Конспект русского языка и развития речи во 2-м классе. Словесное творчество по теме: "Моя Родина"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении,

восстанавливать деформированное предложение и текст;

закреплять полученные знания о разнообразии видов речи;

развивать умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях, речи.

Развивающая:

расширять словарный

запас учащихся,

знакомить с новыми словами, их лексическим значением,

развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся;

формировать навыки письма, чтения, выделения главного.

Воспитательная:

воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку любовь к Родине в соответствии с концептуальной программой " Патриотического воспитания молодёжи";

усваивать правила гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Оборудование: паровозик, картина, словарные слова, разрезные карточки, тучка, солнышко.

У учащихся: сигнальные карточки, тучка, солнышко, разрезные карточки, клей, конверт с домашним заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент. Вступление – расшифровка темы урока.

( Дети входят под музыку "Москва" в исп. О. Газманова)

- У нас сегодня необычный урок. Вы вошли в класс под звуки торжественной музыки, правильно, красиво встали у своих мест.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой ( прикрепляю на доске магнитами).

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- Урок, как я уже сказала у нас непростой, мы будем путешествовать, поможет нам в этом наш Весёлый Паровозик. Он будет вести нас по станциям знаний, где нас ждут интересные задания.

- Итак, я объявляю посадку, отправляемся на станцию "ТЕМАТИЧЕСКАЯ". Именно на ней мы должны будем расшифровать тему нашего урока. (Под песню "Голубой вагон" уч-ся встают у своих мест, имитируют покачивания в поезде).

-Приехали. Внимательно посмотрели на доску.

- Перед вами кроссворд. Если верно ответим на заданные вопросы, то в графе, отмеченной красным цветом, сможем прочитать слово, связанное с темой нашего урока.

Вопросы:

  1. Государственный символ России с изображением Георгия Победоносца. (Герб)
  2. Модель земного шара.(Глобус)
  3. Стержень, на котором держится модель земного шара. (Ось)
  4. Погодовая запись исторических событий. (Летопись)

СЛОВО- РУСЬ

герб

глобус

ось

летопись

- Что значит слово Русь? ( Россия, Родина)

- Послушайте, какие строки о любви к своей Родине написал Сергей Есенин.

" Если крикнет рать святая:
" Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу:" Не надо рая,
Дайте Родину мою".

- Следующее задание будет такое:

- Вы будете работать командами, у каждой команды своё задание. Верно вставив в слова проверяемые и непроверяемые буквы сможете прочитать ключевые слова.

друг      вдруг      телеграф

семена      природа      аллея

территория      космонавт      багряный

хлебороб      оборона      плуг

- Какие слова у вас получились? (Герб, гимн, флаг).

(Переворачиваю карточки, появляется изображение герба, гимна, флага).

- Каким словом мы можем заменить эти три слова? (Символы)

- Да, верно, это государственные символы России.

- Сейчас я попрошу вас исполнить первый куплет гимна России.

(Исполнение 10-го куплета гимна)

- Спасибо. Теперь давайте подумаем, какая тема объединяет эти 4 слова: Русь, герб, гимн, флаг.

- Верно, тема нашей Родины. Наш урок будет посвящён теме " Моя Родина". (Открываю тему урока).

- А сейчас отправляемся дальше, следующая станция "ЧИСТОПИСАНИЕ".(Едем…) Приехали.

- Тему чистописания определим сами, если верно сложите все непроверяемые и проверяемые буквы в данных словах. (Отечество)

Город, оплот, весна, счастье, звезда, прогресс, радостный, коллектив, свобода.

- Какое слово у вас получилось? (Отечество)

- Какие правила встречаются в данных словах , назовите их. (Словарные слова, безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова.)

- Сейчас я попрошу вас открыть свои тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою ручку- я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь…

- Прежде чем приступить к работе, сделаем зарядку для пальчиков.

Ах ты, речка, реченька Коломенка,
Золотая светлая соломинка!
Ты бежишь, глядят дома степенные
Да сады по вёснам белопенные.

- Запишите слово Отечество 2 раза.

- А сейчас подумаем и составим со словом Отечество предложение.

( Я горжусь своим Отечеством!)

- Комментирует предложение…….

- Сверим свои записи с написанием на доске. (Открываю запись на доске)

- Кто допустил ошибку? Покажите сигнальными карточками, как вы выполнили задание.

-Молодцы, едем дальше на станцию " СЛОВАРНАЯ". Нас там ждут словарные слова. (Уч-ся вновь встают у парт и имитируют покачивания в поезде под музыку "Голубой вагон")

- Приехали, приглашаю всех подойти к карте нашей страны. (Дети подходят к задней стене класса, где прикреплена карта Российской Федерации.)

-Называем вслух слова, чётко проговаривая.

-Место, где мы Родились (Родина).

-Название нашей страны ( Россия).

-Синоним слову Отечество( Отчизна).

-Столица нашей Родины( Москва).

