Интернет как способ изучения поликультуры в
условиях глобального образования
Одним из величайших достижений современной
цивилизации является создание Всемирной
информационной сети. В последние годы на наших
глазах произошла компьютерная революция,
затронувшая все сферы социальной, культурной,
научной и производственной деятельности людей.
Эта компьютерная революция в настоящее время
вошла в очередной этап, связанный с Интернетом.
Внедрение информационно-коммуникационных
технологий в процесс обучения начался не так
давно. Однако темпы его распространения
невероятно стремительны.
Перед педагогами стоит задача научиться
использовать Всемирную сеть в целях
совершенствования содержания образования на
основе использования современных ИКТ.
Интернет открывает новые, ранее неизвестные
возможности для совершенствования преподавания
английского языка. В учебно-методическом пособии
“Интернет на уроках английского языка” (Internet in
Learning English) даны практические рекомендации по
использованию ИКТ при обучении английскому
языку.
Данное Пособие является дополнительным
учебно-методическим материалом к действующим в
настоящее время учебно-методическим комплектам
по английскому языку для 10-11 классов.
Издание адресовано учителям английского языка,
работникам методических служб, студентам высших
и средних педагогических учебных заведений,
слушателям ИПК.
Автор благодарен рецензентам: доктору
филологических наук, профессору, заведующей
кафедрой английского языка Ростовского
государственного педагогического университета
В.И. Тузлуковой, кандидату педагогических наук,
доценту кафедры информационных технологий
Института управления, бизнеса и права И.Н.
Розиной за ценные замечания по устранению
недостатков рукописи пособия.
Автор выражает благодарность доктору
педагогических наук, профессору Ростовского
государственного педагогического университета
Л.В.Заниной за научное редактирование рукописи
пособия.
Автор выражает свою признательность
Заслуженному учителю России, Заслуженному
педагогу, директору МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону
Л.А. Вдовенко за создание условий для творческой
работы по разработке пособия.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…
1. Цели и задачи обучения иностранному языку в
условиях модернизации российского образования…
2. Рекомендации к урокам
- Уроки 1 – 2. Genealogy and My Roots (Генеалогия и мои корни)
- Уроки 3 - 4. A History of My Family in the World History (История моей семьи в мировой истории)
- Уроки 5 – 6. Global Education Today (Глобальное образование сегодня)
- Уроки 7 – 8. Universal Human Values and National Cultural Values on the Internet (Общечеловеческие и культурные национальные ценности в Интернете)
- Уроки 9 - 10. Polycultural World Around Me (Поликультурный мир вокруг меня)
- Уроки 11 - 12. Education Systems in the USA, the UK, Russia: Similarities and Specific Features (Системы образования США, Соединенного Королевства, России: общие черты и особенности)
- Уроки 13 – 14. Polycultural World: What Is It Like? (Поликультурный мир: какой он?)
- Уроки 15 – 16. I Take Part in Class Project (Я принимаю участие в проекте класса)
Интернет как способ изучения поликультуры в
условиях глобального образования
Одним из величайших достижений современной
цивилизации является создание Всемирной
информационной сети. В последние годы на наших
глазах произошла компьютерная революция,
затронувшая все сферы социальной, культурной,
научной и производственной деятельности людей.
Эта компьютерная революция в настоящее время
вошла в очередной этап, связанный с Интернетом.
Внедрение информационно-коммуникационных
технологий в процесс обучения начался не так
давно. Однако темпы его распространения
невероятно стремительны.
Перед педагогами стоит задача научиться
использовать Всемирную сеть в целях
совершенствования содержания образования на
основе использования современных ИКТ.
Интернет открывает новые, ранее неизвестные
возможности для совершенствования преподавания
английского языка. В учебно-методическом пособии
"Интернет на уроках английского языка" (Internet
in Learning English) даны практические рекомендации по
использованию ИКТ при обучении английскому
языку.
Данное Пособие является дополнительным
учебно-методическим материалом к действующим в
настоящее время учебно-методическим комплектам
по английскому языку для 10-11 классов.
Издание адресовано учителям английского языка,
работникам методических служб, студентам высших
и средних педагогических учебных заведений,
слушателям ИПК.
Автор благодарен рецензентам доктору
филологических наук, профессору, заведующей
кафедрой английского языка Ростовского
государственного педагогического университета
В.И. Тузлуковой, кандидату педагогических наук,
доценту кафедры информационных технологий
Института управления, бизнеса и права И.Н.
