Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом процессе, прежде всего, родителей. В нашем ДОУ этому вопросу уделяется первостепенное внимание, но, как нам кажется, мы еще не сумели активизировать родителей на столько, чтобы их участие в жизни дошкольного учреждения определялось их желанием. А происходит это, на наш взгляд, потому, что у большинства родителей отсутствует активная жизненная позиция по отношению к воспитанию ребенка совместно с детским садом. Зачастую родители не видят в нас источника реализации своих интересов. Кроме этого многие родители очень молоды. Средний возраст мам и пап наших детей – 28 лет. Как правило, у них нет опыта воспитания. Так, из поступивших к нам 69 детей 48 являются первым ребенком и единственным в семье (данные 2000 года). И такие ситуации повторяются из года в год. Не учитывать эти факты нельзя.
Не могут не влиять на качество воспитания социальные, экономические изменения в нашей стране. Быстрый темп жизни, огромное количество рекламы, зачастую ненужной информации выливается на ребенка с экранов телевизоров, радиоприемников, других СМИ. Все это приводит к стрессовым ситуациям, повышает уровень агрессии, что, конечно же, тормозит личностное развитие ребенка, мешает совершенствоваться родителям.
По данным диагностических обследований детей подготовительных к школе групп (2000-2003 гг.) выявлен высокий уровень тревожности (43-46 %, критический уровень 50 %, по методике “Тест тревожности”, авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Одной из причин такого состояния дел являются проблемы во взаимоотношениях детей с родителями, негативные установки ребенка на слова и действия взрослого. Конечно, с детьми и родителями в ДОУ проводится психопрофилактическая и пропедевтическая работа, но она может быть излишне теоретизирована. У нас не было центра совместной деятельности ребенка и взрослого, т. е.не было практической возможности применить имеющиеся знания у родителей и одновременно получить помощь со стороны педагога и психолога. Ведь часто взрослый, уходя с консультации или даже тренинга, забывает о том, как нужно выстроить свои отношения с ребенком дома. В то же время у ребенка нет возможности ощутить позитив родителей.
Для решения этих проблем мы и создали центр семейного творчества в нашем ДОУ.
Цели работы центра:
- Способствовать формированию у родителей позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть.
- Объединить усилия педагогического коллектива и
родителей в развитии ребенка как личности:
- содействовать поддержанию семейных традиций;
- создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями;
- способствовать развитию активной жизненной позиции.
- Вооружить родителей практическими умениями и навыками в развитии и воспитании детей.
Задачи:
- Провести социопсихологическое обследование родителей с целью выяснения их интересов и увлечений.
- Создать условия деятельности в студиях центра (пополнить материалами изостудию, театральную студию, центр психологической поддержки, пополнить оборудования для физического развития).
- Создать родительские творческие группы.
- Разработать план вечеров семейного досуга на полгода.
Содержание работы.
Поскольку деятельность в рамках предлагаемого нами проекта рассчитана на непосредственное участие в ней родителей, нам очень важно знать, что хотят видеть, делать сами родители, к чему у них есть интерес и стремление. Именно они должны были нам подсказать, какие студии возникнут в нашем будущем центре семейного творчества, что умеют и что любят делать мамы и папы, чему они могут научить других. Для этого мы организовали социопсихологический опрос родителей, результаты которого и легли в основу нашей дальнейшей совместной деятельности.
Кроме этого, для нас очень важна информация о современных направлениях организации досуга, которые мы получаем через сеть “Интернет”.
Для того, чтобы еще больше заинтересовать родителей и привлечь их на свою сторону перед началом нового учебного года мы провели родительскую конференцию, на которой была организована выставка родительских и детских работ по интересам (поделки, рисунки, фотоматериалы, сувениры и т.д.). Был организован конкурс на лучшую работу.
Одновременно, проведя анализ результатов социопсихологического опроса, мы наметили направления работы студии, попытались выстроить план работы, основную тематику деятельности в каждой из студии. Этим занимаются руководители студии, которые выбирают себе помощников из числа родителей (по итогам опроса).
Мы проводим работу в творческой мастерской, где собираются любители вязания, плетения и макраме, желающие мастерить поделки из природного, бросового материала, любящие рисовать и лепить, работать с бумагой. Туристический центр собрал тех, кто любит ходить в походы, кто любит природу и готов научить своих детей бережно к ней относиться. Литературная гостиная, которую мы собираемся открыть, станет местом чтения полюбившихся рассказов и стихов, объединит разные поколения (бабушки, мамы, дети) вечными нравственными ценностями. В центре психологической поддержки каждый взрослый и ребенок может получить квалифицированную помощь психолога, пытаться разобраться в себе, изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.
Открытие центра семейного творчества состоялось в торжественной обстановке, родителям и детям вручались призы за лучшие работы с выставки, а затем была предложена возможность познакомиться со студиями семейного творчества и проведены первые занятия.
Впоследствии планируется проводить вечера досуга, где будет объединяться творчество всех студий в разнообразных сценариях.
Руководителями студий стали воспитатели и узкие специалисты детского сада, увлеченные, нестандартные личности, которые смогли заинтересовать родителей и детей, привлечь их на свою сторону, сделать своими союзниками в творчестве.
