Пояснительная записка
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т.к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей к систематическому обучению, поэтому переход от дошкольного к школьному детству в возрастной психологии характеризуется, как кризисный период.
Начало обучения связанно с коренной ломкой жизненных стереотипов ребенка. Меняется социальная ситуация развития, тип общения его с окружающими, ребенок осваивает новые социальные роли, правила поведения в школе.
Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению первоклассников в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.
Основное содержание комплексной программы.
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С.Мухиной, Ч.А.Измайлова, Р.М.Рахматулиной, О.В.Хухлаевой, М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И.Копытина, Г.А.Бреслава, Г.Л.Лендера, Н.М.Погосовой и др.)
Общая характеристика.
Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы у детей основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое &qbot;Я&qbot;. Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.
Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими (см. приложение№1). Для этого необходимо вспомнить понятие, которое в психологии носит название &qbot;эмоциональный барьер&qbot;.
Эмоциональный барьер – ситуация, когда человек не может реально совершать эффективные действия. Он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основанием которых является эмоция, возникшая в результате неуспешного действия. Эмоциональный барьер может возникнуть как в общении, так и в индивидуальных действиях ребенка.
Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.
Мы полагаем, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.
Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами. Поэтому возраст от 5 до 10 лет называют &qbot;золотым веком&qbot;, детского рисунка. И в старшем возрасте, несмотря на развитие устной речи, процесс рисования также помогает самораскрытию личности.
В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.
Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.
Основные задачи.
1. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.
2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
4. Способствовать творческой самореализации.
5. Обогащать репертуар социальных навыков.
6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.
7. Учить доверять себе и другим людям.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20 до 60 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.
Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.
В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс.
Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.
Правила проведения занятий.
Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.
Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, надо самому увлечься.
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла о страхе или жадности).
Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.
Нужно заранее обговорить, что любой из учеников всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Руководитель может сказать примерно следующее: &qbot;Разреши себе попробовать. Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз, и если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно хочешь отказаться от работы&qbot;.
Материалы к занятиям.
Выбор учеником материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.
Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими.
У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем ученикам, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.
Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.
Примерное планирование занятий
шаг | Содержание | Ход занятия | Подведение итогов |
1 | Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом. | Упражнение “импульс”, работа с
пиктограммами (радость, огорчение, гнев,
удивление, стыд). Упражнения “Гномы”, “Зеркало”. |
Происходит по вопросам:
|
2 | Снять психическое напряжение; учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости” | Игра “Четыре стихии”, Игра “Снег” с музыкальным сопровождением. Изображение эмоции радости. |
Какое состояние вы испытали на занятии?
|
3 | Снять психическое напряжение; учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”. | Упражнение “Повтори позу”. Зачитывается отрывок “Фокус” или “Пятерка”. Рисуем пальчиками рук эмоцию “удивления”. |
|
4 | Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес” | Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка” |
|
5 | Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”. | Игра “Бип”, этюд “Писк гуся”, этюд “Царевна лягушка”, аутотренинг-расслабление “На зеленной траве” под музыку. |
|
6 | Снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”. | Упражнение “Забавные человечки”, упражнение “Будь внимателен!”, этюд “Ой-ой! Живот болит”, “Маленькая обезьянка”. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”. |
|
7 | Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”. | Игра “Льдинка”, “Фотография”. Аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”. |
|
8 | Снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”. | Игра “Разведчики”, упражнение “Соленый чай”, “Грязная бумажка”. |
|
9 | Учить распознавать и изображать “гнев”. Активизировать ассоциации детей. | Игра “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”. Этюд “Гневная гиена”, “Хмурый орел”. Аутотренинг под тихую музыку. |
|
10 | Снятие мышечного напряжения. Учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”. | Игра “Узнай по голосу”. Этюд “Провинился”, “Стыдно”. Упражнение “Танец клоуна”. |
|
11 | Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей; Учить изображать эмоцию “страха”. | Игра “Путаница”. Этюд “Лисенок”, “Один дома”. Игра “Ручеек”. |
|
12 | Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность. | Упражнение “опаздывающее зеркало”. Игра “Поза и норма”. Упражнения “Тень”, “Мусорное ведро”. |
|
Психогимнастические упражнения. (Этюды)
Содержание этюдов не читается детям, ситуация
эмоционально пересказывается. Это лишь основа
для создания множества вариантов на заданную
тему. Можно, например, проиграть ситуацию,
которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет
из прочитанной сказки.
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.
Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.
Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава танцует. Дети под музыку стараются показать танец царевны.
У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).
Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена ждет, когда обезьяна, обессилив от голода и жажды, спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.
Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.
Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?
Игры.
Четыре стихии: Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: на слово земля, все должны опустить руки вниз, на слово вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Снег: Дети получают по листу бумаги, из которой они в течение трех минут делают снег. Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои снежинки, стараясь засыпать ими как можно больше окружающих. По окончанию ведущий подводит итог: дети испытали радость, и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.
Ошибка: Каждый раз, когда ведущий ошибается при назывании игрока, остальные удивляются.
Путаница: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок. Ведущий должен его распутать. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего.
Гусеница: Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шары. Самый первый ведет остальных змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.
Бип: Дети сидят на стульчиках в кругу. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, то тот, кого назвал, говорит: &qbot;бип&qbot;.
Повтори позу: Ведущий по очереди изображает эмоции, которые были темами уроков.
Рисуем настроение.
Детям могут предлагаться следующие варианты занятий:
- Выполнить рисунок на тему &qbot;Мое настроение сейчас&qbot; (с этого задания можно начинать каждое занятие).
- Ребенок рисует эмоцию, какую захочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
- Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
- Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.
Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки; нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.
Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики – одинаковые машины).
При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного (абстрактного) рисования.
Литература:
- Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
- Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
- Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
- Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
- Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
- Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
- Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь &qbot;особому&qbot; ребенку. СПб., 2001г.
- Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
- Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
- Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
- Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
- Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.
- Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
- Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.
- Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.
Приложение №1. (назад)
Шкала эмоций К. Изарда. (модификация С.И.Калинина).
Основная эмоция |
Градация основной эмоции |
Синонимы |
Радость |
Удовольствие – радость – ликование |
Отрада, удовольствие, наслаждение, блаженство, счастье, восторг, упоение, |
Удивление |
Удивление – изумление – поражение |
Не верить своим глазам, диву дивиться. |
Интерес |
Внимание – интерес – увлечение. |
Заинтересованный, занимательный, любопытный, фиксировать, вникать сосредоточиться. |
Горе |
Печаль – уныние – горе |
Подавленность, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть. |
Гнев |
Раздражение – гнев – ярость |
Злость, недовольство, возвышение, бешенство |
Страх |
Испуг- страх – ужас |
Боязнь, трепет, жуть, беспокойство, тревога |
Стыд |
Застенчивость – робость – стыд |
Сожаление, раскаяние, смущение, конфузия. |
Отвращение |
Неприязнь – отвращение – омерзение |
Чувство брезгливости, гадливости. |
Презрение |
Презрение - пренебрежение – надменность |
Напыщенность, спесь. |
Спокойствие |
(это эмоциональное состояние в шкале Изарда отсутствует) |
Тихий, безмятежный, невозмутимый, хладнокровный, умиротворенный |