Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет "Давай почитаем!"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время создано достаточно много программ эмоционально-личностной направленности для детей дошкольного возраста. Все эти программы носят коррекционно-развивающий характер. Но возрастной минимум, заявленный в программах – 3 года. Не охваченными коррекционно-развивающей работой оказываются дети ясельных групп, на данный момент чаще это дети третьего года жизни.

Третий год жизни ребенка характеризуется:

  • началом возрастного кризиса (проявлениями упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности),
  • появлением формы речевого общения,
  • ситуативно-деловой формой общения со взрослым (по М.И.Лисиной), центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность (по Д.Б.Эльконину),
  • эмоционально-практической формой общения со сверстниками,
  • изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре,
  • слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения,
  • психофизическими особенностями – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.

Все эти особенности требуют сопровождения развития ребенка со стороны педагога-психолога, определяют содержание, структуру и методологию данной программы.

Цель программы: формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения.

Задачи программы:

  • развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,
  • обучение детей речевым и неречевым формам общения,
  • обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения,
  • способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,
  • формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы,
  • развитие игровых навыков,
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения,
  • развитие мелкой и общей моторики, координации движений.

Предполагаемый результат:

  • снижение степени появления эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, возбудимости,
  • формирование адекватного понимания эмоционального состояния сверстников и взрослых,
  • эмоционально-благоприятная обстановка в группе.

Структура программы.

Программа рассчитана на 24 занятия.

Занятия сгруппированы в три раздела:

  • “Я сам” – 9 занятий,
  • “Я и другие дети” – 8 занятий,
  • “Я и взрослые” – 7 занятий.

Предположительный период проведения: октябрь-апрель, начало занятий после окончания периода адаптации у большинства детей.

Количество занятий в неделю – 1.

Необходимые условия проведения занятий:

  • согласие родителей на участие ребенка в занятиях по программе,
  • отдельное помещение (комната) со стульями и столом, наличие достаточного свободного пространства для перемещения педагога и детей, соответствие санитарно-гигиеническим нормам,
  • добровольное участие ребенка в занятии,
  • безоценочность занятий,
  • продолжительность занятия: 10-15 минут.
  • наполняемость группы: 3-4 ребенка.

Методология программы.

Выбор чтения произведений детской литературы как ведущего метода данной программы обусловлен соответствием ситуации чтения форме общения со взрослым (ситуационно-деловое), свойственным данному периоду развития, возможностью получения эмоционального отклика на поведение героев произведений, многие из которых иллюстрируют поведенческие особенности данного возраста и, в итоге, предлагают адекватные формы поведения.

Занятие начинается с прослушивания произведения детской литературы. Педагог читает книгу, располагаясь рядом с детьми, а не напротив, что позволяет приблизить ситуацию занятия к домашнему чтению. По этой же причине используются только книги стандартного размера, не используется книги  –  демонстрационные пособия.

При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:

  • доступность содержания возрасту детей,
  • сюжетный характер произведения,
  • наличие ярких иллюстраций, отражающих эмоциональное состояние героев,
  • небольшое количество текста на одной странице.

После прочтения произведения могут быть использованы следующие формы работы:

  • рассматривание иллюстраций,
  • описание эмоционального состояния героя (выбор подходящего слова из предложенных педагогом),
  • ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи,
  • поиск героев (по заданным характеристикам – по имени, по производимому действию, по настроению), поиск объектов (по цвету, форме, размеру) на иллюстрации,
  • звукоподражательные упражнения.

Во второй части занятия детям предлагается игра, по содержанию связанная с темой произведения, это может быть: игра-имитация, коммуникативная игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная упражнение.

Диагностика

Учитывая трудности диагностики поведенческих и личностных особенностей детей третьего года жизни, ограниченность выбора диагностических методик, выраженную зависимость проявления особенностей поведения от средовых факторов (разница поведения дома и в детском саду), для отслеживания динамики используется метод экспертной оценки, где в качестве экспертов выступают педагоги детского сада и родители. Определены параметры оценки и шкала выраженности этих параметров (модификации анкеты “Что нам мешает?” [9] представлены в Приложении 1, Приложении 2). При проведении обработки экспертных оценок можно выявить:

  • наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам для каждого ребенка),
  • условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в экспертных оценках членов семьи и педагогов), например, может оказаться, что те или иные качества проявляются только дома, значит, вероятно, их проявлению способствуют семейные взаимоотношения и местом приложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья, или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей способствует обстановка в детском саду;
  • наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы), эти данные могут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной группой детей при проведении фронтальных занятий;
  • детей “группы риска” (дети, набравшие наибольшие суммы баллов, по всем критериям, во всех экспертных оценках);
  • детей, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности (набравшие наибольшее количество баллов в экспертной оценке педагога), такие данные могут помочь в определении индивидуального подхода к ребенку, когда педагог, имеющий наименьшие трудности во взаимодействии с ребенком, берет на себя большую часть индивидуальной работы, воспитательного воздействия, чтобы улучшить результативность педагогических мероприятий.

Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май. Сравнительный анализ данных показывает динамику развития эмоционально-личностной сферы детей.

Взаимосвязь с участниками образовательного процесса

С целью усиления коррекционно-развивающего эффекта занятий воспитателям предлагается использование игр, предусмотренных программой, в частично-регламентированной деятельности. Книга, прочитанная на занятии, выставляется в книжном уголке группы на неделю для самостоятельного рассматривания детьми.

Родители информируются о достижениях ребенка через дневники взаимосвязи, для ознакомления в приемной группы имеются информационные листы с описанием игр программы, предлагаемых для организации свободного времени ребенка дома.

При проведении индивидуальных консультаций определяется тип темперамента ребенка с помощью опросника [6], формируются индивидуальные рекомендации по преодолению и предупреждению выраженных проявлений кризиса 3-х лет. При необходимости или по желанию родителей из библиотеки психологического кабинета детского сада подбирается и выдается на дом литература по вопросам возрастной психологии и педагогике, например: О.Н.Козак “Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет” (СПб., 1999), Е.К.Лютова, Г.Б.Монина “Проблемы маленького ребенка” (СПб, 2003).

Возможный вариант взаимодействия с семьей – приглашение родителей на занятия, в этом случае психолог демонстрирует средства и способы общения с детьми, приемы развития эмоционально-личностной сферы.

Программное содержание

 


занятия

Название произведения, выходные данные

Используемые игры

I. Раздел “Я сам”

1

К.Р.Овсепян. “Я иду в детский сад” (М., 2002) К/и “Это я. Узнай меня” [6]

2-3

Л.Генденштейн. “В гостях у зайки” (М., 1999) К/и “Мой хороший попугай” [6]

4-5

Л.Павлова. “Зайка и солнышко” (М., 1999) П/г “Осенние листья” [4], д/у “Листопад” [4], и/и “Дожди”[8]

6

Р.А.Юдина. “Зайка болеет” (М., 1998) К/и “Зайка” [6]

7

Б.Эльшанский. “Чужой” (М., 2000 ) К/и “Волшебное зеркало” [6]

К/и “Покажи нос” [1]

8

О.Тихомиров. “Кто взял конфету” (М., 2000) П/и “Улитки” [5]

9

Б.Эльшанский. “Бунт игрушек” (М., 1994) П/г “Котята” [2]

II. Раздел “Я и другие дети”

10

И.Токмакова. “Кто у нас малину съел” (М., 2003) П/г “Апельсин” [4]

11

З.Александрова. “Мишкины соседи” (М., 2003) П/г “Пять малышей” [4]

12

Т.Зотов. “Новогодняя сказка” (Ростов-на-Дону, 1992) П/г “На елке” [4]

13

В.Степанов. “Кто как ходит” (М., 2003) И/и “Хоровод” [8]
П/г “Топ – топ – топ” [2]

14

“Мишка и мышка” Литовская народная сказка (Минск, 2003) К/и “Ищу друга” [6]
И/и “Мышка и мишка” [6]

15

В.В.Гербова. “И так, и вот так” (М., 2002) П/и “Иди по дорожке” [5]

16

Г.Сапгир. “Мой друг-зонтик” (М., 1994) П/и “Карусели” [6]

17

В.Карпинский. “Верное средство” (М., 1992) Д/у “Снегопад” [4]
П/и “Как было” [5]

III. Раздел “Я и взрослые”

18

Б.Лема. “Где моя мама?” (Минск, 2001 г.) И/и “Наседка и цыплята” [8]

19

Е.Полещенкова. “Малыши” (Минск, 2003) И/и “Большой-маленький” [8]
П/г “Гости” [4]

20

С.Михалков. “Трезор” (М., 1994) К/и “Дождик” [6]

21

С.Прокофьева. “Сказка про маму” (Назрань, 1998 г.) П/и “Поймай зайчика” [6]

22

“Упрямый слоненок” Африканская народная сказка (Минск, 2003) П/и “Липучка” [6]

23

К.Ушинский. “Умей обождать” (Минск, 2003) П/г “Скворчата” [2]
К/и “Улитка” [6]

24

С. Прокофьева. “Сказка о невоспитанном мышонке” (Назрань, 1998) П/и “Самолеты” [6]

Сокращения:

  • д/у – дыхательное упражнение,
  • и/и – игра-имитация,
  • к/и – коммуникативная игра,
  • п/г – пальчиковая гимнастика,
  • п/и – подвижная игра.

