Цели: обобщить первоначальные сведения об азбуке, определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита, развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету, воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: алфавит (таблица), буквы алфавита, выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве “Алфавит”, домики для букв, учебник А.В. Поляковой “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение”2001), карточки для игры “Алфавит – художник”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Учитель. Отгадайте загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
Дети. Азбука. Алфавит.
Учитель. А как вы догадались? (Дети отвечают)
Так что это: алфавит, или азбука?
Дети. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке.
Учитель. Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?
Дети. Синонимы.
Учитель. Что такое синонимы?
Дети. Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Учитель. Какие вы знаете ещё загадки об алфавите?
Дети.
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их ?.. (Азбука)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)
Учитель. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?
Дети. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.
Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.
3. Этап закрепления знаний.
Учитель. Зачем нам нужно изучать эту тему?
Дети.
Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.
Справочники составляются по алфавиту и т.д.
Учитель. Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. (Дети называют) Что мы знаем о русской азбуке?
Дети. В русской азбуке тридцать три буквы.
Учитель. Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.
Белый домик | Синий домик | Красный домик |
- Буквы, которые обозначают гласные звуки (красный домик).
- Буквы, которые обозначают согласные звуки (синий домик).
- А этот домик для каких букв?
Дети. Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.
Учитель. Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.
Откройте учебник на стр. 35 упражнение №53.
Стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука” читаем хором, а затем по ролям.
(Слова автора)
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
на одной живут странице,
А повсюду славятся!
(Рассказчик)
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
(Говоришь ты)
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
(Твой сосед)
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
(Твоя подружка)
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
(Кто сумеет)
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
(Рассказчик)
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Учитель. Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?
Дети. Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ. (Записывают в тетрадь эти буквы)
Учитель. А сейчас давайте споём песенку “Алфавит”.
(Дети поют песню Г. Струве “Алфавит” приложение 1)
Учитель. Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.
- Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
- Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
- Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
- В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.
Волк, коса, щель, зубр.
(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)
Учитель. На какие группы можно разделить слова?
Дети. Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение.
Учитель. Что общего у этих слов?
Дети. Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.
Учитель. В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?
Дети. Вол, оса, ель, зуб.
Учитель. Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.
Вол, ель, зуб, оса.
Учитель. Поиграем в игру “Печатная машинка” (используются слова из предыдущего задания). Каждому из вас присваивается буква алфавита (или две буквы).
Я произношу слово, а ребята, которым присвоены эти буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой эти буквы стоят в данном слове. Когда слово напечатано, все дети, которые печатали, хлопают в ладоши вместе.
Проводится игра.
Учитель. Выставка книг. Вот какие книги можно прочитать про алфавит, буквы:
В.Я. Данько “Загадочные буквы”
А.А. Шибаев “Что придумали буквы”
С.В. Михалков “Азбука”
С.Я. Маршак “Весёлое путешествие от А до Я”
Г. Соколов “Про букву А”
Я.А. Козловский “Про букву Ф и букву П”
Б.В. Заходер “Песенка-азбука”
В.В. Голявкин “Яандреев” и др.
Учитель. А сейчас посмотрите инсценировку рассказа Л. Каминского “Что в кармане?” (Приложение №2)
Дети показывают инсценировку.
Учитель. “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка. (Приложение №3) Какие задания можно предложить? (Раскрасить, самим. Попробовать составить аналогичное задание)
4. Итог.
Учитель. Над какой темой мы сегодня работали?
Дети. Алфавит, или русская азбука.
Учитель. Что такое алфавит? (Дети отвечают)
Назовите буквы алфавита по порядку.
Приложение №1. (назад)
Приложение №2. (назад)
Л. Каминский “Что в кармане?”
– Папа! – сказал Петя. – Отгадай, что у меня в кармане на букву В?
– Винтик?
– Нет!
– Верёвочка?
– Нет!
– Ватрушка?
– Нет!
– Вафли?
– Нет!
– Вишня?
– Нет!
– Водопроводный кран?
– Нет!
– Восемь конфет?
– Нет!
– Ворона?
– Нет!
– Верблюд?
– Какой ещё верблюд?
– Игрушечный.
– Нет!
– Ну, тогда я сдаюсь, – сказал папа. – Говори, что у тебя в кармане?
– Ничего!
– Как это – ничего?! Ведь ты же сказал – на букву В!
– На букву В – это воздух. Карман пустой. Понятно?
– Понятно, – сказал папа. – И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карман всякими предметами!
Приложение №3. (назад)