Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников; внедрению новых форм учебно-воспитательных и социально-культурных мероприятий в деятельность детских дошкольных учреждений; укреплению связей и расширению диапазона профессионального общения; повышению педагогической компетентности воспитателей; распространению передового педагогического опыта.
Атрибуты: набор фотографий (20х30) с видами городов; микрофон, фотоаппарат; наборы картинок по сказкам; карточки с изображением предметов и пустыми клетками (для звукового анализа); наборы цветных карандашей; простые карандаши; набор геометрических фигур (30х40); набор карточек с примерами; набор карточек “Что не так?”, набор карточек “Пары”, набор карточек “Четвертый лишний”; листы с условным изображением моря и суши, радуги (с одной не закрашенной полоской), конверты с наборами плоских геометрических фигур – 1 круг, 4 треугольника, 3 флага разных стран; набор карточек с природными зонами; фонограммы.
Персонажи: корреспондент, Царица Речь, скоморохи – Забывалка и Путалка, Королева Математика, Незнайка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Зал оформлен согласно тематике мероприятия. Гости – взрослые и дети размещены в зале, участники и их группы поддержки – в первом ряду. Звучит торжественная музыка – музыкальный фрагмент “Космическая одиссея” из телеигры “Что, где, когда?”.
Ведущий.
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и сад свой представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так, ура – участникам турнира!
(аплодисменты)
Я приглашаю …………. из детского сада……….!
Приветствие участников – краткое
представление себя и своего детского сада.
Участники присаживаются за персональный рабочий
стол.
Ведущий. Мы познакомились с командой участников, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения.
Представление членов жюри.
Ведущий. А теперь переходим собственно к самому турниру! Ведь здесь от участников потребуются все их умения и навыки!
I часть – “Ознакомление с окружающим миром”
Звучит фрагмент песни О. Касаева “Мой город”. Появляется корреспондент.
Корреспондент. Здравствуйте! Добрый день! Разрешите взять интервью у ребят, участников турнира. Это будет очень интересно нашим читателям.
Подходит к каждому ребенку и задает каждому по одному вопросу.
Блиц-опрос:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Почему мы Россию называем Родиной?
- Какой город является столицей России?
- Кто руководит нашей страной?
- Чье имя носит наш город?
- Кто руководит нашим городом?
- Сколько лет нашему городу?
- На какой улице ты живешь?
- На какой улице находится твой детский сад?
Корреспондент. Я очень много путешествую, и где бываю, – обязательно фотографирую самые красивые места городов. Сейчас я вам раздам фотографии, а вы внимательно их рассмотрите, и те, на которых запечатлены города России, – поднимите вверх!
Раздает детям фотографии с изображением достопримечательностей Москвы и своего города.
– Что изображено у тебя на фотографии? А что это за место?
Каждому ребенку задается вопрос по его фотографии, и он определяет город, место.
Корреспондент. Вы меня очень порадовали ребята! Вы настоящие маленькие граждане нашей страны и нашего города! Я сейчас вас сфотографирую для нашей газеты! (фотографирует) До свидания! Иду писать про вас заметку!
Уходит, под звучание фрагмента из песни О.
Касаева “Мой город”.
Жюри оценивает осведомленность детей,
правильность ответов (+, –).
Ведущий. А пока жюри совещается, для всех звучит красивая песня о России, “Что зовем мы родиной?” (сл. и муз. Т.Бокач) в исполнении….
Музыкальная пауза
II часть – “Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Грамота”
Звучит фрагмент мелодии “Сказка, приходи!” (муз. Г.Гладкова). Появляется Царица Речь с придворными скоморохами Забывалкой и Путалкой.
Царица Речь. Здравствуйте, достойнейшие из достойнейших, судари и сударыни! Свой нынешний визит к вам я посвятила нашим любимым русским сказкам. Сейчас мои скоморохи раздадут вам карточки с сюжетами из сказки. Вам нужно определить, что это за сказка, расставить картинки последовательно, определить на какой картинке начало, а на какой конец сказки и ответить на мои вопросы.
Скоморохи проверяют правильность выполнения. После этого, каждому ребенку задается вопрос по его сказке:
- Кого позвала на помощь внучка?
- Кто из зверей первым нашел потерянную дедом рукавичку?
- Кто помог зайцу выгнать лису из избушки?
- Как волку удалось попасть в дом козы?
- Как медведи узнали о присутствии девочки в их доме?
- Как Маше удалось вернуться домой?
- Почему плакали дед и баба?
