Поддержка положительного эмоционального состояния детей 4–6-летнего возраста как условие нормального хода развития опорно-двигательного аппарата

Разделы: Работа с дошкольниками


Доказано, что одним из основных механизмов развития нарушений осанки и плоскостопия является сбой распределения мышечного тонуса под влиянием психоэмоционального стресса. Поэтому в процессе развития силы мышечного корсета, мышц голени и стопы ребенка необходимо предупредить у него возникновение стресса во всех его проявлениях, в первую очередь психоэмоционального.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит в значительной степени из хрящевой ткани, поэтому он легко деформируется вследствие неблагоприятных условий: неправильного положения тела, долгого стояния, неудобной постели, мебели, стресса и т.д.

Исследованиями последних лет доказано (Ю.Ф.Кутафин, Ф.А.Богомолова и др.), что отрицательные эмоции способствуют развитию гипертонической болезни, стенокардии, сердечно-сосудистых катастроф, нарушений опорно-двигательного аппарата (далее ОДА).

Маленького ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений и тяжелых психических травм. Будет ли проявление нервности кратковременным или затянется надолго, станет оно ярко выраженным или незначительным, зависит от взрослых, так как ребенок зависим от них как физически, так и эмоционально.

Ранняя донозоологическая диагностика ОДА может стать своевременной коррекцией этой патологии, если этим будут заниматься люди непосредственно взаимодействующие с детьми: воспитатели, учителя физической культуры, инструктора лечебной физкультуры (далее инструктор ЛФК), родители.

Анализ литературы и практики позволил обнаружить в работе инструктора ЛФК противоречие между необходимостью систематического отслеживания и поддержания нормального состояния ОДА ребенка и традиционным медосмотром, еженедельными занятиями ЛФК и отсутствием целенаправленной психолого-педагогической работы вне занятий по профилактике и коррекции ОДА. Поиск путей решения этого противоречия определил проблему и цель работы.

В нашем детском саду было налажено взаимодействие инструктора лечебной физической культуры с психологом, педагогами и родителями по поддержке положительного эмоционального состояния детей 4-6 летнего возраста для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Были изучены и использованы результаты мониторинга психологов на начало года (используются показатели тревожности).

Для воспитателей была апробирована и предложена методика В.Ф.Лапуги (г.Барнаул), которая позволяет без глубоких знаний анатомии и физиологии дать качественную оценку ОДА, что очень важно для обнаружения на ранних стадиях отрицательной динамики изменения ОДА.

План работы по методике (к методике прилагается тестовая карта для обработки данных). Осмотр проводится по опроснику тестовой карты.

Порядок осмотра:

  1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется форма ног (N- O- X- образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство углов талии, деформация грудной клетки, симметрия бедер. – Вопросы № 2,3,7,8
  2. Осмотр сбоку, поза как при осмотре в фас – определяется форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины. – Вопросы № 3,4,5,6.
  3. Осмотр со спины( поза сохраняется) – симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток( вальгусная-ось пятки отклонена наружу). – Вопросы №5,7,8,9.
  4. Динамическое исследование при ходьбе. – Вопрос №10.

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОДА.

  1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнями. ДА НЕТ
  2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи лопатки, бедра установлены не симметрично. ДА НЕТ
  3. Грудная клетка впалая, выпуклая, деформированная ДА НЕТ
  4. Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника (шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза) ДА НЕТ
  5. Чрезмерное отставание лопаток ДА НЕТ
  6. Чрезмерное выступление живота ДА НЕТ
  7. Нарушение осей нижних конечностей (О или Х образные) ДА НЕТ
  8. Неравенство треугольников талии ДА НЕТ
  9. Вальгусное (ось пятки отклонена наружу) положение пятки или обеих пяток. ДА НЕТ
  10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и д.р. ДА НЕТ

Критерии оценки.

  1. Нормальная осанка - отрицательные ответы на все вопросы.
  2. Некоторые отклонения – положительные ответы на один или несколько вопросов №3-7.
  3. Дети обладающие этими отклонениями подлежат наблюдению врача школы, д\сада, инструктора ЛФК.

  4. Значительные нарушения – положительные ответы на вопросы № 1,2,8,9,10 (один или несколько).

Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

В настоящее время эта методика используется в МДОУ №103. Данные этой методики находят высокую корреляцию с показателями обследования ортопедов физ.диагностического диспансера г. Ангарска.

В течение всего года в случае проявления признаков нарушения ОДА или отрицательной динамики в развитии ОДА, осуществляется поиск причин и используются данные мониторинговых исследований специалистами: психологом, врачом педиатром, врачом психо-неврологом и др. и разрабатываются рекомендации по работе с каждым ребенком индивидуально и работе с родителями, по устранению стрессового состояния ребенка и корректировочной работы с ОДА.

В результате аналитико-коррекционной работы своевременного определения нарушения ОДА, наблюдается положительная динамика в коррекции нарушений ОДА, так у Димы С. 6 лет, на начало года ортопедом выявлено незначительное нарушение осанки (крыловидные лопатки) и мальчик был определен в группу ЛФК, при входном мониторинге психологами было выявлено, что у него по три взаимовыбора и N уровень тревожности. Но после двухмесячных занятий в группе ЛФК наметилась отрицательная динамика в коррекции ОДА. Проведя работу с воспитателями группы и психологом, выявили что, у ребенка конфликт с детьми группы, психологическое тестирование показало высокую тревожность у ребенка. В работу подключились воспитатели группы и психолог, они помогли ребенку преодолеть конфликт и наладить отношения с детьми, после этого в занятиях ЛФК у Димы произошла положительная динамика коррекции ОДА.

Катя Н. 6 лет. На начало года – нормальная осанка, в середине года воспитатели обратили внимание, что девочка сутулится, после проверки по тестовой карте выявили незначительное нарушение осанки (вопрос№4), и обратились к инструктору ЛФК для определения ребенка в группу ЛФК, параллельно была проведена работа по выявлению причин возникновения у ребенка нарушения осанки, причина была скрыта в семье (конфликт между родителями). Психолог детского сада провела работу с девочкой и пригласил родителей на беседу “О влиянии стрессовой ситуации в семье на ОДА ребенка”, родители откликнулись и выступили союзниками с педагогами и психологом и к концу года после занятий ЛФК у Кати, как и на начало года осанка была в норме.

В результате систематического взаимодействия инструктора ЛФК с психологами, педагогами и родителями по поддержанию положительного эмоционального состояния детей 4-6 летнего возраста, у них сохраняется или улучшается состояние ОДА, т.к. существует взаимосвязь между эмоциональным состоянием ребенка и состоянием его ОДА (П.Храмцов.)

Литература

  1. Ю.Ф. Кутафин, Ф.А.Богомолова. “ Особенности физического развития детей дошкольного и школьного возраста”. М. изд. Университета дружбы народов 1990г
  2. П.Храмцов. “Ортопедия и стресс” Журнал Обруч №5 .2000г
  3. В.К.Величко. “Физкультура для ослабленных детей”. М. “ФИС” 1989г.
  4. М.Ф.Иваницкий. “Анатомия человека. Раздел Возрастная морфология”. М. “ФИС” 1985г.
  5. Под ред. Кошелевой “Эмоциональное развитие дошкольника”. М. “Просвещение”1995г.
  6. Л.Этинген. “ Господин тело”. LINKA-PRESS. Москва 1997г.