Задачи:
- развитие ловкости, чёткости, координации движений, чувства ритма, выразительности пластики, быстроты реакции;
- выработка правильной осанки;
- умение понимать друг друга без слов, с помощью движений, умение общаться, сопереживать и помогать друг другу;
- развитие творческого воображения.
Время проведения: первая половина дня
Место проведение: музыкальный зал
Оборудование: ТСО (аудио –магнитофон, фортепьяно)
Предварительная работа: дети, используя предложенные ключевые слова, сочиняли свои истории. На основе лучшей истории и построен урок.
Ход урока
Вводная часть.
Дети вбегают в зал на полупальцах, руки слегка согнуты, большим и указательным пальцам взяться за край юбки (девочки), у мальчиков руки на поясе.
Поклон (ноги по 1-ой позиции, правая нога в сторону на носок тяжесть корпуса на левой ноге, через вторую позицию перенести тяжесть тела на правую ногу, левую поставили на носок, закрыли в 1–ую позицию (девочки плие), (мальчики наклон головы), тоже с левой ноги.
Педагог: – Привет! Вы любите петь, играть, а танцевать? Тогда торопитесь, наше весёлое занятие начинается!
Основная часть.
Разминка:
Педагог начинает рассказ:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил был отец и был у него единственный сын Иван. И решил отец его женить. Вышел Иван в чисто поле, натянул тетеву, и улетела стрела неизвестно куда. (Дети имитируют стрельбу из лука).
- И пошёл Иван её искать. (Дети идут, маршируют, ходьба с высоким подниманием бедра, носок оттягивается вниз –в пол).
- Идёт, смотрит по сторонам, всему удивляется. (И.п.: ноги по 6 позиции, руки на пояс. 1) повороты головы вправо –влево; 2) а) – поворот головы вправо б) поднять подбородок, поворот влево; 3. наклоны головы в право, в лево; 4) подъем правого плеча, опуская при этом левое, опускать правое плечо, поднимая при этом левое; 5) подай плечи вперёд, отведи плечи назад, постараться при этом соединить лопатки).
- Вокруг растёт большая, высокая трава (И.п.: 1) стоя, ноги врозь, пальцы рук переплетены, ладони на голове, локти отведены назад. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; вернуться в и. п. 2) поднимая руки над головой, встать на носки, опуститься в полуприсед, колени разведены в стороны; снова поднимаясь на носки, вернуться в и. п.).
- А дорога дальняя, всё страшней ему становится. Лес гуще, дремучей, деревья большие, а ветер то усиливается, то затихает. (И. п.: ноги по 6 – ой позиции, руки в подготовительном положении и импровизируем: мы деревья. Ноги – это ствол, а руки – это ветви.)
- Два дня ходил он по лесам по горам, а вокруг птицы разные летали и песни пели. (“Перепёлочка”. И.п.: ноги по 6 – ой позиции, руки в подготовительном положении – это крылья. 1) поднимая правую (левую) руку, через строну вверх; 2) то же что и 1 с добавлением плие. 3) на полупальцах кружимся вокруг себя, руки через стороны вверх - вниз. 4) поворачиваемся лицом друг к другу, шаг в сторону плие, рука правая вверх – вниз одновременно, шаг обратно левая рука вверх – вниз, меняемся местами. Поворачиваемся лицом к зрителю. Правая рука вверх, присели на левую ногу, а правую, согнув в колени, подняли вверх, оттянув носок вниз, то же с другой ноги – руки. Поворот на полупальцах вокруг себя руки вверх – вниз).
- А на третий день зашёл Иван в вязкое болото. Смотрит – сидит там лягушка–квакушка, его стрелу держит. Иван хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит: (Исполняется комбинация “Лягушка”).
Лягушка: - Ква- ква. Иван, поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван и говорит: - Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
- Возьми, Иван, жалеть не будешь!
Подумал – подумал Иван, взял Лягушку – Квакушкку, завернул её в платочек и принёс к себе домой. Пришли они домой, а дом был старый, и жить в нём было невозможно. Батюшка и говорит: Ну сынок прежде чем свадьбу играть надо бы ремонт сделать, а то , где гостей принимать будем.
Сидит Иван невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- “Ква – ква, Иван” – говорит лягушка. Что ты запечалился?
- Надо дом отремонтировать, а как и из – чего даже представить не могу.
- Не тужи Иван ! Ложись – ка лучше спать – почивать утро вечера мудренее!