- Что случилось с Колобком при встрече с лисой?
- Кто пришел к теремку предпоследним?
(Сказки: “Репка”, “Рукавичка”, “Заюшкина избушка”, “ Козлята и волк”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”)
Скоморох Путалка. А я целую неделю сказки читал, готовился к встрече с самыми умными детьми!
Скоморох Забывалка. Ой, хвастун! А как они назывались?
Скоморох Путалка. Я – не ты! Я все помню!
Задирает нос, загибая пальцы, начинает перечислять сказки, путая названия.
- “Царевна-индюшка”
- “Сивка-будка”
- “Иван-царевич и красный волк”
- “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”
- “ По собачьему велению”
- “Петушок- золотой пастушок”
- “Мальчик с кулачок”
- “У страха уши велики”
- “ Как мужик котят делил”
Забывалка. Опять ты все перепутал!
Царица Речь. Ребята, назовите сказки правильно, а то видите, Путалка опять всех насмешил.
Путалка переспрашивает у каждого из ребят, задавая каждому, неправильный вариант названия сказки, – участник должен назвать сказку правильно.
Забывалка. А в сказках этих, много животных разных было, а еще царевичей всяких, бабушек, красавиц. Больше всего мне понравились…
Забывалка подходит к каждому из участников и называет неправильно имена персонажей сказок:
– Вот Баба Бяка там была, помнишь? В ступе летала!
Путалка. Ты же все забыл! Помогите ему ребята!
Участник, которому задан вопрос, должен исправить имя персонажа.
– А братец козлёночек, такой непослушный!
– Коза-береста...
– Василиса Преглупая...
– Царевна-жаба...
– Чудо-блюдо...
– Кощей Бесстрашный...
– Елена Престрашная...
– Жар-муха...
Царица Речь. Молодцы, ребята! Отлично знаете русские сказки и их героев! А еще я хочу узнать, насколько вы знаете грамоту, может, я возьму вас к себе на службу, когда вы вырастете! Сейчас мои скоморохи, раздадут вам карточки, нужно определить изображенный предмет, определить первый и все последующие звуки в слове, отметить гласные, твердые и мягкие согласные, зарисовав их точками нужного цвета: красным – гласные, синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные. За работу!
Звучит спокойная музыка. Скоморохи раздают карточки, каждый ребенок выполняет задание, после чего работы собираются и передаются в жюри.
Царица Речь. Нам пора, мы очень рады нашему знакомству с такими умными детьми! Приглашаем вас к нам в гости, в наше царство Речи.
Царица Речь и скоморохи уходят. Жюри оценивает связность речи, правильность ответов по 4 заданиям (+, –). Звучит фрагмент мелодии “В гостях у сказки”.
Ведущий. А пока жюри оценивает ваши работы, для вас выступает танцевальная группа … с задорным танцем!
Музыкальная пауза
III часть – “РЭМП. Логика ”
Звучит фрагмент песни “Дважды два – четыре”( муз. В. Шаинского). Появляется Королева Математика.
Королева Математика. Здравствуйте, умники и умницы!
Вы знаете, как важно учиться считать?
Делить, умножать, прибавлять, вычитать?
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Но прежде, чем в знания ваши, поверить
Мне физминуткой их надо проверить!
Вставайте ребята, сюда выходите,
Фигуры, увидев – движенья творите!
Физкультминутка:
Треугольник увидали – на месте быстро побежали!
Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!
А, заметив круг, – прыгаем вокруг!
Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях, а последний раз – без слов.
Королева Математика. А теперь разойдитесь, перемешайтесь и встаньте по порядку, согласно вашему номеру на бэйдже! Садитесь, на свои места – у меня для вас несколько интереснейших заданий.
Во время выполнения заданий звучит спокойная музыка
1. Сначала решите примеры: один – на сложение и один – на вычитание, ответ запишите в пустой клеточке
Детям раздаются карточки с примерами и карандаши, каждая карточка – подписана именем участника.
2. Определите в ряду то, что, не подходит к остальным, заметно отличается и нарушает закономерность, зачеркните его линией
3. Определите пары птиц, соедините их линиями
4. Определите четвертого лишнего на картинке, зачеркните линией
Все листы сдаются жюри для проверки и оценки за 4 задания (+, –)
Королева Математика. Молодцы ребята! Вас можно приглашать в мое королевство, для вас там есть много дел! Я буду ждать вас, до свидания!
Королева Математика уходит. Звучит фрагмент песни “Дважды два – четыре”.
