Звучит колокольный звон
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю? За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…
1-й ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.
Звучит музыка Вивальди “Времена года”, “Лето”, престо.
2-й ведущий. Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети; стоящие в руинах прославленные святыни народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей; не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч усадеб XVIII-XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов, – картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей, тотального погрома хозяйства и природы, погружение всего сущего во всеохватное безобразие.
Снова звучит Вивальди “Времена года”, “Весна”, ларго.
2-й чтец.
БОЛЬ
Да, мы не чуем земли под собой, воспаряя,
боли ее в костях не мозжат.
Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями,
реже нам снится в безоблачных миражах.
В спальных мешках пух гагачий не тает,
на сковородках жар-птицы трещат.
“Красную книгу” мальчик читает –
белотелой березы листы шелестят…
Скоро росы и дождя на губах опасаться,
корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.
Грач по весне, обживая на древе пространство,
в гнездо понесет металлический сор…
Зиннур МАНСУРОВ
Музыка смолкает.
1-й ведущий. Важнейшая примета экологического кризиса – распад и деградация национального пейзажа. Это как знак беды, указание на то, что кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания, утрата корней и веры в традицию.
2-й ведущий. Академик Дмитрий Сергеевич
Лихачев рассматривает проблему экологии с точки
зрения нравственности, под знаком философии и
этики. По сути дела, это стремление востребовать
для решения проблемы всего Человека. Основное
нравственное требование заключается в том, чтобы
тот величественный строй природы, который мы
видим каждый день, которому мы обязаны каждой
минутой жизни, в котором мы купаемся, как в
животворной купели, был для нас безусловной
целью.
Рассмотрим отдельные мысли и положения
воззрений академика на эту проблему.
2-й чтец. “Человек остается один в лесу, в
поле. Он может натворить бед и единственное, что
его сдерживает (если сдерживает!) – его
нравственное сознание, чувство ответственности,
совесть.
Но и человечество в целом, в нынешнем его
сознании, также существует “наедине с
природой”. Не означает ли это, что только от
нравственности человечества зависит отношение
человечества к окружающему его миру, к природе.
Но ведь совесть одного человека – нечто реальное
при всей ее неопределенности, но совесть всего
человечества как единого целого – это уже
абстракция.
Наибольшей сложностью, ответственностью и
драматизмом отличается отношение человека к
природе, в силу “немоты” последней. Необходима
ясная и всеми признаваемая философия экологии,
исходя из которой будет строиться и этика
экологии…
При миллионах разновидностей живых существ:
зверей, птиц, насекомых, растений, – человек
единственное существо, обладающее речью и
разумом. Это призывает человека к тому, что он
должен говорить и отвечать за все живое в мире, за
все существа, за растительный мир”.
2-й ведущий. Эти размышления Дмитрия Сергееевича побудили нас обратиться к творчеству великого английского поэта, художника и философа XVIII-XIX веков Вильяма Блейка. Послушайте его стихотворение “Мотылек” из поэтического цикла “Песни Опыта”, написанного в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда, за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних экологических катастроф лучшие люди писали об ответственности человека перед всем сущим, перед всем живым.
Звучит Вивальди “Времена года”, “Весна”, аллегро.
1-й чтец.
МОТЫЛЕК
Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срокПорхаю
и пою, пока
слепая
не сомнет рука.Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет ее –
и жизни нет;А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.Вильям БЛЕЙК
2-й ведущий. Ко времени выхода в свет “Песен Опыта” Блейк коренным образом меняет свое мировоззрение на материалистическое и переносит свое внимание на земную реальность. Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает в тенетах лжи и притворства – такова новая философия Блейка. И задача Поэта – это задача барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к освобождению духа. “Песни Опыта” привязаны исключительно к земной жизни, они усматривают в смерти бесповоротный конец, который равно трагичен и для человека, и для мотылька, и в этом все твари Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку и человеку, он же судил обоим умереть, и в этом жребий их одинаков; между ними есть лишь одно различие – человеку дана Мысль, то есть Разум. Однако, по Блейку, разум не возвышает человека над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет иные, куда более важные свойства, присущие всякому живому созданию; а посему человек и мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как говорит поэт, “Все живое – священно”.
1-й ведущий. Даниил Гранин высказал такую
мысль: человек захватил доминирующее положение в
природе по праву силы и отражение этого права
силы, к сожалению, живет и в нашей экологии, хотя
недостаточно осознается. Например, строится
отравляющий округу завод. Поселок рабочих завода
относится на достаточное от него расстояние. Но
ведь между заводом и поселком живут звери, рыбы,
насекомые… По какому праву мы приговариваем их к
смерти? Не означает ли это, что в решении
экологических проблем человек пока еще
заботится только о себе? В большом масштабе
именно о себе и для себя, разнообразие природы
для себя: как скупец, охраняющий свои сокровища.