Розиной за ценные замечания по устранению
недостатков рукописи пособия.
Автор выражает благодарность доктору
педагогических наук, профессору Ростовского
государственного педагогического университета
Л.В.Заниной за научное редактирование рукописи
пособия.
Автор выражает свою признательность
Заслуженному учителю России, Заслуженному
педагогу, директору МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону
Л.А. Вдовенко за создание условий для творческой
работы по разработке пособия.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…
1. Цели и задачи обучения иностранному языку в
условиях модернизации российского образования…
2. Рекомендации к урокам
- Уроки 1 - 2. Genealogy and My Roots (Генеалогия и мои корни)
- Уроки 3 - 4. A History of My Family in the World History (История моей семьи в мировой истории)
- Уроки 5 - 6. Global Education Today (Глобальное образование сегодня)
- Уроки 7 - 8. Universal Human Values and National Cultural Values on the Internet (Общечеловеческие и культурные национальные ценности в Интернете)
- Уроки 9 - 10. Polycultural World Around Me (Поликультурный мир вокруг меня)
- Уроки 11 - 12. Education Systems in the USA, the UK, Russia: Similarities and Specific Features (Системы образования США, Соединенного Королевства, России: общие черты и особенности)
- Уроки 13 - 14. Polycultural World: What Is It Like? (Поликультурный мир: какой он?)
- Уроки 15 - 16. I Take Part in Class Project (Я принимаю участие в проекте класса)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Таблица самооценки учащегося "Я начинаю
изучать тему "Поликультурный мир и глобальное
образование: проблемы и решения"" (Self-assessment
Table for Students "I Start Studying the Topic 'Polycultural World and Global
Education: Problems and Solutions' ")
2. Таблица самооценки учащегося "Я изучил /а
тему " Поликультурный мир и глобальное
образование: проблемы и решения"" (Self-assessment
Table for Students "I Have Studied the Topic 'Polycultural World and Global
Education: Problems and Solutions' ")
3. Таблица самооценки учащегося "Участие в
проекте класса "Мой поликультурный мир""
(Self-assessment Table for Students "Participation in Class Project 'My Polycultural
World' "
4. Основные понятия (Main Notions)
5. Список информационных ресурсов (List of Information
Resources)
Основное содержание пособия - изучение учащимися
поликультурного мира на основе использования
Интернета. Поликультурное образование - важная
составная часть современного общего
образования, способствующая усвоению учащимися
знаний о других культурах, уяснению общего и
особенного (уникального) в традициях, образе
жизни, культурных ценностях народов, воспитанию
молодежи в духе уважения инокультурных
жизненных и мировоззренческих ценностей.
Целью поликультурного образования
является
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
- воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению; формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.
К задачам поликультурного образования относится:
- формирование у школьников представлений о культуре и культурном многообразии;
- приобщение учащихся к культурным ценностям народов, проживающих в англо-говорящих странах;
- формирование позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к культуре британского и американского народов;
- формирование позитивного отношения учащихся к своей и другим культурам;
- воспитание толерантного отношения учащихся к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- формирование у школьников культуры межнационального общения.
Основными принципами деятельности учителя по реализации поликультурной направленности языковой подготовки школьников являются:
- ведение учебного процесса, построенного на диалоге и взаимодействии культур;
- контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования; разъяснение обучающимся специфических для англо-говорящих стран (Великобритании и США) процессов меж- и внутриэтнической интеграции, этнокультурных особенностей каждого народа и этнической группы;
- воспитание уважения и формирование интереса к национальным ценностям и особенностям народов англо-говорящих стран, их языку, образу жизни, традициям, вере, национальной культуре.
- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей;
Критериями отражения принципов поликультурного образования в учебном материале являются:
- использование в учебном материале гуманистических идей и мировоззренческих универсалий;
- характеристика самобытных уникальных черт и общих элементов в культурах народов мира и народов англо-говорящих стран и народов России;
- раскрытие процесса глобализации, усиления взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
- раскрытие многообразных форм взаимодействия и взаимовлияния культур.
Содержание поликультурного образования в
реализации языковой подготовки школьников
многоаспектно, что позволяет рассматривать
проблемы поликультурного образования в составе
учебной дисциплины "Английский язык".
Интернет рассматривается автором пособия как
один из способов познания поликультурного мира.
