В свете гуманизации образования огромное внимание уделяется субъект-субъектным отношениям. Педагог в данном соотношении выступает как субъект педагогической деятельности, которая, в свою очередь, делится на аксиологическую (ценностную) и когнитивную.
Обучающийся (студент) является субъектом учебной деятельности. Он имеет право на автономность эмоциональную и моральную. Основным методом обучения является диалог, через который и происходит формирование мировоззрения. Знания, умения и навыки выступают теперь не как цель, а как средство профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, я сформировала свою концепцию преподавания. Центральным звеном моей концепции я обозначила принцип гуманизации знаний (ПГЗ). Это означает, что на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную учебную задачу, учитывать, с одной стороны, насущные потребности ученика, с другой – насущные проблемы образования, т.е. “Человек – во всем!” – так бы я определила этот принцип. В учителе, способном многое обозначить и преломить через свое духовное “я”, в ученике, для которого учеба – фундамент образования (сам себя образую).
Всякий принцип, как известно, имеет свои способы реализации. Во-первых, это отбор знаний. На передний план урока выходит то, что определяет судьбу и нравственный облик ученика. Воспитание – уже не разговорчики о “прекрасном человеке”, а создание такого человека на каждом уроке и в каждом из учеников. Во-вторых, выбор тематики. Она должна быть яркой, броской, доходящей до каждого, т. е. максимально приближенной к жизненным реалиям.
Гуманизация помимо утилитарной – защитить юного человека от превратностей жизни, от ее ударов, имеет и другую цель – помочь себе и другим очеловечиться. Я глубоко убеждена в том, что если ученик принял учителя, то примет и предмет, с которым этот учитель пришел к нему.
На своих уроках я осуществляю связь ученика с предметом коммуникативно, т.е. через его связь со мной. И она, трансформируясь, становится основой метода духовного контакта (МДК). Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать) образуют как бы лестницу, ведущую к реализации метода. Кто не принимает структуры в целом, может воспользоваться ее отдельными элементами, частями, звеньями, углубив и расширив их в собственном опыте. Для меня же это не просто схема, а система, законченная и целостная.
И, конечно, все это возможно лишь тогда, когда все присутствующие на уроке, в первую очередь я сама, будем воспринимать урок как искусство. Составляя планы своих уроков, огромное внимание уделяю целям.
Это прежде всего:
- познавательная цель: знакомство с новой лексикой, практика в чтении и переводе спец. текстов, отработка диалогических и монологических высказываний, практика группового метода работы, метода взаимообучения;
- развивающая цель: развитие речевых способностей, умения выделить главное в изучаемом материале, умения обобщить и систематизировать, развивать способность самостоятельно работать с новым материалом;
- воспитательная цель: формирование интереса к изучаемой профессии, любознательности, активности и внимательности на уроке.
При планировании уроков учитываю реальные учебные возможности учащихся. Переход от одного этапа урока к другому я осуществляю с учетом поставленных целей и задач. Организационный момент считаю также очень важным и использую его для психологического раскрепощения обстановки. Далее следует подготовка студентов к активной деятельности. Здесь необходимо обеспечить мотивацию, которая служит мощным стимулом к дальнейшей работе.
Объявление темы, задач, целей необходимо, прежде всего, потому, что студенты должны знать, что именно и как они будут осуществлять свою работу на уроке.
Рефлексия, т.е. оценка учащихся собственной деятельности на уроке, должна идти не изолированным звеном, а как сознательное стремление учителя что-то улучшить или упрочить. Рефлексия может быть как в устной, так и в письменной форме. Я делаю это следующим образом:
1. Тема усвоена на:
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- не усвоена.
2. Трудности при выполнении задания:
- изучение новой лексики;
- чтение спец.текста;
- выполнение теста.
3. Как справлюсь с трудностями:
- самостоятельно;
- спрошу у одногруппника;
- спрошу у преподавателя.
4. Самооценка за работу на уроке:
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- все непонятно.
Проведенная рефлексия реально указывает на недостатки, которые устраняются к следующему уроку или преимущества, которые упрочивают полученные знания. И, конечно, заканчиваются уроки подведением итогов. Таким образом, учебная деятельность есть там, где есть самостоятельно пройденные учащимися шесть этапов: цель – мотив – действие – средство – результат – оценка + рефлексия.
До последнего времени целью обучения иностранного языка являлась лишь передача лингвистических знаний, умений и навыков. В настоящее же время применяется деятельностно-личностно-коммуникативный подход к обучению иностранного языка.
Каждый учащийся заинтересован в практическом овладении языком, в приобщении к мировой культуре. Изучение иностранного языка помогает реализовать эти задачи как в учебной, так и внеучебной познавательной деятельности.
В учебной деятельности, развивая ключевые образовательные компетенции, я остановилась на методе системного подхода к обучению и воспитанию, так как именно такой подход позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым, и что самое главное, эффективным.
Разрабатывая свое пособие для специальности 0601 “Экономика и бухгалтерский учет” я использовала именно данный метод.
Пособие состоит из семи разделов: “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Деловые контакты”, “Обмен валюты”, “Контракт”, “Бухгалтерский учет”, “Налоги”. Каждый раздел включает лексику по теме, спецтексты, диалоги, лексические и грамматические упражнения, рекомендации по выполнению самостоятельной работы и контроль.
Кульминацией изучения программных тем является внеклассное мероприятие “Урок-аукцион”. Он является завершающим этапом обучения по данной специальности. Главная цель “Урока-аукциона” – повторение изученных тем в игровой и занимательной форме.
В чем же эффективность данного метода? С одной стороны, решая основную учебную задачу, мы развиваем коммуникативную компетентность, т.е. умение общаться в профессиональных ситуациях; с другой стороны, решая основную воспитательную задачу, мы повышаем интерес к изучаемой профессии.
На уроках лучше использовать групповой и коллективный методы, т.к. коллективизм является неотъемлемой характеристикой живого воспитательного процесса, который, в свою очередь, развивает индивидуальность.
Для внеклассной деятельности я выбрала следующие направления:
- исследовательская работа;
- культура;
- страноведение;
- Интернет-общение.
Темой исследовательской работы выбрана история своей республики. Студенты собирают интересный и подробный материал о родном городе, о столице нашей республике на русском и английском языках.
Направление “Культура” предполагает работу с первоисточниками. Мы изучаем биографии и произведения известных английских и американских писателей.
Интернет-общение так же приносит свои плоды. Ребята находят очень интересные внеклассные мероприятия для работы “Литературного клуба”.
Внеклассная деятельность по предмету имеет огромное значение, т.к. организационным и координирующим центром всей системы являются сами студенты или их работа во главе с преподавателем.
Используемые индивидуальные, групповые и коллективные формы внеклассной работы способствуют развитию индивидуальности каждого студента. В воспитании, как известно, нет мелочей. Любой контакт ученик – учитель имеет воспитательное значение, а оно может быть как созидательным так, к сожалению и разрушительным, поэтому я для себя выработала памятку на каждый день:
|