Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Лингвистическая экспедиция в страну Имен прилагательных"

Разделы: Русский язык


Звучит музыка песен на школьную тему

Цели урока:

  • повторить раздел “Имя прилагательное” в форме занимательной игры;
  • закрепить орфографические навыки учащихся;
  • способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование: карты-схемы по теме “Имя прилагательное”, таблицы с заданиями по данной теме.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Сообщение целей и задач урока.

Учитель. Обратите внимание на эпиграф: (плакат с эпиграфом крепится на доске)

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи пойдет разговор на нашем уроке?
В качестве лингвистической экспедиции мы долго путешествовали по улицам, переулкам и площадям удивительной страны. Мы узнали, что она располагается между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Эта огромная страна по количеству жителей (употребляемых слов) занимает третье место (после Существительного и Глагола). А сегодня наша лингвистическая экспедиция завершает работу в этой стране, так как получен необходимый запас знаний и умений по этому разделу, которые нужно сегодня повторить и обобщить.
Какова же тема нашего урока?

Учащиеся сами формулируют тему урока, она записывается на доске учителем, в тетрадях – учениками.

III. Актуализация знаний.

Учитель. Но мы знаем, что удивительная страна еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам. Для того, чтобы нам в дальнейшем было легко ориентироваться в этой стране, цель нашей экспедиции – составить книгу “Путеводитель по стране Имя прилагательное”.
Вот, например, “Путеводитель города Пушкина” (показывает). Предлагаемое издание, содержащее планы, схемы и краткие сопроводительные тексты, поможет с наименьшими затратами времени ознакомиться с главными достопримечательностями этого города. Вы сегодня выступаете в качестве редакторов, художников, корректоров этой книги.
Объясните значение слов: корректор, редактор, художник.

1-я страница.

Учитель. Вот портрет имени прилагательного.

– Почему эта часть речи имеет такое странное название? Кто является ее вечным спутником? Что обозначает прилагательное?

    1. предмет
    2. признак
    3. действие

– Назовите правильное утверждение: Имя прилагательное – это часть речи, которая:

    1. не изменяется
    2. спрягается
    3. изменяется по родам, числам и падежам.

Укажите неверное утверждение:

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
2. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3. Все прилагательные имеют степени сравнения.
4. В предложении обычно бывают определениями.

Учитель. Посмотрите на первую страницу нашего путеводителя. Какие дополнения необходимо внести в нее? Как определить безударное окончание имени прилагательного? Глядя на таблицу, укажите столбик А, Б, В, в котором окончания соответствуют пропущенным в данных словах:

А Б В

В летн… ночь
Колюч… ежа
В свеж… воздухе
На горяч… песке
От жарк… солнца
Ранн… утро
У больш… дуба

ею
иво
ом
им
ова
ие
ова
юю
его
ем
ем
ого
ее
ого
ию
иго
им
ом
ово
ии
ога

2-я страница.

Учитель. Какие по значению выделяются разряды имен прилагательных?
– Что обозначают прилагательные каждого разряда?
– К какому разряду относятся прилагательные, представленные на 2 странице нашего путеводителя?

Рекламная пауза.

Учитель. Какому разряду прилагательных она посвящена?
– Выпишите 5 прилагательных, используемых в рекламе.

    РЕКЛАМА

Каких только прилагательных ты не найдешь здесь. Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. Каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше? У кого меньше? Мир этих прилагательных, таких непохожих и ярких, безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественней?

Дети называют записанные прилагательные, указывают разряд.

Учитель. Докажите, что это качественные прилагательные.
– Подберите 3 относительных и 3 притяжательных. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.

3-я страница.

Учитель. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
– На какие две группы делятся степени сравнения?
– Как образуются степени сравнения?
– Внесите необходимые дополнения на 3 страницу путеводителя.

    Игра “СТОП”

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы ученики должны хлопнуть в ладоши и исправить ошибку:

Строгий – строгайший;
Добрый – добрейший;
Тихий – тихайший;
Храбрый – храбрейший;
Глубокий – глубокайший;
Богатый – богатейший;
Высокий – высочайший;
Редкий – редкайший;
Вечерний – вечернейший;
Верблюжий – верблюжайший.