Для выполнения требований к уровню подготовки
выпускников учителю необходимо осуществлять
преемственность в использовании материала,
представленного в разработанном
учебно-методическом пособии, и
учебно-методического материала, имеющегося в
действующих УМК по английскому языку для 10-11
классов.
Преобладающими формами обучения в процессе
реализации примерных рекомендаций настоящего
методического пособия "Интернет на уроках
английского языка" являются формы обучения,
ориентированные на следующие педагогические
технологии:
- современные информационно-коммуникационные технологии,
- коммуникативно-направленная групповая работа,
- проектно-исследовательская деятельность,
- индивидуальная творческая деятельность.
Конечными продуктами творческой деятельности
старшеклассников становятся рефераты,
историко-документальные очерки, доклады, проекты
на английском языке, иллюстрируемые средствами
наглядности, такими как электронные презентации
в среде Power Point, веб-страница или веб-сайт в
Интернете. Результатом совместной деятельности
учащихся становятся проведение классных и
школьных конференций, защита разработанных
проектов, организация конкурсов на лучшую
творческую работу (исследование, реферат, очерк,
проект) с использованием современных
информационных технологий.
Материалы предлагаемых уроков имеют широкие
воспитательные возможности, направленные на
усвоение учащимися общечеловеческих ценностей.
Приобщая школьников к поликультуре,
предлагаемая методика воспитывает у них
уважительное и толерантное отношение к культуре
других стран, более глубокое осознание своей
культуры.
Приобщение молодежи к работе с государственными
и международными документами по вопросам прав
человека и гражданина воспитывает у школьников
правовое сознание, уважение законов. Проводимая
работа по воспитанию гражданственности на
основе знаний по вопросам демократии и
толерантности развивает гражданскую инициативу
школьников.
У школьников воспитывается чувство гордости за
их способность внести свой личный вклад в
развитие глобального образования посредством
изучения поликультурного мира и создания
проектов по проблемам генеалогии, поликультуры,
демократии и толерантности, представления
созданных ими проектов мировому сообществу
посредством Интернета.
Примерные рекомендации к урокам
Предметное содержание речи
Социально-культурная сфера. Научно-технический прогресс. Молодежь в современном обществе. Страны изучаемого языка, их культурные особенности.
Тема урока: Education Systems in the USA, the UK, Russia:
Similarities and Specific Features
(Системы образования США, Соединенного
Королевства, России: общие черты и особенности)
Продолжительность урока: 80-90 минут
Цели:
познавательный аспект –
дальнейшее углубление поликультурных знаний,
основанных на сравнении систем образования
России, Великобритании и США; на основе изучения
Интернет-ресурсов определение общих черт и
особенностей российской, американской и
британской систем образования как составных
элементов культуры;
развивающий аспект – дальнейшее
развития умений анализировать гипертекстовые
документы, содержащие информацию о развитии
поликультурного общества на примерах изучения
российской, американской и британской систем
образования как составных элементов культуры,
используя информационно - коммуникационные
технологии; дальнейшее формирование умения
заполнять обобщающие таблицы для систематизации
поликультурных фактов из гипертекстовых
документов; совершенствование умения работать в
малой группе, используя технологию обучения в
сотрудничестве; развитие навыков организации и
участия в коллективной деятельности: постановка
общей цели и определение средств ее достижения,
конструктивное восприятие иных мнений и идей,
объективное определение своего вклада в общий
результат;
воспитательный аспект –
воспитание у школьников интереса к проблемам
образования в поликультурном мире;
учебный аспект – дальнейшее
формирование умений использовать
просмотровое/поисковое чтение с целью
выборочного понимания необходимой/интересующей
информации из гипертекста, размещенного на
сайтах в Интернете; считывать информацию,
передаваемую по Интернету, добиваясь точного
понимания отобранных отрывков; определять свое
отношение к прочитанному;
совершенствование речевых умений и навыков:
публично выступать (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следуя этическим нормам и
правилам ведения диалога; дальнейшее развитие
умения понимать на слух высказывания
собеседников в процессе извлечения интересующей
информации в соответствии с конкретной
коммуникативной задачей по изучаемой теме;
продолжить работу по развитию письменной речи
учащихся: заполнить тематические аналитические,
сравнительные и оценочные таблицы об
особенностях систем образования России и
англо-говорящих стран, являющиеся опорой для
развития речи учащихся.