Разве не прав после всего этого великий Блейк,
считавший, что Разум не возвышает человека над
мотыльком?..
2-й чтец. Вернемся к размышлениям Д.Лихачева.
Академик пишет: “Человек не только нравственно
отвечает за все сущее на Земле, но и морально
обязан за них говорить, защищать их права и
интересы.
Человек – носитель самосознания Вселенной”.
Звучит Вивальди “Времена года”, “Лето”, аллегро нон молто.
1-й чтец.
РОГ
Все – в дело. Польза правит бал!
Медведь бежит и бабочка трепещет.
Любая плоть нам по зубам:
в музей, в котел! Эй, властелин, полегче!
“На земле ежегодно истребляется около трех тысяч носорогов…”
За что ты их, невинных, покарал,
взял шкуру, мясо, рог могучий?
На мушку пойманный марал
завис над кручей,
чтоб в Красной книге отпечатать след…
Грехи, грешки… Толстенный том безумья
лежит, как украшенье, на столе.
А на рогах оленьих шубка кунья
висит. Акулий зуб блестит
на четках. Кость моржа сияет.
Берем и жаждем. О Аллах, прости!..
Зиннур МАНСУРОВ
3-й ведущий. В статье “Экология культуры”
Д.С.Лихачев пишет о том, что загрязнение среды
делает человека больным, угрожает его жизни,
грозит гибелью всему человечеству.
Но “дом”, в котором живет человечество,
продолжает ученый, состоит не только из
природного комплекса, в который входит и человек
как часть природы. Но и из комплекса культуры.
Последняя тем более важна, что она касается самой
сущности человека. Человек есть часть природы, но
он есть и часть созданной тысячелетиями
культуры. И для жизни человека не менее важна
среда, созданная культурой его предков и им
самим. Если природа необходима человеку для его
биологической жизни, то культурная среда столь
же необходима для его духовной, нравственной
жизни, для его “духовной оседлости”, для его
нравственной самодисциплины и социальности.
Погибнуть человечество и природа могут не только
биологически вместе с уничтожением всего живого,
но и духовно, вследствие гибели культуры. Такое
сочетание бездуховного человечества и
бескультурной природы вполне возможно с помощью
бездуховной “техники переустройства”. Более
того, мы уже идем по этому пути, не замечая этого.
И нет пропасти между законами биологической
экологии и законами экологии культурной, как нет
четко обозначенной границы между природой и
культурой.
Не об этом ли стихотворение З.Мансурова
“Прерванный диалог”?
1-й и 2-й чтецы (по ролям).
Детишек меньше стало по деревне.
Пустуют парты.
– Где взять, когда и речки обмелели?
– Коль так пойдет, закрыть придется школу…
– Откуда наберешь, когда и аисты исчезли?
– Как несерьезно смотришь ты на вещи!
– Несерьезно?
3-й ведущий. Объединение двух понятий,
продолжает Дмитрий Сергеевич, тем более
необходимо и разумно, что очень часто природа и
культура страдают от общих причин. Например,
кислотные дожди в Ленинграде разрушают
одновременно в Летнем саду и мраморные статуи
XVII-XVIII веков и окружающие деревья. В результате
одно следствие: может погибнуть и фактически уже
медленно погибает в Ленинграде Летний сад.
И отношение к природе, и отношение к культуре
требуют общих правил нравственности, общего
осознания человеком себя как части природы и
части культуры.
4-й ведущий. Бесперспективность и трагизм наших экологических программ в том, что проблема экологии сведена к абстрактному принципу “охраны природы”, а точнее ресурсов: охране недр, охране почв, охране вод и т.д. Чисто прикладные экологические проблемы заняли место ключевой проблемы Земли и Почвы. Главный же ресурс – национальный исторический ландшафт – все еще остается невостребованным.
Звучит Вивальди “Времена года”, “Осень”, адажио молто.
5-й ведущий. Конечная цель человеческой жизни и работы – преображение мира. Преображение, которое следует понимать не в смысле изменения его лица – внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала. Разумное начало камня – быть строительным материалом для прекрасных архитектурных творений. Разумное начало Земли – в растительности на ней произрастающей. Разумное начало растительности – служить для превращения Земли в один цветущий сад, прообразом которого служил рай. Прообраз этой деятельности человека – художественное творчество. Человек не может жить сиюминутными заботами без ясной цели впереди. И если мы не изменимся внутренне – нравственно – духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы-питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.
2-й чтец.
Придет удушье – травы есть,
день почернеет болью – травы есть,
кусок не лезет в горло – травы есть.
От ста одной болезни
травы есть на случай.
А если луг цветущий заболеет,
головками поникнет,
чем станем
жизнь лечить?(Бьет колокол.)
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес,
слышит дол
то ли вздох,
то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол …
Зиннур МАНСУРОВ