4-я страница.

Учитель. О каких прилагательных пойдет речь дальше, вы узнаете, прослушав стихотворение.

В сказке девочка жила.
Как она была мила!
Как она была мала!
Как умна она была!

Ответ учащихся.

Учитель. Что вы знаете о жизни кратких прилагательных?
– Что надо знать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий? Внесите изменения на страницу.

Учитель. Графический диктант.

Стричь, горяч, горечь, туч, рожь, схож, нищ, хорош, сушь, нож

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ь ь ь ь

Учитель. Продолжаем разговор о правописании шипящих. Скажите, какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании гласных о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных?
На дом вам было задано составить на карточках текст диктанта для сборника удивительных диктантов на тему: “Правописание о и е после шипящих в прилагательных”

Устная проверка выполнения домашнего задания.

5-я страница.

Учитель. Продолжаем разговор о кратких прилагательных.
– Правописание каких суффиксов прилагательных связано с краткой формой?
– Внесите необходимые дополнения на 5 страницу нашего путеводителя.

Учитель. Глядя на таблицу, выпишите слова, где надо писать суффикс -ск-:

Немец…ий
Француз…ий
Белорус…ий
Дерз..ий
Турец…ий
Матрос…ий
Ткац…ий
Сибир…ий
Уз…ий
Рус…ий
Июнь…ий
Низ…ий

6-я страница.

Учитель. Что вам известно о правописании н и нн в прилагательных?
– Все ли отражено в данной схеме:

Учитель. Запишите, объясняя графически, сколько н пишется в словах:

Песчаный берег, целинный урожай, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, чугунный рельс, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол, звериный взгляд.

Проверка осуществляется с помощью Папки-контроля.

7-я страница.

Учитель. Правописание какой приставки у прилагательных вызывает сомнение?
– Объясните правописание не с прилагательными, обращая внимание на 7-ю страницу.

Учитель. К данным существительным нужно подобрать подходящие по смыслу прилагательные с не и записать.

Работа (неудовлетворительная)
Котлета (невкусная)
Квартира (небольшая)
Почерк (небрежный)
Характер (не добрый, а злой)
Река (не глубокая, а мелкая)
Решение (неправильное)

8-я страница.

Учитель. Прилагательные образуются не только приставочными или суффиксальными способами. Они могут быть образованы путем сложения основ. В этом случае получается сложное слово.
– Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? Объясните правописание сложных прилагательных, глядя на 8-ю страницу.

– Запишите сложные прилагательные и объясните их правописание: зелено-серебристый, прозрачно-чистый снег, ослепительно блестящий на солнце, густо-синий в тени, темно-зеленые ветви. Используя данные прилагательные, напишите сочинение-миниатюру на тему “ Февральский денек”. Может быть, музыка Петра Ильича Чайковского поможет вам. Мы уже обращались к его знаменитому циклу “ Времена года”, в котором композитор прекрасные картины природы и человеческой жизни воплотил с гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр.

Звучит мелодия поэтической миниатюры “Февраль” П. И. Чайковского.

Учитель. Февраль – лучший зимний месяц, по мнению Петра Ильича. Русский пейзаж имел для него ни с чем не сравнимую прелесть. По утрам, подняв шторы, он испытывал неподдельный восторг, глядя на открывающуюся перед ним картину: “День чудный, солнечный, снег блестит мириадами алмазов…
Из окна моего широкий вид на даль… Хорошо, просторно, всей грудью дышишь под этим необозримым горизонтом.

Работа над миниатюрами.

IV. Подведение итогов.

Учитель. Наша лингвистическая экспедиция закончила работу в стране Имен прилагательных. Составлен вот такой путеводитель ( показать), который поможет нам в нужный момент вспомнить изученное по этому разделу.

V. Домашнее задание: на карточке составить текст диктанта на все орфограммы, изученные в разделе “ Имя прилагательное” ( по 3-4 слова на каждую орфограмму)