Речевой материал:
лексический - virtual conference, historical-documentary essay,
historical memory of generations,
грамматический - расширение объема
значений изученных грамматических явлений:
видовременных, неличных и неопределенно-личных
форм глагола, использования косвенной речи,
согласования времен; развитие соответствующих
грамматических навыков в процессе
самостоятельной познавательной деятельности
при решении задач творческого характера, участия
в проектной деятельности.
ХОД УРОКА
1. Учитель вместе с учащимися формулирует
задачи урока: изучая гипертекстовые документы на
сайтах в Интернете, предложенные учителем,
определить общее и особенное в системах
образовании США, Великобритании и России.
2. Используя метод изучающего чтения, учитель
предлагает учащимся ознакомиться с
гипертекстовыми документами, размещенными на
сайтах в Интернете, имеющими информацию о
системах образования России, США,
Великобритании, для проведения сравнительного
анализа полученной информации. Определить общие
и особенные черты систем образования этих стран;
результаты сравнительного анализа записать в
таблицу 1 “Similarities and Specific Features in Education Systems” (Assignment
1).
Your task is to find five things that are the same and five things that are specific in
education systems of your country and the target countries. Fill in the table.
Table 1. “Similarities and Specific Features in Education Systems”
Specific Features of UK Education System |
Specific Features of US Education System |
Specific Features of Russian Education System |
Similarities of Russian, UK, US Education Systems |
---|---|---|---|
List of Websites “Similarities and Specific Features in Education Systems”
http://www.britishcouncil.ru
– British Council in Russia
http://www.dfes.gov.uk
– UK Education System
http://www.educationuk.org
- UK Education System
http://www.studyuk.hobsons.com
- UK Education System
http://www.iscis.uk.net
– Schools in Britain
http://www.schoolsearch.co.uk
- Schools in Britain
http://www.ibo.org
- Schools in Britain
http://www.ecis.org
- Schools in Britain
http://www.englishinbritain.co.uk
– Learning English in Britain
http://www.arels.org.uk
- Learning English in Britain
http://www.baselt.org.uk
- Learning English in Britain
http://www.bedfordschool.org.uk/bssc
- Bedford School Study Centre
http://www.ukuni4u.com
- The UK's Premier School and University Placement Agency
http://www.ukschools4u.com
– The UK's Premier School and University Placement Agency
http://www.bedfordschool.org.uk
– Bedford School
http://www.bathacademy.co.uk
- Bath Academy
http://www.universityfoundation.co.uk
– Bath Academy
http://www.northampton.ac.uk
– University College Northampton
http://www.crtsic.co.uk
– International College in London
http://www.britishcouncil.org/cbiet/index.htm
- Education and Training Exchanges
http://www.britishcouncil.org/education/connectyouth/index.htm
- Education and Training Exchanges
http://www.ish.org.uk
– Help and Advice for International Students
http://www.ukcosa.org.uk
- Help and Advice for International Students
http://www.uknrp.org.uk
- Help and Advice for International Students
http://www.naric.org.uk
- Help and Advice for International Students
http://www.educationuk.ru
– Education Guide of the UK Education System
http://www.languagelink.co.uk/contact.html
- For people of all ages. Database of Language Link Schools in Great Britain and Russia
http://languagelink.ru/contacts/
- For people of all ages. Database of Language Link Schools in Great Britain and Russia
http://www.abroad.ru/karta.htm
- Education for People of All Ages
http://www.comtutor.ru/
- Education Abroad. Test Yourself
http://www.ecenglish.com
– Education in House of English in Brighton, UK
http://www.citfou.org.uk
– Civics Education in Citizenship Foundation, London, UK
http://www.crf-usa.org
- Civics Education in Constitutional Rights Foundation, Los Angeles, CA, USA
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/
- Personal website "Roots" designed by Irina Anatolyevna Makarenko, School
Teacher of History, Civics and English as a Foreign Language from School №12,
Rostov-na-Donu, Russia
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/
- Personal website "My Students s" designed by Irina Anatolyevna Makarenko,
School Teacher of History, Civics and English as a Foreign Language from School №12,
Rostov-na-Donu, Russia
3. В малых группах учащиеся, обсуждая результаты
индивидуального поиска выполненной работы по
выявлению общих и особенных черт в системах
образования США, Великобритании и России,
проводят сравнительный анализ информации,
полученной из сети, и формируют сводный источник
по изучаемой теме, заполняя сравнительную
таблицу 2. “Similarities and Specific Features in Education Systems of the USA,
the UK, Russia,” как продукт деятельности группы (Assignment
2). В группе принимается решение, как будет
представлено классу выполненное задание.
