Концепция преподавания иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В свете гуманизации образования огромное внимание уделяется субъект-субъектным отношениям. Педагог в данном соотношении выступает как субъект педагогической деятельности, которая, в свою очередь, делится на аксиологическую (ценностную) и когнитивную.

Обучающийся (студент) является субъектом учебной деятельности. Он имеет право на автономность эмоциональную и моральную. Основным методом обучения является диалог, через который и происходит формирование мировоззрения. Знания, умения и навыки выступают теперь не как цель, а как средство профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, я сформировала свою концепцию преподавания. Центральным звеном моей концепции я обозначила принцип гуманизации знаний (ПГЗ). Это означает, что на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную учебную задачу, учитывать, с одной стороны, насущные потребности ученика, с другой – насущные проблемы образования, т.е. “Человек – во всем!”  – так бы я определила этот принцип. В учителе, способном многое обозначить и преломить через свое духовное “я”, в ученике, для которого учеба – фундамент образования (сам себя образую).

Всякий принцип, как известно, имеет свои способы реализации. Во-первых, это отбор знаний. На передний план урока выходит то, что определяет судьбу и нравственный облик ученика. Воспитание – уже не разговорчики о “прекрасном человеке”, а создание такого человека на каждом уроке и в каждом из учеников. Во-вторых, выбор тематики. Она должна быть яркой, броской, доходящей до каждого, т. е. максимально приближенной к жизненным реалиям.

Гуманизация помимо утилитарной – защитить юного человека от превратностей жизни, от ее ударов, имеет и другую цель – помочь себе и другим очеловечиться. Я глубоко убеждена в том, что если ученик принял учителя, то примет и предмет, с которым этот учитель пришел к нему.

На своих уроках я осуществляю связь ученика с предметом коммуникативно, т.е. через его связь со мной. И она, трансформируясь, становится основой метода духовного контакта (МДК). Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать) образуют как бы лестницу, ведущую к реализации метода. Кто не принимает структуры в целом, может воспользоваться ее отдельными элементами, частями, звеньями, углубив и расширив их в собственном опыте. Для меня же это не просто схема, а система, законченная и целостная.

И, конечно, все это возможно лишь тогда, когда все присутствующие на уроке, в первую очередь я сама, будем воспринимать урок как искусство. Составляя планы своих уроков, огромное внимание уделяю целям.

Это прежде всего:

  • познавательная цель: знакомство с новой лексикой, практика в чтении и переводе спец. текстов, отработка диалогических и монологических высказываний, практика группового метода работы, метода взаимообучения;
  • развивающая цель: развитие речевых способностей, умения выделить главное в изучаемом материале, умения обобщить и систематизировать, развивать способность самостоятельно работать с новым материалом;
  • воспитательная цель: формирование интереса к изучаемой профессии, любознательности, активности и внимательности на уроке.

При планировании уроков учитываю реальные учебные возможности учащихся. Переход от одного этапа урока к другому я осуществляю с учетом поставленных целей и задач. Организационный момент считаю также очень важным и использую его для психологического раскрепощения обстановки. Далее следует подготовка студентов к активной деятельности. Здесь необходимо обеспечить мотивацию, которая служит мощным стимулом к дальнейшей работе.

Объявление темы, задач, целей необходимо, прежде всего, потому, что студенты должны знать, что именно и как они будут осуществлять свою работу на уроке.

Рефлексия, т.е. оценка учащихся собственной деятельности на уроке, должна идти не изолированным звеном, а как сознательное стремление учителя что-то улучшить или упрочить. Рефлексия может быть как в устной, так и в письменной форме. Я делаю это следующим образом:

1. Тема усвоена на:

  • отлично;
  • хорошо;
  • удовлетворительно;
  • не усвоена.

2. Трудности при выполнении задания:

  • изучение новой лексики;
  • чтение спец.текста;
  • выполнение теста.

3. Как справлюсь с трудностями:

  • самостоятельно;
  • спрошу у одногруппника;
  • спрошу у преподавателя.

4. Самооценка за работу на уроке:

  • отлично;
  • хорошо;
  • удовлетворительно;
  • все непонятно.

Проведенная рефлексия реально указывает на недостатки, которые устраняются к следующему уроку или преимущества, которые упрочивают полученные знания. И, конечно, заканчиваются уроки подведением итогов. Таким образом, учебная деятельность есть там, где есть самостоятельно пройденные учащимися шесть этапов: цель – мотив – действие – средство – результат – оценка + рефлексия.

До последнего времени целью обучения иностранного языка являлась лишь передача лингвистических знаний, умений и навыков. В настоящее же время применяется деятельностно-личностно-коммуникативный подход к обучению иностранного языка.

Каждый учащийся заинтересован в практическом овладении языком, в приобщении к мировой культуре. Изучение иностранного языка помогает реализовать эти задачи как в учебной, так и внеучебной познавательной деятельности.

В учебной деятельности, развивая ключевые образовательные компетенции, я остановилась на методе системного подхода к обучению и воспитанию, так как именно такой подход позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым, и что самое главное, эффективным.

Разрабатывая свое пособие для специальности 0601 “Экономика и бухгалтерский учет” я использовала именно данный метод.

Пособие состоит из семи разделов: “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Деловые контакты”, “Обмен валюты”, “Контракт”, “Бухгалтерский учет”, “Налоги”. Каждый раздел включает лексику по теме, спецтексты, диалоги, лексические и грамматические упражнения, рекомендации по выполнению самостоятельной работы и контроль.

Кульминацией изучения программных тем является внеклассное мероприятие “Урок-аукцион”. Он является завершающим этапом обучения по данной специальности. Главная цель “Урока-аукциона” – повторение изученных тем в игровой и занимательной форме.

В чем же эффективность данного метода? С одной стороны, решая основную учебную задачу, мы развиваем коммуникативную компетентность, т.е. умение общаться в профессиональных ситуациях; с другой стороны, решая основную воспитательную задачу, мы повышаем интерес к изучаемой профессии.

На уроках лучше использовать групповой и коллективный методы, т.к. коллективизм является неотъемлемой характеристикой живого воспитательного процесса, который, в свою очередь, развивает индивидуальность.

Для внеклассной деятельности я выбрала следующие направления:

  • исследовательская работа;
  • культура;
  • страноведение;
  • Интернет-общение.

Темой исследовательской работы выбрана история своей республики. Студенты собирают интересный и подробный материал о родном городе, о столице нашей республике на русском и английском языках.

Направление “Культура” предполагает работу с первоисточниками. Мы изучаем биографии и произведения известных английских и американских писателей.

Интернет-общение так же приносит свои плоды. Ребята находят очень интересные внеклассные мероприятия для работы “Литературного клуба”.

Внеклассная деятельность по предмету имеет огромное значение, т.к. организационным и координирующим центром всей системы являются сами студенты или их работа во главе с преподавателем.

Используемые индивидуальные, групповые и коллективные формы внеклассной работы способствуют развитию индивидуальности каждого студента. В воспитании, как известно, нет мелочей. Любой контакт ученик – учитель имеет воспитательное значение, а оно может быть как созидательным так, к сожалению и разрушительным, поэтому я для себя выработала памятку на каждый день:

  • Помни, что видение мира у разных людей различно.
  • Каждый человек говорит на “своем” языке.
  • Хочешь понять человека – изучай контекст его жизни.
  • Отвергая негативный поступок человека, принимай самого человека.
  • Личность не терпит вторжения в себя извне.
  • Человек несовершенное существо.