-Главная площадь Москвы( Красная площадь)

-Место, где находится водовзводная башня, Царь-пушка(Кремль).

- А теперь проходим на свои места и слушаем задание. Вам нужно записать эти слова в тетраль, они дублируются на доске. Нужно записать сначала слова близкие по значению, затем другие слова. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

- Проверяем ( переворачиваю карточки с верным ответом).

- Покажите сигнальными карточками, как вы справились с заданием.

- Отправляемся дальше, станция " СТИХОСЛОЖЕНИЕ" . Едем…

- Мы приехали к Буратино ( дети смотрят на гимнастическую дорожку для глаз). Он идёт к Мальвине в гости, но не просто так. Буратино прочитал и записал на красивой картине четверостишье коломенского писателя о красоте нашей природы. Но пока он шёл, вредная крыса Шушара забралась к нему и порезала всю картину на отдельные слова. Буратино просит нас о помощи. Буратино сказал, что каждая строка имеет свой цвет.

- Чтобы верно собрать стихотворение нам нужно вспомнить, что такое предложение? (Предложение - это группа слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение выражает одну законченную мысль.)

Работа с деформированным текстом ( собираем по словам строки, а затем всё четверостишье)

Цветут земли цветы простые
Среди полей, среди лугов.
Ты можешь, можешь ли Россию
Себе представить без цветов?

(переворачиваю слова лицевой стороной и получается картина)

- Посмотрите, какая красивая картина получилась. ……..прочитай , пожалуйста с выражением это четверостишье.

- Как вы думаете какой вид речи здесь звучит ? (Сообщение, рассуждение).

- Верно, бывает и так, что одно маленькое стихотворение может совместить в себе несколько видов речи).

- Давайте разберёмся, где у нас сообщение, а где рассуждение.

(1-е предложение- сообщение, 2-е предложение-описание)

Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

- Давайте разберём по главным членам предложения второе предложение. Для этого я его немного упрощу.( Ты представляешь Россию без цветов?)

- Перед вами не простая задача нужно прочитать предложение ,написанное на бумажной ленте и порвать его на слова.

- Итак, приступим , комментируем , с чего начнём разбор предложения?...

- Приклеиваем в тетрадь первое слово – подлежащее ( ты - подлежащее, выражено местоимением, подчеркнём одной чертой).

- Приклеиваем второе слово- сказуемое ( представляешь - сказуемое, выражено глаголом, подчеркнём двумя чертами).

- Я прикрепляю на доску наше дерево.

- Сколько в этом предложении грамматических основ?(Одна).

- Какое это будет предложение? (Простое).

- Сейчас вы должны будете под диктовку своего товарища записать 1 –ю строку стихотворения и самостоятельно разобрать его по главным членам предложения. Комментирует…..

- Проверяем, помогаем мне…( разбираем данное предложение )

- Проверяем, показываем сигнальными карточками ваш результат.

- Итак, мы едем дальше, нам предстоит работа в парах.

- У вас на парте снежинки, с обратной стороны записано предложение. У каждого своё.

- Вам надо взять каждому свою снежинку ,внимательно прочитать предложение и сложить ваши предложения на снежинках так, чтобы получилось четверостишье, которое тоже написано коломенским писателем А. Кирсановым.

1 предложение: В старинном русском городе Коломне

С хорошим верным другом мы живём.

2 предложение: Со мной он рядом, и всегда легко мне,

И в радости, и в горе мы вдвоём.

- Что у вас получилось? Прочитайте…и…. Что у вас получилось? Прочитайте….и….

- Верно.(Открываю запись на доске).

- Запишите 1 –е предложение.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте запись предложения.

- Покажите сигнальными карточками, сколько ошибок допустили в списывании ваши товарищи.

- Молодцы, закрыли тетради.

- Молодцы, справились с заданием. Отправляемся дальше …… станция "СОЧИНИТЕЛЬНАЯ".

(Подходим к экологическому экрану)

- А здесь я попрошу вас быть предельно внимательными. Вслушиваться в ответы друг друга и как можно больше запомнить, потому что домашним заданием вам будет сочинение-миниатюра по нашей теме, с использованием данных слов. Все эти слова у вас на партах в конвертах, которые вы заберёте домой.

- Давайте вспомним всё то, о чём мы говорили сегодня, всё красивое и хорошее что вы запомнили на нашей экскурсии по Коломне. Может быть вспомните какие-нибудь стихи о Родине.

СЛОВА: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, Кремль, Коломна, улица, река, церковь, Пятницкие ворота.

(Ребята составляют свои предложения и высказывают их).

- Молодцы, проходим на свои места и вот мы возвратились из путешествия. Чем же занимались на уроке? Что вам особенно понравилось?

- Ну а теперь я вас спрошу, какое теперь у вас настроение? Найдите на партах солнышко и тучку, покажите ваше настроение.

- Спасибо, ребята, урок окончен, прошу вас взять друг друга за руки и выйти из класса.