Prepare the group answer about comparison of the education systems of the target cultures
with our culture. Fill in the table.
Table 2. “Similarities and Specific Features in Education Systems”
Specific Features of UK Education System |
Specific Features of US Education System |
Specific Features of Russian Education System |
Similarities of Russian, UK, US Education Systems |
---|---|---|---|
4. Группам предоставляется возможность
провести презентацию выполненной работы
“Similarities and Specific Features in Education Systems of the USA, the UK, Russia” (Assignment
3).
5. На дом: с целью развития монологической речи
подготовить презентацию выполненной работы
“Similarities and Specific Features in Education Systems of the USA, the UK, Russia”,
используя ИКТ.
БИБЛИОГРАФИЯ
Беспалов П.В. Компьютерная компетентность
в контексте личностно ориентированного
обучения.//Педагогика. – 2003. – №4. – С. 41-45.
Владимирова Л.П. Интернет на уроках
иностранного языка.//Иностранные языки в школе. –
2002. - № 3. – С.39-41.
Данильчук Е.В. Методологические предпосылки
и сущностные характеристики информационной
культуры педагога.//Педагогика. – 2003. –
№ 1. – С. 65-74.
Золотая рыбка в “сети”.
Интернет-технологии в средней школе
(Практическое руководство).//Под редакцией
Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г.
– Москва: Прожект Хармони, Инк., 2001. – 168 с.
Коломиец В.А. Ресурсы всемирной сети как
составная часть непрерывного образования
учителей иностранного языка.//Иностранные языки
в школе. – 2003. - № 5. – С. 86-90.
Концепция сайта “Твоя школа”.//Библиотечка
журнала “Вестник образования России”. – 2004. - №
5. – С. 70-78.
Коптюг Н.М. Интернет-проект как
дополнительный источник мотивации
учащихся.//Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3. –
С. 62-66.
Копылова В.В. Основные направления
модернизации языкового образования в
современной России. Сборник статей. Ученик –
ученик – учитель. Материалы конференции
Министерства образования Российской Федерации.
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова. Факультет иностранных языков.
Всероссийская научно-практическая конференция.
Москва, 2003.
Макаренко И.А. Internet in Learning English.
Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2004.
– 40 с.
Малых Ю.С. Интернет в обучении английскому
языку. Сборник статей. Ученик – ученик – учитель.
Материалы конференции Министерства образования
Российской Федерации. Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Факультет иностранных языков. Всероссийская
научно-практическая конференция. Москва, 2003.
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.,
Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии
педагогического дизайна./Под ред. кандидата
педагогических наук М.В. Моисеевой. – М.:
Издательский дом “Камерон”, 2004. – 216 с.
Николаева В.Д., Ушницкая В.В., Нестерова А.С. Применение
информационных технологий в обучении
иностранному языку.//Информатика и образование.
– 2003. - № 7. – С.112-113.
Новикова Ю.Б. Обучение чтению через
Интернет. Сборник статей. Ученик – ученик –
учитель. Материалы конференции Министерства
образования Российской Федерации. Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Факультет иностранных языков. Всероссийская
научно-практическая конференция. Москва, 2003.
Рязанцева Т.И. Гипертекст как основа
электронного учебника. Интернет в обучении
английскому языку. Сборник статей. Ученик –
ученик – учитель. Материалы конференции
Министерства образования Российской Федерации.
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова. Факультет иностранных языков.
Всероссийская научно-практическая конференция.
Москва, 2003.
Bortoluzzi, M. 2003. Using basic computer skills to enhance students creative
writing. English Teaching Forum, 41, 2, p.p. 14 – 20.
British Cultural Identities. Edited by Mike Storry and Peter Chids. 1997. London
and New York.
Savignon, S.J. 2002. Communicative Curriculum Design for the 21 st Century.
English Teaching Forum, 40, 1, p.p. 2 – 7.
Schaetzel, K., Chan Ho. 2003. Tutorials: A way of building community in the
classroom. English Teaching Forum, 41, 1, p.p. 16 – 21.
Studying British Cultures. Edited by Susan Bassnett. 1997. London and New York.