Уложила она его спать , а сама пошла, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Алёнушкой, взмахнула рукой, как к ней на помощь пришли её помощники. (Исполняется комбинация “Маляры”И. п. стоят по 6 позиции, правая согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая на поясе. Вступление – подъём на полупальцы и наклоны головой вправо, влево. 1. 1 куплет: на слова “Мы побелим потолок…высок” – руки вытянуть вверх, обеими руками имитировать движения “красим потолок”. 2 предложение, и.п. – руки в стороны, ноги врозь. На слова “В доме каждая стена должна” – тянуться вправо – влево за руками, перенося вес тела с правой на левую ногу – в соответствии с ритмом музыки на каждый счёт. На повторение слов “быть” – правая рука вперёд, “должна” – левая рука вперёд, “должна” – руки на пояс, 2 “пружинки”. Припев: 1 фраза(“Всё –у…”):2 раза правую ногу на пятку на прыжке и в И.П. Руки одновременно раскрываются ладонями вперёд и И.П.; “…ме – ем” - то же левой ногой; 2 фраза: “И без лишних разговоров” - повторение движений 1 – й фразы; 3 –4 фразы (“И заменим штукатуров, полотёров”): кружение на подскоках на месте, руки внизу энергично двигаются;5 фраза: (“а маляров и плотников”): несколько мелких шагов к вперёд, руки плавно вверх, на акцент в конце фразы – также притоп правой ногой и хлопок в ладоши; 6 фраза (“ и других работников”): несколько шагов спиной назад в линию, руки плавно вниз, на акцент в конце фразы – также притоп правой ногой и хлопок в ладоши; 7 фраза: повторяем 5 фразу; 8 фраза: повторяем движения 6 – й фразы. Проигрыш: из линий перестраиваемся подскоками в круги и возвращаемся на свои места. 2 куплет: 1 фраза: “И обои есть у нас” – правую ногу на пятку, наклон к правой ноге, “Моталочка” –вращательные движения согнутыми в локтях руками вправо – вниз; “есть у нас, есть у нас” –выпрямиться; “Хватит даже про запас” – то же влево; “Про запас, про запас” - выпрямиться. 2 предложение. 1 фраза: “Под рукой” – руки вверх, встать на носки; “Найдётся клей” – присесть, руки к полу; 2 фраза: “С песней клеить веселей” – повторить движения 1 – й фразы. На слог Ве –правая рука вперёд, - се –левая рука вперёд, - лей –руки на пояс, 2 “пружинки”. Припев: движения повторяются. Проигрыш: тоже самое. 3 куплет: 1 фраза (“мы мастикой пол натрём, пол натрём, пол натрём”) – имитация движения “натирка пола” -энергичные движения правой ногой, левая неподвижно на полу, кисти сжатые кулаки, двигаются синхронно с правой ногой; 2 фраза (“чтоб себя там видеть в нём, видеть в нём, видеть в нём”)- то же другой ногой; 3 фраза (“Чтоб пальто повесил гость”) – имитация движений “забиваем гвозди” – кулак правой руки ударяет по кулаку левой руки; 4 фраза (“ мы забьём у входа гвоздь”) – повторить движения 3 – й фразы, поменяв положение рук; на слова “Гвоздь, гвоздь, гвоздь!” - энергичные удары кулаком по кулаку – 3 раза соответственно словам и музыке. Припев: повторить соответственно музыке и тексту. Проигрыш – повторить тоже самое. ).
Утром будет Аленушка -лягушка Ивана. (Исполняется комбинация “Комаренская”. И.п. ноги в обратной первой позиции, голова опущена к правому плечу, делаем вид, что спим. 2 раза поднимается правое плечо трём глаза, голову опускаем к левому плечу. 2 раза поднимаем левое плечо, трём глаза. Голову опускаем вперёд – 3 раза поднимаем оба плеча. Руки разводим в стороны удивляемся и прячем руки за спину. Открываем носок правой ноги смотря на него приседаем по 1 – ой позиции руки в стороны и возвращаемся в исходное положение, то же с левой ноги. Остаёмся в 1 – ой позиции, руки за спиной. Поворачиваем пятку правой ноги в сторону и приседаем в обратной первой позиции, руки в сторону, тоже с левой ноги. Правая рука в сторону , а левая согнута в локте за головой, ноги в 1 – ой позиции. Происходит смена рук, затем смена рук, но уже поднимаясь на полупальцы. Поворачиваемся вокруг себя. Садимся на пол, ноги согнуты в коленях, хлопаем руками по ногам, кладём ноги на ширине плеч, и сгибаем правую ногу и ту же руку за голову, а потом левую ногу и руку, затем две ноги и руки одновременно – 2 раза). Встаём и начинаем бег на месте, хлопаем руками по коленям при этом стараемся их высоко поднимать, кружимся вокруг себя. Остановка, ноги 1-й позиции, а руки в сторону.)
Глянул и диву дался: никогда такого не видывал!
- Ну, теперь можно и гостей приглашать, да, свадьбу праздновать. Гости приехали не только со всех волостей, но и из три девятого царства – государства заморская леди Мэри. (Чтение стихов. Отбив ритмический рисунок руками и ногами.)
У маленькой Мэри Большая потеря: Пропал её правый башмак. |
Прохлопайте руками 7 раз |
В одном она скачет, И жалобно плачет, - Нельзя без другого никак! |
Протопайте ногами 7 раз |
Но, милая Мэри, Не плачь о потере. |
Пройди вперёд на 4 шага |
Ботинок для правой ноги Сошьём тебе новый |
Прохлопайте руками 3 раза |
Иль купим готовый, | Пройдите назад на 4 шага |
Да только смотри – береги! | Прохлопайте руками 3 раза |
- Она приехала и привезла с собой прекрасные цветы “Колокольчики”.
Колокольчик голубой, Поклонился нам с тобой. Колокольчики – цветы. Очень вежливы, а ты? |
Прохлопать руками 4 раза Протопать ногами 4раза Прохлопать руками 4 раза Протопать 3 раза, показать друг на друга пальцем. |
- На этот пир пришло много гостей, стали они приветствовать друг друга, да, танцевать. (И.п. стоят лицом друг к другу, руки опущены вниз. 1 –ые делают плавное. медленное движение руками, как бы говоря: “Здравствуйте”, а 2 – ые отвечают резкое движением, как бы отвечая: “До свидания!”. 1 –ые меняются парами , а 2–ые кружатся вокруг себя. И так, пока опять не придут к своим парам. Прыгают по 6 – ой позиции руки открывают 2 раза вперёд и 2 раза назад, руки закрывают на пояс. В парах меняются местами лёгким бегом. Возвращаются на свои места, делают прыжок, руки в сторону, прыжок, обнимаются.)
Комбинация с элементами русского танца. Девочки с платочками, а мальчики “мячик по 6 – ой позиции”, “ Крокодильчик” - присядки.
Заключительная часть.
- И решил Иван узнать из чего же сделана его красавица жена Алёнушка. (Танцевальный этюд “Выяснение отношений”)