение самостоятельной работы по практическому курсу “Иностранный язык требует как значительного совершенствования ее традиционных видов, так и всестороннего развития тех ее форм, разновидностей и приемов, которые ориентированы на формирование самообразовательной компетенции.
Эффективность проведения самостоятельной работы и ее особенностей зависит от профессионально-педагогической направленности практических занятий.