Ведущий. А сейчас, пока жюри будет оценивать правильность выполнения заданий, для всех еще один музыкальный сувенир!
Музыкальная пауза.
IV часть – “Конструирование. ИЗО. Экология. Музыкальное воспитание”
Звучит веселая мелодия. Появляется Незнайка.
Незнайка. Добрый день! Приветствую вас умники и умницы! А я к вам за помощью, я тут новый корабль придумал, схему сделал, а Знайка говорит, что по моей схеме ничего построить нельзя, потому что ничего не понятно. Вот смотрите! (показывает схему), что здесь непонятно? Сможете построить?
Приготовлены листы с условным изображением моря и суши, радуги (с одной незакрашенной полоской), 7 цветных карандашей, конверты с набором плоских геометрических фигур – 1 круг, 4 треугольника, 3 флажка разных стран. Во время выполнения заданий звучит спокойная музыка.
Незнайка. Ребята, прежде всего, давайте докрасим радугу, а то я так спешил к вам, что не успел этого сделать, а если честно, то я забыл каким цветом, какую полоску, нужно красить. Вот Тюбик надо мной посмеется! Вы красьте – а я посмотрю, и себе так сделаю.
Незнайка раздает листы с радугой.
– А теперь, ну-ка, кто быстрее всех сможет
построить кораблик? (Раздает листы-основы и
конверты с деталями). Внимательно смотрите на
мою схему! У вас есть несколько флагов, найдите
среди них – флаг России, прикрепите его на мачту
корабля, – наши корабли поплывут под российским
флагом!
А сейчас ребята, вам нужно определить, кто из
животных оказался не там, где он обычно живет, и
зачеркнуть его линией (раздает картинки с
заданием).
Дети выполняют задание, карточки собираются и передаются в жюри.
Незнайка. Как вы мне помогли ребята, я так горжусь вами, всем в Цветочном городе расскажу о вас! А вы любите мультфильмы? Я особенно люблю песни из мультфильмов, давайте поиграем в “Угадай мелодию”! Прозвучат фрагменты песен из любимых мультфильмов, а вы отгадайте из каких именно.
Звучат музыкальные фрагменты:
- “Бременские музыканты” (“Такая, сякая сбежала из дворца…”)
- “Чебурашка и крокодил Гена” (“ Я был, когда странной, игрушкой безымянной…”)
- “Ну, погоди!” ( “Расскажи Снегурочка…”)
- “Незнайка в Цветочном городе” ( “В траве сидел кузнечик..”)
- “Каникулы Бонифация” (“Чунга-Чанга”)
- “Как Львенок и Черепаха пели песню” (“Я на солнышке лежу…”)
- “Летучий корабль” (“ Ах, если бы мечта сбылась…”)
- “Чебурашка и крокодил Гена” ( “ Пусть бегут неуклюже…”)
- “Зима в Простоквашино” ( “Если б не было зимы…”)
– Отлично, вы здорово справились! И пока жюри
будет оценивать вашу быстроту реакции, смекалку,
мы с вами отдохнем да поиграем!
Я приглашаю вас и ваших друзей поиграть со мной в
веселую игру “Музыкальный серпантин”.
Игра проводится для участников и групп поддержки. Ритмичный танец с веселыми движениями (“ Мы сейчас пойдем направо…” или “Если нравиться тебе…
Незнайка. Ой, какие вы все веселые, я так рад, что с вами познакомился, но все теперь мне пора, до свидания детвора, спешу домой – там меня заждались!
Уходит под веселую мелодию.
Ведущий. Вот и подошел к концу наш турнир, вы очень достойно представляли себя и свои детские сады. Вы – самые настоящие герои! Жюри пришлось нелегко, но все мы с нетерпением ожидаем услышать результаты. Слово предоставляется жюри!
Жюри оглашает итоги конкурсов по разным номинациям. Награждаются участники турнира, а также родители и воспитатели участников. Всем вручаются призы (персонажи помогают жюри).
Ведущий. Мы говорим вам до свидания, расставания не для нас, до новых встреч – вы ждите нас!
Литература:
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников, Ярославль, 2001
- Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Логика, Москва, 2002
- Светлова И.Е. Повышаем интеллект и эрудицию, Москва, 2002
- Светлова И.Е. Развиваем логику, Москва, 2002
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей, Ярославль,1996
- Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка, Москва, 2000
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике, Москва, 1996
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Москва,1999
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников, Ярославль,1999
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка, Москва, 2000
- Юдин Г.Н. Заниматика для малышей, Москва 2001