Новизна нашего подхода в работе с родителями заключается в том, что мы даем родителям возможность:
- проявить инициативу самим (выбрать то направление своей будущей деятельности в студиях центра, которое им интересно, хорошо знакомо, которому они с удовольствием смогут научить других взрослых и детей);
- применять в практике полученные на теоретическом уровне знания, пополнить и обрести умения и навыки воспитания и развития своих детей; сравнить собственные педагогические воздействия и их эффективность и воздействие других родителей, выбрать оптимальные пути взаимодействия со своим ребенком;
- прочувствовать значимость коллективной деятельности в процессе воспитания нравственных ценностей;
- получить личностные приобретения в самосовершенствовании, саморазвитии.
Кроме этого мы планируем работать не только с теми родителями, которые уже привели к нам своих детей, но и с теми, кто только собирается это сделать. Главное в этой работе будет то, что мы попробуем убедить молодых пап и мам в необходимости объединить наши усилия в процессе воспитания и развития ребенка. Для этого мы организуем Дни открытых дверей, где предлагаем посетить группы малышей и старших детей, чтобы родители знали о перспективах развития ребенка, об условиях, которые созданы в детском саду для всестороннего интеллектуального и личностного становления ребят.
Деятельность родителей и детей в центре семейного творчества предусматривает овладение практическими навыками и умениями (например, эффективные способы общения с детьми разного возраста, умение учитывать индивидуальные особенности ребенка и т.д.; например, вязание, вышивание, складывание из бумаги, плетение, создание поделок из природного материала и т.д.; например, навыки туриста – разбивка палатки, разведение костра и т.д.), которые всегда пригодятся в жизни. Отследить овладение вышеуказанными навыками будет возможно на выставках работ студий центра семейного творчества (тематических, персональных, семейных и т.д.), на совместных вечерах досуга, объединяющих творчество различных студий, и на которые могут быть приглашены все желающие (работа с социумом).
Первые полгода (июнь-декабрь) мы рассматриваем, как предстартовую подготовку к “основному забегу” в своей деятельности, как создание условий для постоянной, полноценной деятельности, как этап привлечения и вовлечения родителей в деятельность центра.
Впервые на базе нашего дошкольного учреждения попытаемся открыть группы с кратковременным пребыванием неорганизованных детей дошкольного возраста квартала, тем самым попробуем предупреждать проблемы социализации будущих первоклассников.
В творческих студиях центра дети смогут получить практические умения, обогатить свой внутренний мир, пополнить знаниями свой прежний опыт, научиться общаться с детьми и взрослыми в совместной деятельности. У родителей появится возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, отметить его положительные черты и качества, задуматься о том, над чем еще нужно работать в его развитии, чем и как ему помочь. Проконсультироваться по поводу верности своих действий родители всегда смогут у педагогов и психолога центра.
Для поддержания обратной связи с участниками проекта планируются текущие социопсихологические опросы, которые помогут нам корректировать свою деятельность. Ответственными за эту часть работы будут руководитель проекта и его координатор.
Реализация проекта позволит получить следующие результаты:
- объединение усилий пед. коллектива и родителей в развитии и воспитании детей, повышение эффективности их взаимодействия;
- осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений;
- вооружение родителей практическими навыками и умениями в воспитании и развитии детей;
План работы.
Сроки |
Тема |
Содержание |
Июль | Открытие центра. Фабрика умелых рук “Автопортрет” | Знакомство с программой, целями, задачами центра; изготовление автопортретов из природного материала. |
Август | Фестиваль “Весёлое лето” | Интерактивная программа: концерт детей, выступления родителей, выставка детского рисунка. |
Август | Поход-экспедиция в лес | Экологическая тропа. Фоторепортаж. Сбор природного материала. |
Сентябрь | “Игротека” | Знакомство родителей с “умными играми”; изготовление поделок из природного материала. |
Октябрь | Семинар-тренинг по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. | Организация игр на взаимодействие и сотрудничество; выставка рисуночных тестов. |
Ноябрь | “Здоровейка” | Лекторий и практическое обучение родителей по охране и укреплению здоровья. |
Декабрь | Фабрика умелых рук “Новогодние подарки” | Изготовление игрушек, сувениров, подарков, праздничных блюд. |
Январь | “Моя родословная” | Составление генеалогического древа. |
Февраль | Рыцарский турнир. | Спортивные соревнования с участием пап. |
Март | Музыкально-литературная гостиная | Праздник для мам. |
Апрель | “Как огромен этот мир” (содействие ребёнку в проблемных ситуациях) | Работа по социализации ребёнка. |
Апрель | Поход-экспедиция в лес. | Экологическая тропа. Фоторепортаж. Сбор природного материала. |
Май | Фабрика умелых рук “Весёлые петельки” | Вязание, рукоделие, домашний театр. |
План дополнительных работ.
В перспективе мы планируем:
- Пропедевтическую работу с родителями детей, которые планируют привести своего ребенка к нам в детский сад (посещение на дому, приглашение в детский сад, в творческие студии центра).
- Открытие групп кратковременного пребывания детей квартала.
- Сотрудничество с ТОСами (взаимопосещение, организация выставок, концертов, проведение совместных акций).
- Творческие контакты с ДОУ, школами, учреждениями дополнительного образования города.