Конспект занятия № 21

1. Приветствие.

– Эй, ребятки, что стоите?
Почитать ко мне бегите (пауза).
Сядем все мы вместе в круг (пауза).
Справа друг и слева друг (жест педагога:   рукой/глазами/головой).
“Добрый день!” – я вам сказала.
“Добрый день!” – ответьте вы (большая пауза).
Вот как много у нас стало
Теплоты и доброты!

2. Чтение книги “Сказка про маму” С.Л.Прокофьевой (Назрань, 1998)

Вопросы по ходу чтения книги:

– Рассмотрите комнату зайчиков. Что собираются делать зайчики? Что мама приготовила сыну на обед?
– Почему заплакала мама?
– Почему плачут волчата?
– Как зовут детей у мамы Кошки? Мамы Лягушки? Мамы Коровки?
– Почему волчата обрадовались?
– Ребята, кому нравится мыться с мылом?
– Почему плачет зайчонок?
– Какого цвета кофточка у девочки? Штанишки у Зайчика?
– Кто заглядывает в окошко домика?
– В этом ли доме живет зайчиха? Почему, нет?
– Сколько мышек живет в этом домике?
– Что приготовила мама-Зайчиха волчатам?
– Покажите на картинке грустного, злого, веселого? (Вывод: все обрадовались.)
– Как звали девочку, которая помогла Зайчонку найти маму?
– Кто из этих животных не встречался в книжке? (На доске выставлены предметные картинки: заяц, волк, белка, птица)

3. Игра “Поймай зайчика” [6].

Педагог показывает детям солнечный зайчик на стене: “Кто это к нам пришел поиграть? Да это же зайчик, да только не простой, а солнечный!

Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…”

Педагог обращает внимание детей на то, как он прыгает, замирает, потом неожиданно убегает. Затем предлагает детям догонять зайчика, иногда давая им возможность ловить его.

Иногда зайчик прячется. В этом случае педагог говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку. Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. “Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он спрятался под стол…Ой! Он прыгнул на диван…Ловите его, ловите скорее!” Когда дети наиграются, зайчик прощается и убегает домой – к солнышку.

Литература

  1. Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, СПб., 1993.
  2. Т.Ю.Бардышева. Забодаю, забодаю!, М., 1999.
  3. М.К.Борисенко, О.Е.Камышникова. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста, СПб., 2002.
  4. Е.Н.Краузе. Логопедия, СПб, 2002.
  5. О.Н.Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет, СПб., 1999.
  6. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства, СПб, 2003.
  7. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Проблемы маленького ребенка, СПб, 2003.
  8. В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников, М., 2000.
  9. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения, СПб, 1998 г.

Приложение 1.

Экспертная педагогическая оценка

Шкала оценки:

0 – не проявляется вообще;
1 – проявляется иногда;
2 – проявляется часто;
3 – проявляется всегда/почти всегда

Эксперт _______________________
Группа ________________________

Ф.И. ребенка

Отсут
ствие навыков общения

Завыше
нное мнение о себе

Драчли
вость

Застенчи
вость

Неуверен
ность в себе

Обидчи
вость

Плакси
вость

Замкну
тость

Возбуди
мость

Медли
тель
ность

Упрям
ство

Пассив
ность

Другое

1

                                         

2

                                         

3

                                         

4

                                         

5

                                         

6

                                         

7

                                         

8

                                         

9

                                         

10

                                         

11

                                         

12

                                         

13

                                         

14

                                         

15

                                         

Дата _______________________

Приложение 2.

Дорогие родители!

Обращаемся к Вам с просьбой помочь в сборе сведений о Вашем ребенке.
Изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми поможет определить индивидуальный подход к ребенку, повысить результативность воспитания и предупредить многие трудности в развитии личности.

Анкета “Что мешает Вашему ребенку?”

Ф.И. ребенка _________________________________________

Варианты ответов

Отвечающие взрослые
                    
Отсутствие навыков общения                     
Завышенное мнение о себе                     
Драчливость                     
Застенчивость                     
Неуверенность в себе                     
Обидчивость                     
Плаксивость                     
Замкнутость                     
Возбудимость                     
Медлительность                     
Упрямство                     
Пассивность                     
Что еще (запишите)                     

Шкала оценки:

0 – не проявляется вообще
1 – проявляется иногда
2 – проявляется часто
3 – проявляется всегда/почти всегда